ВЕРТОГРАД

РУССКИЙ АПРАКОС

Размышления на Евангельские чтения

Суд и жемчуг

21 июня (Мф. 7, 1-8).

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?.. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (1-3, 6).

…Постарайся освободиться от человеческого, стяжать бескорыстие, с тем, чтобы пришло Божественное просвещение и твой суд превратился в духовный, Божественный. Тогда твой суд будет отвечать Божественному, а не человеческому правосудию, будет в согласии с любовью и милосердием Божиим, а не с человеческой логикой. Только Бог судит праведно, потому что только Он знает сердца людей. Мы судим «по наружности», внешне, и потому осуждаем и несправедливо обвиняем других. Нужна большая осторожность, мы никогда не можем знать истинного положения вещей. Какую несправедливость мы причиняем ближнему, когда его осуждаем! Хотя в действительности мы причиняем несправедливость себе, а не другим, потому что Бог от нас отвращается. Ничто так не ненавистно Богу, как осуждение, потому что Бог праведен, а осуждение исполнено несправедливости.

Старец Паисий Святогорец

Рок-группа греческих монахов, где солист в рясе исполняет зажигательную песню в сопровождении девиц из подтанцовки, – это нормально? А болгарский священник, ради привлечения интереса приезжающий на крещенское водоосвящение то на броневике, то спускаемый строительным краном, – это нормально? Если нет, то почему, если да – то где всё-таки эта грань, когда уже перед нами не исполнение заповеди проповедуйте Евангелие всей твари, а нарушение другой заповеди Господа: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями?

Диакон Георгий Максимов

Заблудшие люди не поймут слова истины и отнесутся к ним, как свиньи, которые накидываются на брошенный жемчуг, напоминающий по виду зёрна. Обращённые к ним слова просвещения не могут удовлетворить их похотливых желаний, и с жемчугом Божественных истин они поступят, как свиньи: поняв, что жемчужины нельзя съесть, затопчут ногами. Необходимо избегать неразумного снисхождения, возможности пользования святынями недостойным людям.

Александр Соколовский

Не все способны понять благие намерения человека, желающего наставить их на путь истинный и оценить милосердие и любовь желающего их просветить. Есть грешники, которые не желают освобождаться от своих грехов. У таких людей из-за постоянного общения с пороком изменился характер, в результате чего им стало приятно зло. В ответ на попытку ознакомить их с истиной они могут проявить пренебрежение к Евангелию, попрут (то есть растопчут) святыню (то есть знания) ногами и своими грязными словами будут насмехаться и издеваться над истинами и понятиями Святого учения. А затем в безумстве злобы могут причинить вред и просветителям. Поэтому трогать таких людей не нужно, так как они ещё не созрели к восприятию учения Христова.

Протодиакон Дмитрий Половников

Правила для ловцов человеков

22 июня (Мф. 4, 18-23).

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним… И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (18-20, 23).

Спасающий души подобен рыбаку в море. 1. Рыбак не определяет свой успех, но он готов доверять. 2. У рыбака должно быть терпение. Из того, кто не спокоен или слишком подвижен, никогда не получится рыбака. 3. Он разумен и бдителен. 4. Он трудолюбив и самоотвержен. 5. Он мужественен и не боится отправиться в опасное плавание. Всегда есть опасность в том, чтобы говорить людям правду. Человек, говорящий правду, часто рискует своей репутацией и жизнью. 6. У него должна быть стойкость. Он должен научиться никогда не падать духом и каждый раз уметь начинать сначала. 7. Мудрый рыбак знает, что иногда совершенно бессмысленно ловить рыбу. Иногда люди приветствуют правду, иногда они обижаются на правду, иногда правда трогает их, а иногда она ожесточает их, и они ещё яростнее выступают против неё. Мудрый проповедник знает, что иногда нужно сказать, а иногда лучше промолчать. 8. Одна рыба бросается на одну наживку, а другая на иную. Мудрый проповедник знает, что нельзя подходить ко всем людям одинаково. Он иногда даже вынужден признать, что есть границы его возможностей. 9. Мудрый рыбак не должен выставлять себя напоказ. Если он будет выставлять себя напоказ, то даже тень его напугает рыбу и она не будет клевать. Мудрый проповедник и учитель всегда будут показывать людям не себя, а Иисуса Христа.

Чарльз Гаддон Сперджен

Господь знает сердца их: как дети, эти рыболовы покоряются законам Божиим. Они привыкли не руководить и приказывать, но работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их полны смирения перед волей Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их жаждут как можно большей истины и правды. Как премудро, что Христос начал снизу, а не сверху! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни...

Святитель Николай Велимирович

В Евангельском повествовании о призвании учеников поражает быстрота их отклика на призыв. Как будто они раньше много над этим размышляли. В этом быстром отклике виден подъём духа, и это настроение преимущественно не оставляет их всё время следования за Спасителем. Подъём духа и прояснённая совесть дают им понимать, как значительно быть Его учениками.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Бывает так, что, пережив встречу, коснувшись края ризы Христовой, мы бываем глубоко потрясены и готовы в тот момент на любой подвиг. Но Спаситель знает, что ни на какой подвиг от восторга нашего мы не способны. Пройдёт порыв, мы вернёмся на старое и остынем. Господь Сам отсылает нас обратно в жизнь, к нашим обычным занятиям, ко всему, что раньше существовало без Него в нашем сознании. Но посылает Он нас обратно со знанием, что мы встретили Живого Бога.

Подумаем об этом, поставим себе вопрос так: а я человек ли по отношению к тому, кто рядом со мной? Слышу ли я Господа, говорящего: помоги, напитай, утешь словом? Господь говорит раз, говорит и два, а придёт время, когда мы станем перед Ним, и Он будет молчать, и мы будем молчать, объятые той же печалью: прошло время, поздно! Дорожите временем, не лукавствуйте...

Митрополит Антоний Сурожский

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга