ВЕРТОГРАД

ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?

Говорят: «Каков поп, таков и приход». Это очень правильно. Какие родители, такие и дети; яблочко от яблоньки недалече падает – это всё об одном и том же. Одна прихожанка мне сейчас вопрос задала, и я понял, что я очень плохой священник, потому что восемь лет не могу объяснить простых вещей, приходится говорить одно и то же. Когда дети плохо учатся, в этом не они виноваты, что такие бестолковые, а виноват учитель, который не может научить. Попробую ещё раз объяснить, что такое грех. Может быть, в сотый раз. Видимо, я недостаточно точные слова нахожу, чтобы это объяснить.

Грех – не проступок, грех – это состояние человеческой души. Греховное состояние души человека выражается в его нехороших поступках, но может в них и не выражаться. То есть состояние души человека может быть как у вора, но он может и не воровать; состояние души может быть как у блудника, но он может не блудить; состояние души может быть как у пьяницы, но он может не пить. Если человек с грехом борется, то он может побеждать его с помощью благодати Божией. Если человек не борется c грехом, идёт у него на поводу – тогда он совершает греховные поступки. Но мы никак это в толк не возьмём.

Например, мясо есть Великим постом грех или нет? Большинство считают, что грех. Но чем же свинина, баранина перед нами провинились, что есть их грех? Грех не в мясе, не в том, что мы его едим, не в том, что мы оскоромились, потому что в мясе ничего нечистого нет. Если бы мясо было нечистое, тогда мы его и на Пасху не стали бы есть. Так вот, грех заключается не в том, что человек постом мясо ест, а в том, что он не подчиняется Церкви: вся Церковь постится, а он нет. Ну а если человеку врачи прописали парное мясо – у него диабет, ему ничего больше есть нельзя, – грех это будет или нет? Многие мучаются такими вопросами. Но не в мясе грех-то, а в невоздержании. Если мясо, молоко есть постом грех, почему тогда мать кормит грудного младенца молоком? Пусть покричит сорок дней: выживет так выживет, на Пасху покормлю. Не может же так быть: то, что для одного человека грех, для другого – не грех. Значит, не в еде дело. И правильно, не в еде. Так апостол Павел и пишет: Царствие Божие – это не пища и питие, а радость о Святом Духе.

Или, например, на Пасху делать земные поклоны – грех это или нет? Девяносто девять процентов скажут: грех. А ведь грех не в поклоне. Если человек чувствует себя грешником, кается перед Богом, падает перед Ним на колени и проливает слёзы, что ж тут грешного? А в чём грех? В том, что он других соблазняет, вводит их в искушение. Потому что девяносто девять процентов людей смотрят, как он на коленях стоит, и мучаются, и каждому из них хочется его дёрнуть: ты это не делай, это грех. Иди домой, затворись и делай поклоны: тысячу, две тысячи, три, сколько тебе нравится. Никто тебя не видит, кроме Бога твоего, а у Бога всегда Пасха. Поэтому хочешь – на колени вставай, хочешь – не вставай. А вот то, что ты других соблазняешь... Они же не виноваты, что у них такой поп плохой, не может им объяснить, что такое грех и что не грех, и поэтому соблазняются.

Но с другой стороны, если человеку так уж хочется на колени встать, ну и пусть встанет. На Херувимской надо вставать на колени или не надо? В Херувимской песне ничего особенного по сравнению со «Свете тихий» или «Слава в вышних Богу» нет. Но кому-то хочется на колени встать – ну пусть встанет. Что, его убить теперь за это? Что плохого в том, что человек встал на колени? Непонятно, кого он этим обидел, оскорбил, уж по крайней мере не Бога, потому что церковь – это как раз то место, где люди на колени перед Богом встают. Что тут особенного? Но поскольку человек отличается от других, то он обращает на себя внимание и отвлекает других от молитвы. Все мы молимся Богу, но молимся в основном про себя или участвуем умом в словах молитвы. А если бы каждый увлёкся так и начал бы свои просьбы вслух излагать, он мешал бы службе, и обязательно его остановили бы. Но это не значит, что грех в том, что он молился, а грех в том, что он другим мешал. Так же и во всём. Вот ребёнка маленького принесли в церковь. Это очень хорошо. А если он другим мешает молиться – это ты уже их вводишь в искушение. Поэтому надо встать таким образом и так со своим ребёнком заниматься, чтобы он других не отвлекал или по возможности отвлекал как можно меньше. То есть надо думать всё время и о ближних своих.

Вот когда мы нарушаем любовь к Богу и любовь к ближнему, тогда это грех, потому что грех есть противление воле Божией. Бог хочет, чтобы каждый человек был спасён, а уж что он для этого использует: на коленках ли стоит, или молится, или духовные книжки старается читать, или ближнему помогать – все средства хороши. Это совершенно неважно. Многие, например, ходят в храм каждый день. Хорошо это? Хорошо. А если человек ходит в храм и при этом молится – это ещё лучше. Потому что можно просто так стоять в храме: стоишь и мучаешься – когда же это всё кончится? Молиться – хорошо, поститься тоже хорошо. Но вот если человек, допустим, предаёт, или кляузничает, или клевещет – это уже нехорошо.

Спрашивается, что лучше: в Великую Пятницу пост нарушить или же продавать ближнего оптом и в розницу? Ясно, что пост нарушить лучше. Поэтому нам надо задуматься, что мы часто грешим страшными грехами, жуткими, иудиными, делаем ближнему зло. Вот одна другой что-то сказала, а та передала: а она про тебя сказала... И чего человек добился? Он их поссорил, началась свара – а потом не будет мяса есть, молока. Есть такая поговорка: ты лучше мясо ешь, а людей не ешь. Потому что бывает, люди не едят баранину, говядину, свинину постом, а своих собственных жён, детей, свекровей, тестей, тёщ едят поедом. Что толку в этой вере? Что толку в вере, когда другим жизнь создают невыносимую, мучительную, так что они уже боятся домой приходить? Что толку в этом посте? Что толку в чтении Писания? Лучше бы в церковь не ходил, лучше бы Богу не молился, был бы хоть неверующим, но спокойным, порядочным человеком. Что толку в вере, когда человек делает противоположное этой вере? Для своих ближних создаёт ад, дома всё время ругань, всё время упрёки, раздражительный тон, гневливость – какая-то бесовщина.

Да уж лучше ты мясо поешь, ляг спать, успокойся. Это гораздо лучше. А у нас такого понимания нет. Мы не понимаем самого главного, что Господь принёс на землю, а какие-то фарисейские установки для нас играют роль. Для чего пост существует? Чтобы человек стал более кротким, более смиренным, более спокойным, более любвеобильным. А если ты от поста звереешь, так уж лучше навари ведро картошки, набухай туда баранины и съешь всё – только стань ты поспокойнее, ради Бога. Это будет гораздо лучше, это будет самый лучший пост. Надо же думать прежде всего о том, что духовного мы приобрели постом. Смысл поста не в диете, а именно в том, чтобы стать более кроткими, более смиренными, более любовными – в этом смысл христианской жизни, к этому и надо стремиться.

Господь хочет, чтобы мы избавились от своих страстей в душе, от грехов, а не того, чтобы мы стали людьми, которые живут по каким-то внешним правилам. Для Бога важно, какие мы внутри, по существу. Есть люди, которые и в церковь ходят, и на молитву платочек надевают, и квартирка у них освящена, и лампадочка есть, и иконочки, и книжечки, и Библия, и молитвослов – ну всё есть, что только душе угодно, а глаза завистливые, сердце каменное, язык злой. Ну и что толку в этих сокровищах, которые ты дома приобрёл? Иконочки есть – хорошо, лампадочки – хорошо, Библию имеешь – слава Богу, читаешь её – ещё лучше. Но что толку в этом чтении, если человек остаётся завистливым, злым, предателем, иудой, сварливым, сплетником, всякое зло про другого передаёт?

В этом толк только один: ты в аду из-за этого будешь гораздо ниже, чем самый страшный безбожник, который ни в церковь не ходил, ни Богу не молился. Потому что иконки у тебя были, лампадки у тебя были, пост ты соблюдал, в церковь ходил, Библию читал – и ничего в тебя не вошло. Вот какой ты противник Божий, ничто тебя не проняло: ни богослужение, ни пост, ни слово Божие. Другой человек в Бога не верует и лучше живёт, чем иной верующий, и Господь ему снисхождение окажет. Потому что какой с него спрос? В церкви никогда не был, никто его не научил – ни хороший поп, ни плохой слова ему не сказали. Он ничего не знает, Библию никогда в жизни не читал, книжек хороших, где о нравственности говорится, где высмеивается зло – «Евгения Онегина» или Достоевского, Чехова,– не знает; читал только газеты и программу «Время» смотрел. Иногда по совести поступал, иногда против совести. Что с него взять? С него спрос меньше.

Поэтому какой же ты христианин, если в храм ходишь, всё внешнее исполняешь, а внутри остаёшься самым страшным злодеем – ты злой, раздражительный, властолюбивый, всё время кричишь, шумишь, всем только указываешь, всех только всё заставляешь, всех под себя подминаешь и хочешь, чтобы все были, как ты. Ты один прав, а все кругом дураки и во всём виноваты. Так же нельзя, это же противно духу Евангелия. Уж лучше бы ты в церковь не ходил, сидел бы дома, спокойненько телевизор смотрел, газетку читал, чай попивал и никого бы не обижал – ты был бы ближе к Богу.

То есть надо нам всегда стараться различать, что есть грех по своему существу, а что не грех. Снова повторю: грех не какой-то проступок, а состояние души человека. Поэтому Господь и пришёл, чтобы души спасать. И мы тоже приходим в храм для чего? Не для того, чтобы поминать о здравии и за упокой, не для того, чтобы водой кропиться, а чтобы спасать душу. От чего спасать? Вот от этого самого гнусного состояния, которое есть грех. И оттого что душа наша находится в этом гнусном состоянии, в грехе, от этого и поступки у нас всякие нехорошие, от этого у нас и ссоры, и свары, и обиды какие-то друг на друга, и чего только у нас нет. Но это уже следствие. А лечить нужно не симптомы, а саму болезнь.

И если мы поймём, что такое грех, тогда мы легче от него избавимся. Не знаю, хорошо ли я объясняю или нет, но уж лучше просто не могу. Аминь.

Протоиерей ДИМИТРИЙ Смирнов
Газета «Мир всем»

РЕЖИМ

Здоровье лучше сохранять, чем поправлять испорченное. В этом смысле режим полезен и для физического, и для духовного здоровья.

До грехопадения плоть человека не знала усталости и восстанавливающий силы сон ей был не нужен. Но после того как в мир вошёл грех, плоть изменилась, и теперь нам требуется ежедневный отдых. В мире нет ничего случайного, ни одной мелочи, всё участвует в благом Промысле Божием о человеке. Премудрый Творец разделил день на две части: светлую и тёмную. При свете человек трудится, с наступлением темноты, когда невозможными становятся привычные занятия, он отдыхает.

Примитивные светильники прошлого: костёр, факелы, фитилёк в плошке с маслом – немного отвоёвывали у тьмы. Это сейчас, прикоснувшись к выключателю, мы можем прогнать мрак, можем целые сутки, да что сутки, целые годы жить при свете. Но многие века, тысячелетия люди жили в богоданном и благодатном режиме: днём – работа, занятия, труд; ночью – сон. Мы знаем, что режим – это одна из лучших профилактик здоровья. Но своевременный сон помогает не только телу быть здоровым и крепким, он помогает и душе.

Необходимость сна – это недолгое, но ежедневное напоминание о нашей немощи. Во сне человек становится беспомощным, и неизбежность такого состояния смиряет даже богатыря. Сон похож на ежедневную, естественную болезнь.

Точно так же, как болезнь, может прервать грех и не даёт ему полностью овладеть человеком, так и сон на время освобождает нас от власти греха и не даёт ему беспрерывно усиливаться в нас. И как пьяница после сна встаёт, несколько протрезвившись, так и душа наша несколько «отрезвляется» после сна.

Самое благоприятное время для сна – это ночь. К ночи все мы ослабеваем. Медики говорят: ночь – царство вагуса. Так называют блуждающий, или чревный, нерв, отвечающий за расслабление органов брюшной полости, влияющий на уменьшение тонуса различных мышц. К ночи расслабляются даже мышцы глаз и кровеносных сосудов; падает острота зрения, ослабевает внимание, умственная деятельность, слабеет воля.

Наша слабость делает нас в это время более доступными бесовскому воздействию. Мозг, как наш верный часовой, призван заграждать путь греховным помыслам, не впускать их в сознание, но к ночи он становится сонлив и вял, даже если мы выспались днём. От такого сторожа толку мало. Ночью человека легче соблазнить на дурной поступок. Вот выдержка из письма прп. Амвросия Оптинского: «Спрашиваешь, как приучить питомицу твою к серьёзным занятиям… Предложи сперва, чтобы из дня сделали день и из ночи – ночь; а когда в этом будешь иметь успех, тогда можно будет думать и о другом».

Порой, по необходимости, мы используем ночные часы для занятий, на которые не хватает времени днём. Чтение, подготовка к экзаменам, завершение работы. Мы как бы занимаем время у сна, надеясь отдать его позже. Но такие «займы» очень вредны для здоровья. Неслучайно ночные работы всегда оплачиваются дороже, а ночные смены подразумевают более длительный восстановительный период, чем дневные. Поэтому ночная деятельность всегда должна быть обоснована. Оправдана действительной нуждой, а не просто неумением распорядиться своим временем. Как неумение обращаться с деньгами приводит к постоянной нехватке их, так и небрежное обращение со временем часто приводит к невосполнимой утрате здоровья. Кроме того, проснувшись не отдохнувшим, легко соблазниться на небольшую «добавку» ко сну – лежание и потягивание в постели. А это тоже не к пользе. «Чем более держишь себя в постели поутру или днём, тем более хладеет сердце к Богу и к молитве, к духовной жизни», – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Святые отцы советовали, пробудившись от сна, сразу же покидать ложе.

Есть тип людей, для которых труд, работа становятся словно страстью.

Трудоголики. Они готовы работать без выходных, просиживать за работой ночи. Часто принятая нагрузка не даёт им возможности вовремя поесть, и они просто перекусывают почти на ходу или едят только перед сном. Нередко страстью становится карьера, стремление всё больших и больших материальных благ. И эти страсти удовлетворяются, как правило, за счёт здоровья. Как много людей, достигших желанных благ, не могут воспользоваться ими, потому что здоровье их подорвано неумеренными тратами. Таким трудягам нечего будет ответить, когда их спросят, на что и как потратили они данный Богом дар.

«Здоровье – что лошадка. Загонишь – ехать не на чём» (свт. Феофан Затворник). А ехать надо. В Царство Небесное только у святости дорога короткая, а нам ехать и ехать. «Работа, правильно религиозно поставленная, не может привести к переутомлению, неврастении или сердечной болезни. Если это есть, то это знак, что человек работает “во имя своё” – надеясь на свои силы, свой шарм, красноречие, доброту, а не на благодать Божию» (свящ. Александр Ельчанинов).

Для некоторых болезней смена привычного, но неподходящего режима – лучшее лекарство. Так, например, головная боль, повышенное давление и бессонница часто связаны с многозаботливостью. Не может человек оставить на волю Божию ни одного дела, ни одного решения, отсюда и головная боль и бессонница. «Боль головы… Самая чувствительная. Отчего она у вас?.. Не от раздражения ли нервов неприятностями? Последнего ничем нельзя уврачевать, кроме совершенной преданности в волю Божию» (свт. Феофан Затворник).

Однако отрешиться от забот и неприятностей не так-то просто. Здесь можно посоветовать за два часа до сна прекратить деловые разговоры, сократить общение, в том числе и по телефону. Посвятить это время чтению, прогулке, несложным домашним делам, спокойной семейной беседе. Хорошо бы ввести в употребление домашнее чтение вслух, читать по вечерам духовную литературу или нравственную беллетристику. И, конечно, не забывать о молитве. При бессоннице можно читать молитву к семи Эфесским отрокам. Или по чёткам Иисусову молитву, не заботясь о числе десятков.

Хорошо «проветрить» голову, оставить хоть на несколько часов заботу о делах на волю Божью. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23). Народная мудрость гласит: «Утро вечера мудренее». И это действительно так. Спокойный, с надеждой на Господа сон обязательно поможет вашей мысли поутру найти верное направление.

Сон всё и сон, а как же ночная молитва? Ведь есть люди, которые привыкли молиться ночью, когда успокоится от забот сердце и разум, когда тихо вокруг, когда никто тебя не видит. Мы знаем о ночных молитвенных бдениях святых и христианских подвижников. В крестьянском быту прошлого было принято, что взрослые, особенно старшее поколение, молились уже после того, как молодые и дети лягут спать. Ночная молитва тоже «вписывается» в режим. Когда пожилой человек, не имеющий особых семейных обязанностей, которые потребуют от него физической бодрости рано утром, станет молиться ночью, это замечательно. Такая молитва даже прибавит ему сил. Но если после ночных молитв кто-то встанет разбитым, сонным, станет от усталости брюзжать, будет нелюбезным с близкими, то такая молитва только в грех. Есть пословица: «Без толку молиться – без числа согрешишь». На себя следует брать столько, сколько можешь нести. А лишнее – от лукавого.

Хотя недолгая молитва ночью, конечно же, возможна и очень утешает душу. Кстати, она не разрушает сна, а делает его более лёгким. Есть такая благочестивая традиция: если неожиданно проснулся ночью, немного помолись.

К сожалению, существует в этом смысле и обратное явление. Человек трудится до самого позднего времени и ложится спать, не прочтя молитвенного правила или сократив его. «Я, мол, не бездельничал, работал, мне и так Господь простит. Не отнимать же от сна ещё время». На самом деле случаи, когда нам некогда помолиться перед сном, бывают очень редко.

Кроме совета правильно устраивать свой день, отдавая, по заповеди, часть времени «Господу Богу твоему», напомню слова прав. Иоанна Кронштадтского. Он говорил, что если мы, устав или не имея достаточного времени для сна, всё же потрудимся и прочтём молитвенное правило, то Господь восполнит недостающее. Сделает наш сон более полноценным, и проснёмся мы отдохнувшими. А в противном случае, хоть и поспим подольше, но такого отдыха не получим.

Протоиерей СЕРГЕЙ Николаев
Православие и мир

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга