ХРОНОГРАФ

ПУЛИ И КРЕСТ

Игорь Иванов

Этот хронограф мне хотелось посвятить Олимпиаде, ведь нечасто случается, что она проводится в твоей стране. Тем более что церемония открытия игр была действительно великолепна. Но так сложилось, что именно в минувшие недели жизнь преподнесла несколько важных уроков, о которых нельзя не сказать...

Прошлой осенью мне довелось побывать в Свияжске. Распрекрасное место! Я думаю, что, когда сказочник Пётр Ершов в своём «Коньке-Горбунке» описывал чудо-юдо рыбу-кит, у которого «частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит», прототипом был этот удивительный город-остров на Волге. Два монастыря разместились на небольшой его площади, а также множество храмов. В своё время большевики установили здесь гипсовый памятник Иуде Искариоту с поднятым к небу кулаком – как первому бунтарю-революционеру, и будто бы даже на его открытии выступал Троцкий. Теперь этот факт оспаривается не только современными коммунистами, но и специалистами, что само по себе показательно – не представляет наш человек, что даже в воспалённом революционном сознании могла появиться такая идея. Мы не готовы отдать антихристам даже нашу историю. Потому, думаю, соотечественники поймут чувство, с каким читал я сообщение о намерении поставить в Оклахоме (США) перед Капитолием штата памятник сатане: мы это проходили!

Официально разрешения на это потребовала у правительства так называемая «Церковь Сатаны», ссылаясь на право «свободы самовыражения» и требуя равных прав с другими религиями. Двухметровый памятник изображает сидящего на торжественном троне печального сатану-бафомета, с крыльями и бородой; по сторонам – девочка и мальчик в молитвенных позах, которых бес «благословляет». За троном – плита в виде надгробия с изображением пентаграммы. «Он выполнен с хорошим вкусом и является прекрасным примером творчества для молодёжи», – подчёркивает агентство Асошиэйтед Пресс. Пресс-секретарь сатанистов Л. Грэйв упомянул также и о практической значимости сооружения: «Люди всех возрастов смогут использовать его как скамейку, отдохнуть и вдохновиться в объятиях сатаны».

Нужно отметить, что в 2010 году суд Оклахомы в ответ на обращение «Союза защиты политических свобод» – заметьте, не сатанистов, а правозащитников! – удалил памятник Десяти Заповедям за территорию правительственного здания. И когда память о Господе была изгнана, явились дьяволопоклонники. В этом заключена неизбежная последовательность: напрямую сатана сражаться со Христом пока не решается, площадку он зачищает руками «теплохладных».

27 января Греческая Церковь в Америке высказала по этому поводу своё негодование, но вот что важно понять: так обязано было поступить государство, которое занимает нейтральную позицию по отношению к вере своего народа. В самом деле: если вера – дело сугубо личное, если все религии равны перед законом, то почему должны «страдать» от ущемления своих прав сатанисты, тем более что памятник – это просто камень, никакого изуверства тут нет. По Конституции Россия – светское государство, нейтральное к вере, поэтому со временем, по мере роста правосознания у нас, как и в США, должны и памятники дьяволу разрешить, и признать не только «голубые» браки, но и учить всяким непотребствам детей…

Этого пока нет. Наша многовековая православная традиция, культура, чувство самосохранения и, наконец, наше русское умение игнорировать собственные законы хранят нас от подобных ситуаций. По большому счёту, Россия – страна христианская, в этом всё дело.

Можно поддержать возмущение христиан в Америке, порассуждать о деградации американской нации, о лицемерии властей, обличить сатанистов, но… Нужно понять, что никого – ни властителей, ни обывателей – в конечном итоге даже закон не укроет от личного выбора, с кем ты: со Христом или с антихристом…

Другая ситуация имела место на днях в Харькове. Некто спилил здесь болгаркой металлический крест. Кажется, дело того же свойства, что и в Киеве в 2012 году, когда активистки «Фемен» поработали бензопилой, что и в Архангельске, где также надругались над святыней. Но в этом случае дело обстоит сложнее.

Дело в том, что двухметровый крест, стилизованный под берёзу, был установлен в 1992 году Харьковской областной организацией Народного Руха Украины в честь фашистской Украинской повстанческой армии. В 2006 году памятный знак уже сносили молодые антифашисты, но он был восстановлен.

Местный активист Союза украинской молодёжи Р. Черемский возмутился, что этот крест виден из окон райотдела милиции, и не заметить, что его спиливают, было невозможно. Что ж, если так, то мой респект милиционерам.

Здесь – ещё одна примета нашего времени: осиновый кол мимикрирует под христианский символ, лукавство – под добродетель, косность маскируется православной традицией и так далее. И нам нужно учиться отличать божеское от бесовского, зло – от человека, им поражённого.

Вот и у 24-летнего убийцы, расстрелявшего 9 февраля прихожан в Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска, на груди было даже два креста-свастики. А под ними – сердце, полное ненависти ко Христу – ведь стрелял он не только по людям, но и по образам, на Царских вратах выломал крест, а на допросе впоследствии изрыгал проклятия православию. По последним сведениям, убийца был поборником агрессивного языческого учения родноверов.

Погибли монахиня Людмила (Пряшникова) и мирянин Владимир Запорожец. Они не случайно оказались на пути злодея, но, рискуя жизнью, сознательно пытались воспрепятствовать ему. Владимир услышал выстрелы во дворе, бросился в храм остановить стрелка и получил четыре пули. Монахиня же, застреленная в упор, отвлекала внимание убийцы и успела перед тем вызвать охрану, а когда злодей целился в неё, даже не закрыла лицо рукой.

Этот третий урок – он строже и проще предыдущих. В его основе лежит понимание, что каждый сделавший выбор христианин постоянно находится под прицелом. Мир не просто во зле лежит, но зло сгущается, сатана всё решительней напоминает о себе не только во внутренней душевной жизни, но и в общественной. Он является в храм с ружьём, врывается в жизнь внезапно, так что не остаётся время для раздумий – даже на поступок даются лишь какие-то мгновения. Поэтому выбор нужно делать заранее и учиться распознавать зло – тоже.

За то, что мы получили, придя в храм, надо быть готовым заплатить, причём иногда по самому большому счёту – жизнью. То, что кровавые события в Южно-Сахалинске произошли именно в день памяти новомучеников и исповедников, быть может, даже слишком очевидное напоминание нам об этом.

Игорь ИВАНОВ

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга