ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

Увидеть нужду ближнего

21 мая
Ин. 6, 5-14

Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир (5-14).

Критическое отношение к чуду формируется в сознании людей потому, что чудесное явление как бы выпадает из их повседневного опыта, противоречит логике жизни. Всемогущий есть Творец не только Вселенной, но и законов, регулирующих её бытие, что Бог первичен, а Вселенная и законы природы вторичны. Осознание этой зависимости позволяет нам иначе взглянуть на чудо. Бог способен Своею силой преодолеть, изменить или приостановить действие законов физического мира. Он сумел насытить всех нас, значит, всё зависит только от Его воли и желания…

Святейший Патриарх Кирилл

Как бы там ни было, при этом присутствовали люди, без которых никакое чудо не могло бы совершиться. Филипп сказал: «Ситуация совершенно безнадёжна; сделать ничего нельзя», а Андрей сказал: «Я подумаю, что я могу сделать, а остальное предоставлю решать Иисусу». Привёл мальчика и тем самым сделал чудо возможным. Может, в этом рассказе получило отражение самое великое чудо: изменились не хлебы и рыбы, а люди…

Мария Ляхова, психолог

Сегодня мы читали о том, как люди были в нужде, эту нужду апостолы заметили, обратили на неё внимание Господне... И Христос благословил эти хлебы и эту рыбу, и хватило на толпу. Вот что ожидается от нас, дабы Бог мог свободно, Своей державной властью сотворить на земле небесные чудеса: чтобы мы заметили чужую нужду. Как часто мы мимо неё проходим, не раскрываем дверь перед Богом, чтобы Он вошёл и сделал то, что для нас невозможно. Откроем же глаза, чтобы видеть нужду людей вокруг нас: материальную, душевную, духовную, тоску, одиночество и столько других нужд. И другое, к чему призывает Господь Своих учеников: дайте всё, что у вас есть, – и мы накормим всех... Ученики не оставили себе отдельного хлеба или отдельной рыбы: они всё дали Господу. И потому, что они всё отдали, водворилось Царство любви, Царство, где Бог может действовать неограниченно, свободно, и все насытились. И к нам обращён этот призыв: когда мы увидим нужду– отдадим всё, и всё будет хорошо...

Митрополит Антоний Сурожский

Истинные слепцы

22 мая
Ин. 9, 39-10, 9

И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас.

Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (39-5).

Фарисеи – это во все времена те, кто хотят быть вождями других, но от которых овцы бегут. В двадцать первом веке мы слишком хорошо знаем, что люди могут следовать за вождями, многие из которых изображают из себя «спасителей человечества». Но Христос предупреждает: вас обокрадут и погубят. Господь говорит, что единственное подлинное освобождение – то, которое предлагает Бог. Единственная среда обитания человека – Божественная среда. Все остальные обещания свободы, счастья – обман, вид воровства.

Протоиерей Александр Шаргунов

Когда человек живёт без Бога, он тем самым ослепляет себя. Ослепляет даже не грехом, а безмерной гордыней и упорством в ней. Человек легко может впасть в грех из-за слабости. Но когда слабость обосновывается волей, то тогда уже она становится неисцелимой. Именно это ослепление и приводит к ненависти человека к Богу.

Священник Даниил Сысоев

Христос чётко разделяет пастырей на добрых и злых, которые отнюдь не намерены жертвовать собой ради овец, оставляя их беззащитными при нападении волков. Однако если овцы, то есть верующие, всё же последуют за худым пастырем, то ответственность за этот шаг будут нести они сами. Апостольские постановления предлагают следующий совет, который во все времена звучит актуально: «Надобно бегать пастырей-губителей». Но что же на самом деле значит послушание Церкви? Надлежит ли нам следовать за любыми духовными лицами и слушаться всех, не разбирая, истина это или ложь? Безусловно, нет! Если бы в Церкви одержало верх такое искажённое представление о послушании, тогда бы в ней и поныне царила ересь... Послушание Церкви – это послушание не конкретным личностям, но непреложной истине Церкви, как она явлена в Евангелии и святоотеческом Предании.

Протоиерей Феодор Зисис

Скорби заменяют старцев

5 июня
Ин. 16, 23-33

Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Моё, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришёл в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь всё и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (23-25, 28-33).

Итак, если страдал Пастырь, то должны страдать и овцы. Если Жених наш принёс Себя в жертву, то принесём себя в жертву и мы, званные на брак. Если Христос умер за наше спасение, то отдадим и мы свою жизнь за Его любовь. Любовь выражается любовью. За страдание воздают страданием…

Архимандрит Иоанникий (Бэлан)

Вера во Христа есть дар Христа, но она всегда сопровождается другим даром – страданием за Христа. Без этой истины невозможно быть христианином. Поэтому всякий христианин – исповедник и мученик. В большей или меньшей степени он мучается за Христа, страдает за Христа и своим страданием исповедует Христа.

Преп. Иустин Челийский (Попович)

Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других. ...Мы должны всё переносить с детской покорностью – и приятное, и неприятное – и за всё прославлять благого Бога. Пришла какая скорбь или болезнь, будем говорить: «Слава Тебе, Господи». Он никогда не даёт человеку крест, который тот не смог бы понести, и Своей благодатью укрепляет нас к преодолению трудностей. А ропотом и отчаянием мы отталкиваем от себя божественную помощь и, будучи сами не в состоянии нести бремя своих грехов, всё более и более удаляемся от Бога...

Глинский старец Серафим (Романцев)

В скорби человек становится таким, какой он есть на самом деле. Все мы, пережившие страдания, знаем, что никогда не молились так, и по качеству, и по количеству, как на одре болезни или в испытании тяжёлой душевной скорбью...

Старец Епифаний (Феодоропулос)

Чаще всего плохое настроение, уныние происходят от того, что мы не можем «отвергнуть себя». То нам не подходят условия, в которые мы поставлены, то нам не нравятся окружающие люди, то мы недовольны тем, что они делают. Мы всегда и будем недовольны, потому что хотим, чтобы всё было только по-нашему. Таким образом, мы не принимаем условия, в которые нас, как сказали бы далёкие от Бога люди, поставила судьба. Но давайте вспомним, что не фортуна правит миром, а Господь...

Протоиерей Александр Суворов

Вся жизнь в скорбях и страданиях; одна радость – когда встречаюсь со своими чадами духовными в храме Божием, а так везде скорби, даже в доме родном.

Протоиерей Иоанн Миронов

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга