ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

БЕССТРАШИЕ РАДОСТИ

13 декабря исполняется год, как преставился ко Господу иеродиакон Варнава (Трудов). На протяжении нескольких лет мне довелось общаться с этим человеком, и хотелось бы поделиться некоторыми воспоминаниями о нём.

иеродиакон Варнава (Трудов)

Постоянные читатели газеты помнят, что отец Варнава много лет нёс крест тяжёлого онкологического заболевания. Как он сам говорил, случай был довольно редкий, организм продолжал борьбу за жизнь. В связи с этим он регулярно посещал Центр гематологии в Санкт-Петербурге, добровольно участвуя в испытаниях экспериментальных препаратов. Собственно, именно это его бесстрашие по отношению к непроверенным лекарствам, серьёзность его отношения к болезни как пациента и давали ему возможность лечиться в клиниках – купить самостоятельно невероятно дорогие лекарства у него просто не было возможности. Однако многолетнее лечение ослабило внутренние силы, и в последние годы особенно тяжёлые страдания доставлял даже не сам недуг, а сопутствующие ему инфекционные заболевания. Поэтому иногда он не мог принимать пищу, испытывал сильную слабость и почти не выходил на улицу. Сила телесных терзаний порой была сопоставима с мученическими, но во времени они растягивались не на дни, а на годы.

Тем удивительнее и назидательнее та активная духовная жизнь, которой жил отец Варнава. Он много читал, особенно Новый Завет, а когда не мог этого делать из-за приёма сильных лекарств, то слушал аудиокниги. Периодически писал заметки в газету. В одну из встреч он удивил меня сообщением, что изу­чает греческий язык с целью прочесть Евангелие в оригинале. Но ещё большее впечатление оставили юношеский энтузиазм и трепетное отношение к Слову Божьему, которые от него исходили в тот момент. В нём была радость жизни, живой интерес к происходящим событиям, проблемам и успехам окружающих его людей, шла тонкая наблюдательная работа за всеми веяниями вокруг. Это была не прагматическая взвешенность человека, со дня на день готовящегося покинуть земной мир, а ощущение полноты жизни человека, который в равной мере готов хоть завтра на Суд, а хоть ещё сто лет трудиться здесь – сколько Господь отмерит. «Живём ли – для Господа живём; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живём ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14, 7-8).

Благодаря публикациям в газете о нём многие знали, присылали материальную помощь, писали письма и приходили поддержать лично. Но отец Варнава не столько принимал слова поддержки, сколько сам их писал и говорил своим собеседникам, принимал и тут же раздавал подарки. Не давал советов и назиданий, а делился своим личным духовным опытом, своими открытиями в познании Бога, мира и самого себя. На вопрос: «Как боретесь с унынием?» – он отвечал с удивлением: «Да уныния и нет. Некогда». Несмотря на физическую слабость, он вступил в «неравный бой» с чиновниками от здравоохранения, не обеспечивающими онкологических больных даже тем минимумом лекарств, которые они обязаны закупать по закону: писал письма, ходил, требовал. Он говорил: «Я не успею воспользоваться этими лекарствами, так успеют другие». Так оно и получилось.

Молитвенной поддержки, материальной помощи в приобретении лекарств и врачебной помощи отцу Варнаве в последние годы требовалось очень много, но всё это он принимал с достоинством, не отказываясь, но и не рассыпаясь в излишних благодарностях. Наверное, потому что знал: труды и заботы жертвователей принимает Господь как оказанные Ему Самому, по евангельскому слову (Мф. 25, 40). Все эти годы в его лице нам была дана возможность проявить внимание, милосердие, сострадание и тем самым укрепиться в главной добродетели – любви.

Видя крестный путь ракового больного, житейское сознание задаёт свой любимый вопрос: за что? Правильно ответить на него можно, лишь поменяв саму формулировку: не за что, а зачем. Господь Бог даёт каждому крест по силам, чтобы возрасти духовно в полную меру, чтобы укрепиться в терпении, засвидетельствовать свою веру делами. «Господь убирает все житейские подпорки – семью, здоровье, – чтобы научился надеяться только на Него», – как-то поделился мыслью отец Варнава. И ещё для того, чтобы окружающим явить пример смирения, упования, надежды. Показать, что вера христианская – это не ключ к житейскому благополучию, но путь к снисканию такого духовного устроения, с которым человек будет счастлив и в радости, и в скорби. «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

Умер монах скромно. Никаких сборов, никаких поминок. Простой гроб, простой крест. Заупокойная служба в кладбищенском храме Святого Духа. Небольшая группа знавших его людей. На могиле долго сидела птичка и не хотела улетать. Стоял тридцатиградусный мороз и светило необычайно яркое солнце. А на душе у меня вдруг воцарились спокойствие и тихая радость. Без слёз, без недоумения, без тоски и отчаяния. Потому что христианин знает, для чего он живёт и для чего умирает. Все наши пути – к Богу. Смерть подводит итог всей земной жизни. «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Сол. 4, 13).

А мы благодарим Господа, что явил нам в о. Варнаве образ веры, надежды и любви, и помолимся о даровании ему всех благих, уготованных любящим Его. Верим, что сбылись на нём слова Премудрого: «И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашёл их достойными Его.Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную» (Прем. 3, 5-6).

Священник Максим СТЫРОВ

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга