ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

Сохранить радость Воскресения

Вторник Светлой cедмицы
22 апреля
Лк. 24, 12-35

Но Пётр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошёл с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти дни? И сказал им: о чём? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою (12-35)?

Апостолы отошли и ютились в разорённом гнезде, доме сыновей Заведеевых, куда перешла жить Божия Матерь. Беспомощные, духовно теперь полуживые ученики, верующие и постыженные в своей вере, хотя и горячие, чистые, святые люди, – рыбаки, оставившие море, и не нашедшие землю, – уже не ученики, и ещё не апостолы, они не знали, что делать. Их Учителю только сейчас, у Креста кровавого, говорили люди: «Если Ты царь израилев, сойди со креста»... И теперь им выходить нельзя было никуда – царь не сошёл...

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Воскреснув из мёртвых, Иисус Христос не сразу явился всем ученикам Своим; но, возбуждая постепенно в них веру и приводя к ней путём саморазмышления, напоминания предсказанного в Писаниях и сказанного Им самим, Он избирал такие моменты в их душевном состоянии, когда они были наиболее способны не только видением, но и верою узреть Его воскресшим.

А. В. Иванов (1837–1912)

Двое идут в селение, находящееся в 10–12 километрах от столицы. Зачем они туда направляются, евангелист нам не сообщает. Иисус умер на кресте – и эти двое пребывают в печали, но, как говорится, жизнь продолжается, и по каким-то своим делам они идут в Эммаус. И вот они узнают Учителя. Они, как можно заключить из рассказа евангелиста, только-только дошли до пункта своего назначения. Но, поняв, что им только что действительно явился Иисус, они забывают о всех делах и спешат назад в Иерусалим, пренебрегая усталостью и собственными доводами, что уже темно и им необходим ночлег.

Воскресение Христово полностью меняет приоритеты, оно входит – врывается! – в нашу жизнь и заставляет хотя бы на время отложить в сторону всё скучное, важное и серьёзное, поскольку тот, на кого пал отблеск Воскресения, уже не сможет делать вид, что ничего не произошло. Воскресение – это победа над смертью, это искрящаяся, кипящая и переливающаяся через край жизнь, это ликование, радость и веселье, и это такая радость, которую не будешь копить в себе – нет, ею надо делиться с другими людьми, потому что только так её и можно сохранить.

Священник Феодор Людоговский

В наши дни мы слишком легко забываем, что между философским понятием некой бессмертной души и библейской идеей воскресения очень мало общего. Именно поэтому большинство евреев и язычников остались нечувствительными к знамению Бога. Для верующих Воскресение Господне – ослепительное торжество жизни над смертью, освобождение от проклятия, тяготевшего над потомством Адама. Вот отчего Пасха – праздник неудержимой радости, о чём православная литургика говорит в этот день особенно красноречиво…

В. Н. Лосский

«Вспомнили, что Он говорил это»

Пятница Светлой cедмицы
25 апреля
Ин. 2, 12-22

После сего пришёл Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сём ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоём снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус (12-22).

Прошли времена, исчезли жившие с Ним, храм Иерусалимский разрушен. На месте его построен новый храм, наша Церковь... А что же внутри изменилось? То же торгашество в храме, та же купля-продажа, тот же звон денег. Священнослужители так же, как и тогда, величественны в своих одеяниях и раболепны с власть имущими. Та же ложь, тот же обман проникает сюда, за порог храма. Правда, тут не приносятся в жертву животные, но приносится Жертва Самого Господа. Там, за вратами Царскими, помещается даже не Святая Святых, там помещается Престол Самого Бога, ведущий нас на Небо. И что же, даже за эти Царские врата проникает ложь, и нечистота, и сгустки людских страстей.

Когда перед большими праздниками видят около храма сотни людей, то с радостью и гордостью говорят: «Смотрите, есть ещё верующие, целые сотни, войти нельзя!» Ну а тысячи, миллионы, которые ушли в далёкие края, они где? Они вас не беспокоят? Те, которые даже на заутреню не приходят? Наши сёстры и братья, наши дети, всех их мы потеряли, они где? Чья же это вина?

Да наша, и только наша. Это мы, священнослужители, их оттолкнули, не сумели ответить на запросы их душ. Говорят, что худшие ушли, а лучшие остались. Это ложь. Ушло много, и много людей с очень хорошими, честными, чуткими душами. Только здесь, в храме, мы можем познать, что такое красота и счастье. Отчего же люди, зашедшие случайно в храм издалека, не замечают этой красоты и не испытывают этого восторга? Да очень просто – оттого что их и нет теперь в настоящих церквах. Священники совершают службу холодно, кое-как, с пропусками, сюда вносится та же ложь, то же торгашество, та же нечистота, что и во время Иисуса Христа. Эти случайные путники, постояв немного, начинают чувствовать такую скуку, такую тоску, что уходят ещё дальше в далёкую страну. Мы любим приходить в храм, чтобы стать около стены и поплакать. Нам так тяжело живётся. Мы хотим здесь найти успокоение. Мы устали. Мы закрываем глаза, затыкаем уши, чтобы не видеть и не слышать тех раздоров и распрей, которые совершаются в Церкви. Какое вам дело? Вы же не можете сами ничего сделать, ну и стойте и плачьте, чтобы не прослыть беспокойными людьми, вмешивающимися не в своё дело. Когда совершил Иисус Христос изгнание торговцев из храма, ученики вспомнили, что в Писании сказано: «Ревность по доме Твоём снедает Меня» (Пс. 68,10; Ин. 2,17). Тут, конечно, говорится не о той ревности, которая является спутницей страсти низменной, а о ревности высшей любви, которая печётся о любимом…

Священномученик Анатолий Жураковский (из проповеди 1927 г.)

Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно призвать к порядку, одёрнуть человека…

Протоиерей Георгий Бреев

Истинная ревность есть та ревность в добродетели, что показал Спаситель по отношению к дому Отца Своего. Такую ревность должны иметь и мы – разумную ревность. Если её будем иметь, то избежим любого фанатизма и всяких перегибов...

Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга