ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

Когда поститесь, не будьте унылы

2 марта
Мф. 6, 14-21

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (14-18).

Самый главный пост – воздержание от себялюбия, от нашего «я». Мы должны научиться поститься у Бога, ибо пост имеет Божественное измерение. Отец, Сын и Святой Дух живут друг для друга. В тайне нашего сердца мы призваны молить Бога научить нас этому таинственному посту от нашего «я», чтобы сделаться способными отдавать свою жизнь другим.

Протоиерей Александр Шаргунов

Если несоблюдение телесного поста мы нередко можем оправдать болезнью, дефицитом средств, то в том, что мы не работаем над своей душой, оправдания нет. Духовная суть поста выражена в словах пророка Исаии: «Отдай голодному душу твою». Пост – это время, когда мы должны научиться жертвовать собой ради других…

Блаженнейший митрополит Владимир

Посещать богослужения, приступать к исповеди – на всё это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста – это кажется для многих христиан слишком тяжёлым и даже опасным. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву…

Святитель Иннокентий Херсонский

Святитель Иоанн Златоуст поучал своих слушателей, говоря: «Дай отдых повару твоему и слугам твоим в эти дни покаяния». Сама природа указывает нам, что всё нуждается в отдыхе. Что такое зима, как не отдых для всего растущего, прекращающего на время свою жизненную деятельность. Мы существа духовные, разумные. Пост есть прекрасное упражнение к проявлению духовной силы над телом: надо уметь позабыть своё тело, отрешиться от угождения и служения ему...

Священномученик Кирилл (Смирнов)

Каким непостижимым для нас постом постились преподобные отцы и жёны! Для них не было скоромных дней. Очень многие вкушали только хлеб и воду, и больше ничего. Это, может быть, покажется опасным: а где же витамины? Великие преподобные никогда не слышали о витаминах и тем не менее жили до ста лет и более, ибо благодать Божия поддерживала их тело гораздо могущественнее, чем наши изысканные яства. Они часто разрушают наше здоровье, служат причиной многих желудочных и кишечных заболеваний. Болезней этих совсем не знали преподобные, которые жили всегда в суровом посте. Да не сомневается никто, что пост, с Богом проводимый, не повредит, а, напротив, даст крепость и телу, и духу.

Святитель Лука Крымский

Верный признак отпущенных нам грехов, когда мы ощутим в сердце нашем, что простили ближним все согрешения против нас. Такое состояние может быть произведено единственно Божественною благодатью. Доколе мы не сподобимся этого дара, будем, по завещанию Господа, рассматривать нашу совесть и, находя в ней памятозлобие, искоренять его молитвою за врагов. Когда ни вспомним о враге – не допустим себе никакой иной мысли о нём, кроме благословения.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Говоришь: если, мол, буду прощать, то люди надо мной будут смеяться? Как для нечестивых благочестие, так и для любителей мира сего христианское житие есть соблазн и безумие, но пред Богом – премудрость. Ты поступай, как учит Евангелие, а не как люди говорят…

Святитель Тихон Задонский

Заповедь евангельская не может быть неисполнимой, иначе Евангелие оказалось бы собранием прекрасных слов, не применимых к жизни. К таким словам относится и слово о любви к врагам. Как возможна такая любовь?

Два обстоятельства закрывают нам путь к пониманию. Первое – то, что мы не исполнили предыдущей заповеди: «Если кто хочет идти за Мной, да отвержется себя» – заповедь о нищете духовной. Только на пути отречения от себя и своего можно понять заповедь о любви к врагам.

Второе – надо отказаться от той точки зрения, что есть две породы людей: праведные и грешные. Мы все поражены первородным грехом, за нас пострадал Господь. Это Ему принадлежит окончательный суд. Вот почему непосредственно за словами Христа о любви идут слова о неосуждении. Не судите – вам легче будет тогда полюбить всякого. Смотрите на врагов как на больных одной с вами болезнью, как на погибающих. Вспомните, что добро должно победить окончательно и повсюду, ничего не оставив дьяволу.

Священник Александр Ельчанинов

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга