ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

Смелость Иосифа

4 мая
Мк. 15, 43–16, 8

Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба (43-46).

Евангелия не превозносят Иосифа Аримафейского, но вместе с тем находят несколько добрых слов в его адрес. Иоанн иронично замечает, что Иосиф был один из тех, кто был тайным учеником, опасаясь иудеев. Его робкая вера подверглась настоящему испытанию, когда Христа убили. Вот тут Иосиф мог принять сторону своих собратьев и товарищей по Синедриону, а мог нащупывать свой путь. Он выбрал правильное направление. После Воскресения Христова его вера была вознаграждена…

Священник Константин Пархоменко

В человеке вера может быть слишком слабой, чтобы он открыто мог исповедать Христа. Так было в годы недавних гонений, и сейчас всё больше люди стыдятся открыто исповедать веру, боясь насмешек. Но не может человек всё время скрывать свою веру. Рано или поздно она должна быть выражена внешне. Или она вообще должна перестать быть. Вот о чём говорит нам святой праведный Иосиф Аримафейский.

Протоиерей Александр Шаргунов

Иосиф и Никодим. Находясь в тени евангельского повествования, они выступили из этой тени, когда все ученики Христовы разбежались. Они набрались смелости просить тело Иисусово. Затем они совершили беспримерное дело любви к Спасителю – погребли Его и оплакали. Мы можем, глядя на образ тайных учеников, тихо и незаметно совершать дела любви, предоставляя для благих нужд жильё (горница) и транспорт (ослик). Мы можем любить мудрую беседу (Никодим), уклоняться от седалища губителей (неучастие Иосифа в суде). Наконец, мы можем помогать ближним в те жестокие дни, когда смерть без стука заходит в дом. И это будет реализацией нашего ученичества у единственного настоящего Учителя.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Хлеб Небесный

8 мая
Ин. 6, 40–44.

Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес (40-41).

Хлеб сердце человека укрепит, пророчествовал Пророк о некоем чудном хлебе, в отличие от обыкновенного вещественного хлеба, укрепляющего тело. Нуждается сердце наше в укреплении! Страшно поколебалось оно при падении нашем. Непрестанно потрясается оно различными страстями. Тщетно проповедует падший человек о твёрдости воли человеческой. Этой твёрдости нет: увлекается воля насилием преобладающего ею греха. Нужен, нужен предвозвещенный чудный хлеб, чтоб укрепить поколебавшееся, ослабевшее сердце человеческое. Совершает укрепление сердца человеческого хлеб, сшедый с небесе, хлеб жизни – Господь наш Иисус Христос.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Почему Христос называется хлебом с Небес? Потому что ангелы питаются Христовой силой. Ни жажды, ни голода не будет ни у кого из приходящих к Господу. В причастии человек находит смысл ради чего, ради Кого, он сотворён. Кто не причащается – жизни в себе не имеет. Ответ на постоянное стенание и уныние – причащаться. Христианин должен приучать себя быть независимым, в смысле сил от окружающих, а брать силу от причастия со Христом.

Священник Даниил Сысоев

В этом учении Христа важны две главные мысли, а именно: Евхаристия воскрешает вкушающих от неё, и Евхаристия есть соборное единство всех членов таинственного Тела Христова. Если прообраз Евхаристии – манна – мог только напитать иудеев и имел временное значение, то смысл Евхаристии есть воскрешение и вечная жизнь.

Со всей полнотой веры, первые христиане спешили к святому причастию с искренним убеждением, что без него духовная жизнь невозможна, как невозможна жизнь человека без воздуха, ибо человек дышит не по приказу, зная, что, перестав дышать, он задохнётся и умрёт…

Патриарх Сербский Павел

Свет, хранимый нами и хранящий нас

15 мая
Ин. 8, 12–20.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (12).

Действительно, Он – Свет миру. И, по Его словам, где есть свет, там нет тьмы. И через Таинства Церкви силой Святаго Духа мы способны воспринимать частицу этого света и нести её в себе, несмотря на то что тьма пытается господствовать в этом мире. Тьма и грозные ветры пытаются потушить этот свет, и борьба, космическая борьба между добром и злом, вселенская борьба ни на мгновение не останавливается. И в этой борьбе побеждает не тот, кто является самым сильным с человеческой точки зрения, не те, у кого власть, не те, у кого деньги. Побеждает тот, с кем сила Божия, кто в сердце и разуме хранит Его свет. И не потому что тот, кто хранит свет, сильнее других, а потому что у того, кто хранит свет, через Церковь, через общину веры, в которой живёт и действует Дух Святый, происходит великая тайна – соединение с Божественным Царством и обретение Божией силы. И этой силой, а не нашей человеческой силой, этой силой, а не нашими человеческими подвигами, сохраняем мы свет Божий в сердце и становимся способными жить в соответствии с тем, чему Господь научил Своих учеников, храня свет Божественный в своём сердце.

Святейший Патриарх Кирилл

Царство Божие начинается на земле. Внутри человека находится не только сборище грехов, но и подлинный Божественный свет. Он открывается нам через покаяние. Тогда Божественный свет начинает по-настоящему действовать в нас. Ведёт в Небесное Царство, готовит к нему, очищает. И наше дело – умолять Его: «Не лиши меня Своего света!» Иначе он отойдёт – и не поймаешь, как птицу, которая вылетела из рук.

Протоиерей Георгий Бреев

Дивны воздействия сего Света на нас. Пребывая во тьме неведения, мы с тягостным недоумением проходим болезненный путь нашего становления в бытии. Духу нашему тесно в этих тисках: он бессмертен по своей природе. Отсюда напряжённая борьба: дух стремится к Свету; он хочет и тело своё видеть нетленным, тело же тянет вниз, к земле, из которого оно взято…

Архимандрит Софроний (Сахаров)

Что делает красивым? Внутренняя сила, принимающая для нас чаще всего вид света. Свет жизни и красота её в нас – от Бога. Вы слышали, наверное, про чёрные дыры в космосе. Возможно, это взорвавшиеся звёзды, в них всё исчезает бесследно и невозвратно. Это бездна небытия, пропасть беспросветности. Всякий, кто живёт только для своей выгоды и удобства, страшно похож на чёрную дыру.

Жизнь проявляет себя во свете, она есть свет, ясность пути, возрастания. Но и красота есть свет. Особый, сокровенный, идущий из сердца. Значит, жизнь и красота – одно. Смысл жизни в том, чтобы послужить Богу и таким образом приблизиться к Нему. Так приблизиться, чтобы быть в Нём. А Бога мы встречаем и видим только в другом человеке.

Красива жизнь, отданная другому человеку – одному или многим – без корысти и расчёта, но при ясном уме и по велению любящего сердца. Такая жизнь озарена светом духовным, и в ней всё сияет, всё излучает тепло: глаза, слова, дела, и даже вся природа. Если ты действительно заботишься о красоте, то не спеши за модой, не думай о загаре и косметике. Лучше чисто живи. И поступай красиво.

Священник Павел Карташёв

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга