ВЕРТОГРАД

ПОМОЩЬ В БОЛЕЗНЯХ ИСТИННАЯ И МНИМАЯ

Столько слов сказано о пользе болезней, об их благотворной роли, что у иного здоровяка, пожалуй, мелькнёт мысль, что недодали ему чего-то в жизни, коль обделила его судьба хворобами. Повесит он печально голову и вслед за гоголевским Собакевичем произнесёт:

«Вот хоть и моя жизнь, что за жизнь? Так как-то себе... Вы посудите... пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил... Нет, не к добру!»

Хотя думать, конечно, надо. Расскажу случай. Женщина долго желала иметь ребёнка. И вот, наконец, она в состоянии ожидания. Но работает она в школе. И в этой школе краснуха. Для тех, кто не знает, скажу, что во время беременности контакт с больными краснухой приводит к тяжёлым последствиям для плода. Ребёнок обычно рождается тяжёлым инвалидом. Это и слепота, и глухота, и многое другое. Обычная и единственная практика в таком случае – прерывание беременности.

Однако православную женщину это решение не устраивает. Она долго думает: как ей быть? Молит Господа о вразумлении. Близкие советуют ей принять рекомендацию врачей. К тому же муж у неё вовсе не церковный человек, ему совсем непонятно её колебание. И всё же она не может согласиться на убийство, хотя понимает, что, оставив дитя, может лишиться мужа, добрых отношений с родителями, обрекает себя на трудное, очень трудное материнство.

Тем не менее будущая мама решает положиться на волю Божию и оставить ребёнка. Врачи и домашние – в панике. На всякий случай ей делают последний анализ крови на предмет краснухи... И выясняется, что когда-то ранее, незаметно для себя, она перенесла это лёгкое, вообще-то, заболевание, у неё есть на него иммунитет – выходит, что сейчас она заболеть краснухой не может. А не прояви она твёрдости перед этим искушением, всё пошло бы по накатанной давно дорожке и мальчишечки у неё бы не было.

Знаю ещё случай, когда у беременной четвёртым ребёнком мамы заболели краснухой её собственные дети. Несмотря на настойчивость врачей, она также не захотела сделать аборт. Нарочно ездила в Троице-Сергиеву лавру, молилась у преподобного, просила молиться о себе знакомых – и родилась здоровая девочка. Самая замечательная из всех четверых.

Есть и ещё вид лекарей, с которыми нужно держать ухо востро. Это всевозможные служители парамедицины. Они не обязательно заявляют о себе как колдуны или маги, последователи древних культов, они даже могут сами заблуждаться по поводу природы своих действий. Их сейчас немало – полумедиков-полумистиков, предлагающих исцеление через какие-то пирамидки, через погружение в чьё-то сознание и пр. Причём такая синтетическая врачебно-духовная медицина может предлагаться даже на базе районной поликлиники. Но это враждебная медицина. Её-то и следует избегать. Несмотря на порой прекрасные отзывы и результаты. «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни заклинаниями, другие амулетами, третьи – какими-либо другими чародейными средствами... а ты ради страха Божия мужественно и твёрдо перенесёшь тяжесть болезни и предпочтёшь лучше всё потерять, нежели сделать что-нибудь подобное, это доставит тебе венец мученичества» (святитель Иоанн Златоуст).

У апостола Павла сказано, что сатана иногда может принимать вид Ангела света. Точно так же современные чародеи и чародейки могут усвоить себе христианскую терминологию и атрибутику. В кабинетах их можно увидеть иконы, свечи, Библию. Они говорят о воле Божией, о благословении. Одна моя знакомая ведьм... Не знаю уж, как и назвать её! Словом, «потомственная целительница» нередко заходит в церковь и своим посетителям говорит, что на «целительную» деятельность её благословили батюшки. Хотя ни один священник её на эту деятельность, понятно, не благословлял.

Но именно то, что она бывает в церкви, многих вводит в заблуждение относительно её занятий. Впрочем, это обычное дело. Можно вспомнить знаменитую Солоху из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Ночью она летает на метле, а в праздники стоит впереди всех в церкви.

Если мы, как говорит святитель, ради страха Божия откажемся от общения с такими людьми, то сбережём не только душу, но и здоровье. Не помню случая, когда обращение к чародеям, экстрасенсам или бабкам не повлекло бы за собой ещё большего несчастья, чем то, от которого они избавили. Пусть даже не сразу, а впоследствии, но некая порча жизни проявлялась.

И не помню также, чтобы мужественный отказ от их «помощи» привёл бы к трагедии. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Впрочем, последствием твоего доброго дела (отказа от участия в лечении волшебников) будут не одни только похвалы, но и самое скорое прекращение болезни, потому что и самая доблестная решимость подвигнет Бога к большему благоволению, и все святые будут сорадоваться твоему усердию и из глубины сердца молиться о тебе». Приведу печальную историю. В одной семье тяжело болела мать. Это было время, когда многие увлекались экстрасенсами. Про них только-только стали печатать в прессе. Они только что появились на телевидении. Они были в моде.

Отец семейства вышел через кого-то на известного в своих кругах и дорогого экстрасенса и обратился к нему с просьбой помочь больной жене. Прошло немного времени, и чародей уже «лечил» всю семью. У каждого он определил какие-то изъяны в биополе и пристроился их «исправлять».

Мать через некий срок умирает в больнице, а далее за ней – отец и сын. Но если женщина умерла от своего основного заболевания, которым страдала много лет, то муж её, совершенно здоровый человек, будучи постоянно «на контроле» у экстрасенса, кончает жизнь самоубийством. Причём перед этим его сознание входит в контакт с другими мирами, с вселенским разумом и т. п.

Через год у сына начинаются похожие «контакты». И опять самоубийство. В короткий срок из всей семьи в живых осталась одна дочь. Она единственная, кто почти разу отказался от «лечения» у чародея и от всякого общения с ним. А чародей звонил, он предлагал свою «помощь», предлагал «бескорыстно», предлагал сеансы по телефону. Но девушка прервала знакомство. Она единственная была церковным человеком в этой семье.

Другая история. В семье – кстати, церковной – заболел мальчик. Несколько раз ущемлялась паховая грыжа. Врачи предложили операцию. Тогда у нас ещё была бесплатная и приличная медицина, но родители ребёнка на операцию не решились. Страшно было отдавать малыша в больницу на три дня одного. А вот к бабке обратиться у них хватило духа. Хотя к ней тоже идти было страшновато, и поэтому они решили взять благословение на свой поход. Вопрос благословения стоял не совсем обычно: «Если благословят, то пойдём к бабке, а если не благословят – всё равно пойдём к бабке».

Словом, к бабке они сходили. И первый год никаких рецидивов с грыжей у ребёнка не было. Но через год, когда про болезнь уже стали забывать, произошло ущемление, да ещё так неудобно, некстати, что мальчик чуть не погиб. И операцию делать всё же пришлось. Но уже не спокойную плановую операцию, а более сложную.

История на этом не закончилась. Через несколько лет отец мальчика поднял что-то очень тяжёлое и, как говорят, надорвался. У него тоже ущемилась грыжа. Это было внутреннее ущемление, и он не знал, отчего у него несколько дней болит живот. Начался перитонит, и операция была очень непростой. Последствия её он переживает до сих пор.

Быть может, эти два ущемления и две хирургические операции не имеют между собой ничего общего, а может, и есть нечто, что связывает их.

Говорят, что многие так называемые бабки на своих сеансах или приёмах читают молитвы. Но если повнимательнее вслушаться в слова этих «молитв» или заклинаний, то станет ясно: хотя и употребляются там имена Иисуса Христа, Богородицы и некоторых святых, но не к ним обращена просьба о помощи, а к их преследователям. Чтобы не вводить в соблазн читателя, я не стану приводить здесь тексты таких заговоров, но поверьте – не к Сыну Божию и не к Богородице адресованы они.

Правда, отвергая услуги таких «целителей», как экстрасенсы, маги всяких белых и чёрных магий, колдуны и последователи древних или современных культов, излишне принципиальные христиане порой могут найти «духовную заразу» и там, где её нет.

Например, кое-кто, узнав, что основоположником гомеопатии был мистик, мягко говоря, не православных взглядов, даже слышать не хочет об этом направлении медицины. Мне кажется, что это неверно. Гомеопатические средства не содержат в себе ничего мистического, колдовского. Это микродозы различных веществ, про которые известно, что они оказывают то или иное действие на те или иные органы или ткани. Действие это установлено опытным путём, а дозировка вещества настолько ничтожна, что иногда в той горошине, что предлагает вам врач, находится всего лишь считанные молекулы препарата. Навредить гомеопатическими лекарствами почти невозможно, разве что в тех случаях, когда вы неверно определили, что у вас за болезнь. Или когда требуется более радикальное лечение, например операция.

Отвергать гомеопатию, ссылаясь на дурную репутацию её основателя, так же неразумно, как отказываться от риса, выращенного в мусульманских странах, или не пользоваться компасом, изобретённым язычниками Китая.

В письмах оптинского старца преподобного Анатолия Зерцалова есть строки, где он сообщает, что во время эпидемии инфлюэнцы (гриппа) лечился гомеопатическим аконитом, и очень удачно. «Какова гомеопатия! – писал святитель Феофан Затворник. – Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, она ощутительное действие оказала в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть!»

Он же указывает и на удобство лечения гомеопатией: «Гомеопатия может помогать во всяких болезнях, но надо угадать подходящее лекарство. Угадать можно по симптомам или по тому, чем проявляется болезнь. Гомеопатиею можно лечиться, не видя доктора, – при посредстве переписки». А в наше время и при посредстве телефона.

До революции в Санкт-Петербурге было очень сильное общество гомеопатов. Они выпускали справочники, удобные для домашнего лечения. Этими справочниками мог пользоваться любой человек. Святой праведный Иоанн Кронштадтский рекомендовал гомеопатию как доступное по своей дешевизне лечение для бедных людей.

Сейчас разрабатывается и предлагается множество новых методик для лечения болезней. Методик, удобных именно для самостоятельного домашнего пользования. Кто-то занимается очищением организма, кто-то лечится монодиетой, кто-то пьёт настойку сабельника, кто-то делает дыхательную гимнастику, кто-то в восторге от ароматерапии. И отлично! Если вам помогает сабельник, пейте сабельник, если хорошо от гимнастики – делайте гимнастику. И если вам становится лучше, не забывайте благодарить Бога.

Когда-то практическая составляющая медицины была ничтожна. Было мало лекарств, методик лечения, инструментов для обследования. Врач лечил в основном словом. Кстати, само слово «врач» происходит от «врать», то есть рассказывать, говорить. В древнем мире лечили жрецы, используя различные заклинания. Тогда христианину обратиться к врачу-язычнику или иудею было невозможно. Это было обращение за помощью к чуждой христианству мистике. Но сегодня мы пользуемся практической медициной, лекарствами и методами лечения, разработанными для каждого человека, независимо от его мировоззрения. Мистическую, то есть таинственную, духовную составляющую мы можем добавить к лечению сами с помощью Церкви.

Наше православие не должно быть препятствием ни к общению, ни к сотрудничеству с врачом. И откуда знать, может быть, приняв помощь и доверившись доктору, который не без воли Божией оказался рядом с нами в тяжёлое для нас время, мы сами как-то повлияем на его судьбу, приведём его к вере. И такие случаи были. Мне знакомы верующие врачи, на церковность которых оказали влияние именно их пациенты.

«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нём всю свою надежду»
(святитель Василий Великий)

Верующему человеку есть что добавить к искусству врача. Мы уже говорили об исповеди и причастии во время болезни, о молитве. Но есть и ещё духовные средства.

Это, конечно, святая вода. Крещенская утром натощак и вода с молебна, который могут заказать ваши родственники. Не забудьте про просфору. А есть и ещё святыня, которую хранят православные нарочно на случай болезни, – артос. Кусочек благословлённого хлеба, который раздают после Пасхи, в субботу Светлой Седмицы, в церкви. Крупицы артоса с богоявленской, или крещенской, водой потребляют, как и просфору, натощак. Употребляют в болезни и святое масло. Это масло освящается у святых икон или у мощей. Не только масло или вода, но и песок, взятый на святом месте, при вере нашей может оказать благотворное действие.

«Православный христианин обращается лицом к святым иконам – Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих – для того чтобы наглядно показать свою веру в присутствие их, в близость их к себе; святые иконы реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы как бы висели в воздухе, не зная, кому молимся».

Замечательные слова св. прав. Иоанна Кронштадтскоro! Духовной жизни необходимы и образ, и действие.

Таким образом, иконой могут быть и святые храмы, монастыри и места подвигов угодников Божиих. Множество паломников едут ежегодно, чтобы увидеть святыню, помолиться на святом месте. Бог, конечно, везде один, и угодникам Его молиться можно на всяком месте. Преп. Серафиму Саровскому молятся и в Москве, и на Камчатке, и в Америке, и в Китае, и в Антарктиде, но с каким тёплым чувством вкушают сухарики, высушенные в котелке преподобного, привезённые из Дивеево! Они как личное благословение святого.

У чудотворных икон, у святых мощей, в местах жизни святых угодников собирают и записывают случаи чудесной помощи. В иных местах таких записей собираются целые тома. Приведу несколько свидетельств о чудесной помощи св. прав. Симеона Верхотурского.

Из письма полицмейстера г. Петропавловска Николая Алексеевича Протопопова от 14 ноября 1878 года: «У жены моей болели зубы, никакие лекарства не помогали, когда же она натёрла дёсны и зубы землёй, взятой из могилы угодника, болезнь прекратилась».

Свидетельствуют и наши современники. Зайцев Владимир Александрович, житель г. Бузулука, услышав о св. прав. Симеоне Верхотурском, в 1997 году посетил Верхотурье и село Меркушино, попил воды из гробницы и, взяв с собой, пил её в дороге. У него прошёл остеохондроз, которым Владимир Александрович был болен с 1974 года, до этого он каждый день делал себе обезболивающие уколы.

Священник Михаил Кудрин рассказал, что у его младшей дочери Екатерины было сильное косоглазие. После молебна св. прав. Симеону Верхотурскому родители помазали ей глаза маслом из лампады над гробницей, а потом делали то же самое несколько раз, пока неожиданно не обнаружилось, что глазки уже не косят, а смотрят прямо.

В трудных болезнях нередкая практика – обет посетить то или иное святое место, съездить к мощам угодника. Оренбургский священник Филипп Ивановский, живший в середине XIX века, рассказывал о себе, что, когда он учился в семинарии, после сильной простуды у него явилась некая непонятная болезнь нервно-психического характера. «Какая-то одурелость пришла на меня, соединённая с неимоверною, несносною тоскою, неверием и хульными мыслями». О своей болезни он не говорил ни врачу, ни товарищам – из опасения, что его отчислят из семинарии. «Всё моё утешение, вся надежда и всё врачевство заключались единственно в даваемых мною обетах по окончании курса сходить к некоторым чудотворным иконам и в Верхотурье». И что же? По окончании курса, когда обещания были исполнены, болезнь отступила.

«Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, Чтоб это не имело места в отношении ко мне»
(святитель Феофан Затворник)

Случается видеть людей, болезненных как бы неисцельно. Причём это не всегда болезнь от рождения, от природы. Но что-то в природе характера человека есть такое, что болезнь, словно некая узда, необходима ему. Иной, заболев, вспоминает Бога, начинает вести церковную жизнь, борется со своими греховными привычками; но стоит ему выздороветь, как постепенно усилия его сходят на нет, и Бог уже становится не так потребен.

Церковная жизнь, которую составляют молитва, пост, посещение воскресных и праздничных богослужений, регулярное участие в церковных таинствах (то есть исповедь и причастие), любую болезнь делает более терпимой, облегчает. Особенно это заметно в отношении нервно-психических заболеваний. Даже тяжёлых, наследственных.

Приходит на память случай, когда в церковь пришёл молодой человек со странным заболеванием. Он угрюмо смотрел исподлобья, движения его были скованны и развязны одновременно. Он словно не владел своей моторикой. Плечи сведены вместе, голова опущена, речь похожа на карканье. Отрывистый, не всегда уместный хохот. Казалось, что это врождённое нездоровье невозможно преодолеть.

Но шло время. Молодой человек посещал церковные службы, он внимательно исповедовался, часто причащался. По мере сил участвовал в делах прихода. Постепенно изменился его внешний облик, выражение лица стало мягче, плечи расправились, речь сделалась внятной.

И было заметно, что в периоды, когда он по каким-либо причинам не мог посещать храм, болезнь его опять усиливалась. Когда же церковный ритм жизни прочно установился, юноша, можно сказать, просто расцвёл. Дальнейшая его жизнь сложилась хорошо.

И это не единственный, не редкий случай, такие истории вам расскажут на любом приходе.

В Евангелии упоминается «женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13, 11). Причиной болезни был назван диавол: «связал сатана вот уже восемнадцать лет», а освобождение от «духа немощи» пришло от Спасителя. Так от Христа, от единения с Ним, вместе с церковной жизнью, с церковными таинствами приходит освобождение многим людям.

Протоиерей СЕРГИЙ Николаев
Из кн. «За утешением к батюшке»

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга