11 

   Новомученики


“БЫТИЕ СТРАДАНИЙ И СКОРБИ”

После революции в Коми край - в лагеря или на поселение было сослано много выдающихся людей своего времени. Среди них - архиепископ Феодор (Поздеевский), последний ректор Московской духовной академии.

В 1917 году владыка Феодор был назначен настоятелем Свято-Данилова монастыря в Москве и управлял им вплоть до закрытия в 1930 году. По словам современников, это было время духовного подъема в жизни обители. Богослужения проводились при большом стечении народа. Патриарх Тихон, особо почитавший святого князя Даниила Московского (день памяти 17 марта), неоднократно совершал здесь литургию. Настоятель обители, преосв.Феодор, почитался среди народа как строгий монах, настоящий аскет. В 1918 году он совместно с архим.Германом (Ряшенцевым) составил акафист св. блгв. князю Даниилу, собирателю земли Русской, - и акафист читался монахами в годы лихолетья, когда страну разрывали на части. Мог ли знать тогда владыка, что спустя годы судьба вновь столкнет его с соавтором, архим.Германом - они встретятся на окраине Российской Империи, в сыктывкарской ссылке...

Владыке Феодору принадлежали драгоценные святыни - часть святых мощей блгв. князя Даниила. Впоследствии они хранились у духовных чад владыки, затем попали в Америку, в Джорданвилль. В 1986 г. мощи вернулись в Данилов монастырь. Возвращается и память об его настоятеле владыке Феодоре. В американском издании “Православная жизнь” (“Orthodox life”, Jordanville, 1995) приведены воспоминания о владыке тех, кто спасся от преследований, эмигрировав за рубеж. Публикуем выдержки из них.

Вот те сведения, которые удалось получить о пребывании владыки Феодора в Зырянском крае. Архиепископ Леонтий Чилийский в своих воспоминаниях пишет: “Сосланный в Усть-Сысольск архиепископ Феодор проживал там на вольном поселении со своим архидиаконом Ананией, не принимал ни одного человека, ни духовного, ни светского, включая сосланных туда собратий, - епископов Германа, бывшего своего сослужителя по Московской академии, епископа Серапиона Козельского, киевского подвижника схиигумена Луку и других добрых пастырей не принял, на себе испытав все муки при допросах в ГПУ. Он решительно никуда не ходил, не молился вместе. К сожалению, его предчувствия оправдались. Сосланный с ними всеми в один город свящ.Иероним оказался потом невольным осведомителем местного ГПУ. Не вынося угрызений совести, он потом на глазах у многих стиравших белье женщин бросился в реку и погиб”.

Прот. М.Польский в своей книге “Новые мученики Российские” пишет:

“Епископы Герман (Ряшенцев) и Серапион, архиепископ Феодор, бывший ректор Московской духовной академии, вместе с архидиаконом своим Ананией, жили в 1935 г. как сосланные недалеко от города Усть-Сысольска (Зырянский край, область Коми). В один день все они были арестованы, вывезены из города и замучены”.

Но особенно ценны для нас воспоминания об этих годах ссылки, полученные нами от очевидца, ныне здравствующего. Он рисует яркую и живую картину тех лет.

Вот, что он пишет: “Встречать преосвященного владыку мне приходилось зимой 1935-36 г. изредка, то на улице, то на почте в г.Усть-Сысольске (по-зырянски Сыктывкар), где мы все получали письма, нам адресованные. Владыка поверх своей одежды носил брезентовый халат-дождевик, а не рясу. Из окружающей публики он выделялся не только тем, что носил бороду (волосы были скрыты зимней шапкой), но более всего величественным благообразием. Посторонние принимали его за университетского профессора. Один вид его внушал к нему уважение.

Когда я говорю “мы”, я имею в виду группу, составившуюся из ссыльных - сосланных за Церковь - из разных мест. Были тут духовные, монашествующие и мирские, державшие между собою “чувство локтя”, посещавшие церковные службы, ...вместе бедовали. Среди нас был епископ Герман (Ряшенцев), в свое время ректор I-ой Московской духовной семинарии, потом возведенный в архиерейский сан и бывший епископом Вязниковским. Был и другой епископ, Серапион Моршанский (Шеваляевский), поставленный из протоиереев.

Преосвященный Феодор держался особняком. Ни с кем общения не имел. Заботилась о нем его сестра, из вольных (из допроса знаем, что ее звали Ольга Васильевна Тимофеева - м.И.).

В церковь владыка Феодор не ходил. Говорили о нем с уважением, и не без удивления комментировалось, что он был в несогласии с Поместным Собором (1917-18 гг.) и не разделял мнения со Святейшим Патриархом Тихоном. В Москве до ареста он уединился в Даниловом монастыре. От кафедры уклонился и был занят воспитанием молодых кандидатов на священнослужение. Под суд он попал, когда шли суды, связанные с делом об изъятии церковных ценностей. На один срок административно добавляли новый, потом опять новый. Так и владыка Герман и владыка Феодор проводили годы в ссылках. Моя речь о зиме 1935-36 года.

В Сыктывкаре оба оказались как бы вместе. Владыка Герман жил в селе Кочпон (4 версты от Сыктывкара), а владыка Феодор - в другую сторону от города, в селе Тентюково. Хотя до катастрофы революции эти наши владыки были близки (в 1918 г. они составили акафист благоверному князю Даниилу - “Акты Патриарха” - ред.), здесь, в ссылке, они встретились только один раз. Владыка Феодор раньше был ректором МДА, а Владыка Герман - ректором Вифанской семинарии. Близость была служебная. Теперь, в ссылке, Владыка Герман счел долгом приличия навестить Владыку Феодора. Был он принят очень холодно и сухо. Впрочем, чашка чаю была предложена, несмотря на все трудности ссыльного быта, - без права даже купить хлеба! Нужно сказать, что наших духовных паства всегда поддерживала посылками по почте или привозил кто-нибудь из родных, друзей или пасомых, так что, когда владыка Герман навестил владыку Феодора, хозяин мог предложить стакан чаю, но приглашения к повторению визита, к общению, не последовало.

Не вспомню, какими именно словами владыка Герман делился потом впечатлениями об этом визите, но смысл был в том, что “Феодор каким был, таким и остался”. Замкнут в себе. Строгость во всем, ко всем, ко всему и, прежде всего, к себе самому искони прославила ректора Московской духовной академии.

Дальше автор описывает сам город: “Это был тогда старинный городок, где Сысола впадает в Вычегду. Богатство леса и молока. 25000 жителей - зыряне. Мужчины все говорят на коми и по-русски. Пожилые и старые женщины - только на коми. В мое время к местному населению прибавилось 22000 ссыльных на разные сроки и “спецпереселенцев” - так называемых раскулаченных.

Было 5 храмов. В мое время главный собор, Св.Стефана - куча щебня, другой - склад ГПУ, один ...не вспомню. На кладбище - обновленцы, в “Десятках” служил наш батюшка, зырянин о.Стефан.

Были духовное училище, женская прогимназия, лесопромышленный техникум.

Работал лесопильный завод. Затон - ремонт речного транспорта:

пароходов, барж. Были театр и летний сад. В магазинах - все что нужно: питание, одежда, обувь, аптека. Воду брали из колодцев. Дома городского типа, в полтора и два этажа.

Климат сухой, континентальный. Крайности: зима долгая и холодная, до 56 градусов С ниже нуля, лето короткое и очень жаркое, до 44 градусов С, но долгие дни летом - около 20 часов - дают возможность вызревать овощам: картофелю, свекле. Яблок нет. Злаки: ячмень, овес. Пшеницы нет. В царское время - все было. По осенней воде громадные баржи-склады обеспечивали город на весь год”.

В те годы, когда там жил владыка Феодор, находился в селе Тентюково блаженный Александр, о прозорливости которого ходили многочисленные легенды (в предыдущем номере “Православной жизни” (№1,1995г., Jordanville) помещен подробный рассказ о блаженном, перепечатанный из нашей газеты - №№ 60,65,68,70 “Веры” за 1992-93 г.г. - ред.)

Предсказания блаженного Александра Сорвачева сбывались, и люди обращались к нему за помощью и советом.

Вот как описывает эти годы одна из посещавших его: “Через Тентюково шел путь на Верхний Чов, в конце села сворачивал в лес, и уже по лесной дороге двигалась колонна заключенных, а по сторонам - охрана на лошадях. И туда же тянулись вереницы женщин, чьи мужья страдали в лагерях. Переписку, ведь, многим не разрешали, свидания тоже, так что иные из этих женщин шли в Чов наугад, не зная даже: там ли их мужья, живы ли они. Местные власти издали распоряжение, чтобы таких бродячих женщин не пускали на ночлег. Где уже они ночевали, у каких костров делились друг с другом горем - нет этого в архивах. Но ночами рождались легенды про юродивого - блаженного Александра: он прозорливец, все знает, всю правду может сказать (это отнюдь не легенды - ред.). О многом говорил он иносказательно, но самое главное: жив человек или нет его - об этом всегда говорил определенно. А если какая особенно пристанет, то разволнуется Александр и чуть не плачет:

“Нету его уже, нету совсем. Убит!” - будто своими глазами видел убитого”.

Вот село Тентюково, вот его жизнь в те годы, когда там проживал Владыка Феодор.

1937 год... “Но теперь - ваше время и власть тьмы” (Лук.22,53). Если спросить: почему были такие жестокие гонения на Церковь Христову в первые века христианства и почему с такой силой возобновились они в наше время, ответим словами владыки Феодора. Он пишет:

“Нужно помнить, что с момента сошествия Св.Духа Церковь... вошла в мир, как новая, отличная от обществ человеческих и даже противоположная им организация. Вот почему представители римской государственности и общественности гнали христиан, потому что при всей широте веротерпимости своей видели, какая опасность грозит их общественному строю со стороны христианства.

Государственная общественность зачалась вовсе не от Духа Святого и не с момента сошествия Его на апостолов, а совершенно на иных началах. Это просто совместность человеческих жизней, дань инстинкту общежития... По причине извращения человеческой природы грехом, она выражается неизбежно в тех уродливых формах и установлениях государственной жизни, о которых так разительно говорит нам история человечества.

Начало церковной организации, общества святого и чистого, - начало иного порядка. В основе Церковной жизни лежит чисто нравственная идея единого братства, имеющего “едино сердце и едину душу” (Деян.4,32). “Цель Церкви, по словам Вл.Соловьева, в том, чтобы исцелять человечество и весь мир восстановлением его единства с Богом”. В Церкви преобразуется дух человека. Христианство призывает к борьбе с грехом, к спасению от греха, к достижению Царства Божия, кое внутрь нас есть, но на этот путь надо вступить свободно, ибо Царство Божие и царство дьявола для человека есть направление свободной воли человека.

Юридические права не так важны для Церкви - дело духовного совершенствования может совершаться и при тяжелых условиях внешнего порядка для христиан.

Как же должно мыслиться отношение церковной общественности к государственной? ...Государству должно преклониться перед христианством, стремиться быть христианским, ибо исторический опыт ясно свидетельствует, что государство не может дать само из себя разумного смысла жизни.

Если же брать государство христианское, каково наше русское государство, ибо... у нас Церковь и вера созидали самую общественность и устроение государства российского, то у нас, пока не иссякла окончательно самая вера христианская, нельзя и говорить об отделении Церкви от государства. ...Чтобы отделиться от Церкви, государству нужно состоять всецело из неверующих. Тогда это отделение произойдет само собой и будет уже собственно отпадением от Церкви, церковной анафемой” (Архиеп. Феодор “Смысл христианского подвига”, Москва, 1991 г.).

“Расходились, разгулялись бесы по России вдоль и поперек...”

Приведем слова Владыки из его статьи - “К вопросу о страданиях”:

“...Не будем подробно касаться тех разнообразных объяснений тайны страданий в жизни и зла в мире, какие давали люди, желавшие проникнуть в эту тайну усилиями только своего ума, ибо для жизни важно знать не столько ошибки и заблуждения, сколько правду. Скажем только, что вне идеи личного Бога, для человека, переставшего определять себя и свою жизнь идеей личного живого Бога и потерявшего идеал жизни и спасения в Боге, нет другого выхода, как только горестно поникнуть в сознании своего бессилия перед непонятной тайной мирового бытия, как бытия страданий и скорби, и все уже бытие признать злым...

Грехопадение ангелов и грехопадение человека, внесшее собою зло во все области бытия, как духовного так и материального, в том и состояло, что ангелы и люди порвали свою непосредственную связь с Богом и пошли по пути своей собственной воли... Итак, по вопросу о страданиях можно сказать следующее:

1. Проблема зла и страдания есть вековая проблема человечества, без решения ее история не имеет смысла, да и самая жизнь разумно невозможна.

2. Единственно удовлетворительное решение этой проблемы дается в системе христианского мировоззрения.

3. Зло и страдания есть состояние искаженного порядка жизни, и виновник этого искажения в земной жизни - сам человек; при этом понятие зла и страданий вовсе не однозначущи: зло - понятие чисто моральное, а страдания, сами по себе, - вне области понятий добра и зла, хотя и могут быть причиной добра и зла, в зависимости от воли человека. ...Нужно сознать себя виновником и преступником перед Богом за зло и страдания жизни, и в чувстве этой виновности восприять эти страдания в добровольных подвиг своей жизни”.

Так и поступил архиепископ Волоколамский Феодор, последний ректор Московской духовной академии, закончив житие свое мученической смертью.

23 октября 1937 года Владыка Феодор был расстрелян в Ивановской тюрьме.

Монахиня Иоанна

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera