ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

Наши дары Богу

7 января
Мф. 2, 1-12.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли... И войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою (1-5, 7-9,11-12).

Иерусалимские жители не хуже волхвов знали, что Христос придёт примирить их с Богом. Но почему-то они не обрадовались, узнав о рождении Христа. В Евангелии сказано, что, услышав об этом от волхвов, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим, где была сосредоточена вся иудейская мудрость и праведность и где прекрасно знали весь Ветхозаветный Закон, смутился вместе с ним. Хотя умом они понимали и устами исповедовали, что придёт Христос и примирит их с Богом, но только менять что-либо в своей жизни им не хотелось… Будем подражать верой и жизнью волхвам, а не смутившимся иудеям. Принесём Ему дары: вместо золота – послушание; вместо ладана – почитание Его как Бога; вместо смирны – готовность пожертвовать своими удобствами, спокойствием, а если потребуется – и жизнью…

Иерей Михаил Немнонов

Что же приносим мы и что можем принести от скудости нашей любви, от пустоты нашей души, от призрачности нашей жизни? Ужели стоим мы с пустыми руками, растерянные и смущённые, или же, что ещё страшнее, рассеянные и равнодушные? Да не будет! Мы хотим принести Ему дары, и мы имеем их, ибо это Он Сам обогатил нас, обнищав для нас. И это – Его дары, которые мы должны обрести в себе.

Злато... В тёмных недрах земли заключена его сверкающая слава, его нержавеющая чистота. Таковы и недра человеческого духа, из которых человек своим творчеством извлекает умную красоту и ею мир облекает. Ливан... Благовонный фимиам, возносящийся к небу, как человеческая душа, восходящая на свою небесную родину. Душа крылата, она возлетает к престолу Божию в молитвах и созерцаниях своих. Ангельская природа человеческого духа есть этот ливан души, сокрытый в сердце его.

И смирну... Погребальное миро любви, принесённое любовию, души – мироносицы, погребающие Возлюбленного Жениха. Да, мы должны принести Ему не только жизнь, но и смерть свою, с Ним соумирать, дабы с Ним воскреснуть...

Протоиерей Сергий Булгаков

Услышать, встать, пойти

12 января
Мф. 2, 13-23.

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет… Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошёл в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет (13-15, 16, 19-23).

Самое главное в этом рассказе – реакция Ирода. Свет Рождества и тьма злобствующей власти, развращённой страхом и подозрением. «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение», а с другой стороны – ненависть к свету, к свободе, к любви. Отсутствие всякой жалости. Что этой власти до плача матерей, не могущих утешиться?

Две тысячи лет прошло с тех пор. И всё те же две власти противостоят одна другой на нашей многострадальной земле: власть властолюбцев, страшных в своей жестокости, – и светлая власть вифлеемского Младенца. И как будто вся сила у той земной власти, у её полиции, следователей, у её бессмертных стукачей. Но только как будто – ибо всегда светит над миром звезда, всегда сияет образ Младенца на руках у Матери. И не умирает надежда, вера, любовь. Проходит Рождество: но свет его остаётся с нами.

Протоиерей Александр Шмеман

С первых глав Благовестия апостола Матфея перед нами поставлен вопрос: с кем мы, на чьей стороне? Для чего каждый из нас ищет Христа? Искавшие Его мудрецы с Востока поняли, что нужно оставить всё – дом, родных, друзей – и отправиться в долгое путешествие, чтобы лично увидеть Того, о чьём Рождении благовестила им явившаяся звезда. Царь Ирод искал Христа, чтобы обезопасить свой трон от конкурента – нового Царя Иудейского. Точно так же и теперь: одни – с радостью принимают, другие – с ненавистью отвергают, делая всё, чтобы не допустить Христа в свою жизнь.

Священник Василий Куценко

Иосиф ни с кем не стал советоваться. Он просто встал и поступил, как повелел ему Ангел Господень. Ночью, то есть даже не стал ждать утра! Нет чтобы покряхтеть, повозражать: куда в Египет, зачем? Что, ближе нигде нельзя спрятаться? По смерти же Ирода «пошёл в пределы Галилейские». Это только читать легко: встал, взял Младенца и Матерь Его… А вы представляете, каково это – прожить какой-то срок в Египте, обустроиться, обзавестись каким-никаким жильём, клиентурой…. И вот опять – всё бросай и отправляйся. «Но, получив во сне откровение…» – и это уже четвёртое откровение, которое получает Иосиф, согласно Священному Писанию.

Но знаки, намёки, подсказки, которые так изобильно встречаются в жизни каждого из нас и которые мы так обильно и так небрежно пропускаем… «Встань», а ещё так рано; «пойди» – а так устали ноги!.. И не встаём, и не идём, а после удивляемся, почему никто и никогда нам не подсказывает ничего!

Анри Мартенс

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга