11 

   Вести с Севера


ВОЛОГДА

В середине марта в Свято-Прилуцком монастыре прошли Димитровские чтения, на которые съехались преподаватели воскресных и общеобразовательных школ со всей области. Говорилось о сближении церкви и школы, о новых образовательных программах. Было много интересных докладов, да и просто учителя пообщались, прибодрились духовно, ведь многие у себя в школах работают в одиночку в окружении людей равнодушных и подчас даже враждебных православию. Большое впечатление на преподавателей, особенно городских, приехавших на Чтения со своими заботами, произвело выступление учительницы из деревни Новая Старина Бабаевского района. В своей школе она ведет несколько предметов и еще хватает сил на Воскресную школу. Зарплату же учительница давно не получала. Она рассказала, как народ спивается, как тяжело на селе. Но заметно возрастает тяга к вере.

* * *

Необычную форму обучения – “заочно-очную” ввели недавно в епархии. Теперь заочникам Духовного училища, будущим священникам, регентам и катехизаторам не нужно будет ездить в Вологду на сессии – экзаменаторы приедут к ним сами. В Великий Устюг, где живут 14 учащихся, уже приезжало трое преподавателей Духовного училища принимать экзамены по трем предметам. На очереди Череповец – там живут 12 учащихся. По мнению ректора Духовного училища такая практика весьма эффективна. Экономичней самим приехать к ученику, чем нести расходы по устройству его в гостинице и на проезд. Кроме того, учитель сможет видеть, в каком духовном окружении живет его подопечный. И, самое главное, это откроет возможность учиться (в основном касается катехизаторов) многих и многих желающих, которые не могут совмещать работу и семейные заботы с учебой. Свалки не будет

Отменено ранее принятое решение администрации Вологодской области о создании “полигона для твердых отходов” в непосредственной близости от стен Кирилло-Белозерского монастыря.

Вологодский областной арбитражный суд характеризовал это решение как грубое нарушение статуса историко-архитектурного заповедника “Русский Север”, центром которого и является монастырь. Кстати, в этом году обители, основанной преп. Кириллом, исполняется 600 лет.

СВ. СТЕФАН КИСТИ КНЯЗЯ

Интересное изыскание из области генеалогии провела пермская Ассоциация генеалогов-любителей. Ею была исследована поколенная роспись старинного дворянского рода Абамелек-Лазаревых, происходящего из Армении и служившего России верой и правдой 200 лет. В числе представителей рода – князь Семен Давыдович Абамелек-Лазарев (1815-1885), характеризуемый, в частности, так:

“Полковник лейб-гвардии Гусарского полка, генерал майор в отставке... Попечитель Лазаревского института восточных языков, знакомый и сослуживец М.Ю.Лермонтова... Художник-любитель, за картину “Святой Стефан Пермский” был удостоен Академией художеств звания художника, писал портреты, исторические картины и расписывал храмы в своих имениях”.

ВОЛОГДА: ЛЕТНИЕ ПОЕЗДКИ

Шесть паломнических поездок в Москву к честной главе великомученика и целителя Пантелеимона организовали местное епархиальное управление, настоятель кафедрального храма и просто священники – для своих прихожан. Как известно, великая святыня была привезена в Москву из Греции на недолгое время. Поэтому батюшки не пожалели средств на аренду автобусов, для многих прихожан билеты были вполцены. Некоторых (например, девочек, больных лейкозом, вместе с родителями) брали к целителю бесплатно. В первый приезд, ночью, когда мощи находились еще на Афонском подворье, вологодские священники могли не спеша служить молебен перед главой целителя – до 6 часов утра, пока не появились первые паломники. В следующие приезды (в Данилов монастырь) у мощей была уже непрекращающаяся очередь. Но все равно вологжане смогли подойти и приложиться к главе целителя Пантелеимона.

* * *

Большая делегация священников и мирян из Вологды во главе с секретарем епархии отправилась в Германию по приглашению верующих Лютеранской церкви. Эта церковь принадлежит к числу протестантских, отколовшихся от католической церкви еще в XVI веке и продолжавших затем дробиться на части. Но из них она выделяется тем, что еще не все растеряла из предания апостольской матери-Церкви. Несколько месяцев назад, будучи в Вологде, немецкие лютеране как раз доказывали это нашим священникам, подчеркивая, что они не сектанты. В Вологде они прочитали несколько публичных лекций о методах борьбы с сектантством. Оказалось, опыт у них богатый. И во время нынешней поездки вологжане смогут познакомиться с ним поближе – там, где и началась история современного сектантства, на родине Лютера.

* * *

Пединститут в Вологде, несмотря на протест епископа Максимилиана, православной общественности города, предоставил помещения для проведения очередного конгресса иеговистов. Участники конгресса были размещены в общежитии института. Материальная выгода от сотрудничества с иеговистами оказалась важнее для светил вологодской педагогики, чем тот ущерб, который наносит подобная практика мировоззрению их студентов, будущих учителей.

Руководство пединститута объясняет свой поступок равнодушием к религиозным спорам, но в случае с иеговистами это объяснение вряд можно считать удовлетворительным. Дело в том, что эта тоталитарная секта объявила нелегитимными все иные правительства, кроме одного – всемирного, что оно готово предложить миру. Ясно, что пропаганда этой идеи не может не наносить урона национальной безопасности России. И потворствовать этому не стоит хотя бы из элементарного патриотизма.

* * *

По приглашению епископа Максимилиана Вологду посетили архиереи Хабаровской епархии – владыка Марк и Архангельской епархии – владыка Тихон, нынешняя встреча которых стала продолжением знакомства, состоявшегося на Стефановских торжествах в Сыктывкаре.

Предложение владыки Тихона о необходимости укреплять связи между епархиями, больше общаться и помогать другу нашло немедленный отклик. Так как в Архангельской епархии нет сейчас своего духовного училища, владыки договорились, что будущие архангельские священнослужители смогут теперь учиться в Вологде.

Другим событием, сблизившим две северные епархии, стало рукоположение епископом Тихоном во священники диакона Андрея Смирнова, состоявшееся в Софийском соборе. Приятной неожиданностью для владыки Тихона и молодого священника оказался тот факт, что оба они в разное время обучались в православных учебных заведениях США.

Русский Север – имя, когда-то наполненное самым глубоким смыслом, сегодня, чаще всего, воспринимается как географическое понятие. Нарушено духовное единство земли, из которой Русское государство веками черпало силы. И поэтому нас не может не радовать любая искренняя попытка вернуться к прежнему положению вещей.

* * *

В церкви Успенского монастыря в Вологде археологи обнаружили останки 43 человек – взрослых и детей, закопанных без гробов. Следов насильственной смерти экспертиза не выявила. По мнению областного Управления ФСБ, люди, похороненные в этой братской могиле, умерли от голода в 30-е годы нашего века, когда в монастыре располагался приют. Ярославль

Прокуратура города Ярославля обвинила в противоправных действиях региональный центр протестантской организации “Новое поколение”. Речь идет о сеансах массового воздействия на психику.

Проанализировав видеозапись конференции “Христианская молодежь интернейшнл”, работники прокуратуры пришли к выводу, что во время этой конференции протестантские проповедники из “Нового поколения” использовали прямой гипноз. В международной практике ущерб здоровью граждан, наносимый подобными методами определяется как “зависимые расстройства личности”. В нашей стране сеансы массового целительства запрещены ст. 57 закона РФ об охране здоровья населения. По мнению юристов, религиозное воздействие, достигаемое средствами из области медицины – это преступление.

* * *

Нынешним летом вологодский губернатор приглашал к себе на аудиенцию священников со всей области. Разговор, как рассказывают, происходил так. Собрал он батюшек и говорит: “Ну, просите, кому что надобно”. Настоятели стали рассказывать о приходских проблемах, кому железо на крышу, кому за электричество заплатить... Очередь дошла до батюшки, приехавшего с самого угла Вологодской области. “Ну, а Вам что требуется?” – спрашивает губернатор. “Да ничего нам не надо, – неожиданно ответил батюшка. – Об одном только прошу, запретите секту Муна в школы пускать, чтобы души детей не уродовали. Народ уже стонет”. Удивленный губернатор приказал секретарше пометить это в блокноте...

То ли просьба повлияла, то ли сама жизнь подтолкнула, но недавно в Вологде состоялась учительская конференция. На ней было решено: сектантов в школы не пускать.

* * *

В Великом Устюге в церковном доме при храме Прокопия Праведного открыто общежительство сестер, в будущем намечено здесь создание женского монастыря. Сам храм после передачи православным главного придела, где покоятся мощи преп.Прокопия, заметно преобразился. Сюда из Стефановской церкви возвращена рака, которая раньше стояла над мощами. По словам прихожан, таких радостных, благолепных служб, какие теперь совершаются у Прокопия, в Устюге давно не было.

Настоятель Прокопьевского храма протоиерей Ярослав Гнып (давний молитвенник за нас, друг и наставник нашей редакции) поставлен Благочинным округа, куда вместе с Устюжским входят еще три района. Многая лета!

* * *

Целую ночь пришлось кормить комаров в лесной чаще трем жителям Череповца, надумавшим поживиться иконами в старинной деревушке Берендюхе Вологодской области. Охотники за ликами святых сначала заслали в деревню разведчиков на “Жигулях”, а под вечер и сами появились на другой машине и принялись обходить избы, предлагая отреставрировать иконы. Встречая отказы, незваные гости во что бы то ни стало старались проникнуть в дома и осмотреть святые углы. Подозрительная настойчивость настолько бросалась в глаза, что деревенские старушки заторопились позвонить в милицию, а потом... вооружились кольями, поленьями да вилами и погнали “реставраторов” прочь. Отставной офицер, возглавивший ополчение, успел догнать одного из них и повалить на землю. Но тот все же вывернулся и вместе с приятелями скрылся в лесу. Искать их там не стали. Облаченным в майки и шорты визитерам и без того пришлось несладко под натиском комариных полчищ. Да и личности их секрета составить не могли. Девчушка, проводившая в деревне каникулы, запомнила номер первой машины, а второе авто со всеми опознавательными знаками так и осталось стоять на деревенской улице. Сотрудники милиции прождали владельцев “шестерки” до самого утра, но те появились только через два дня. Потупив очи, под градом насмешек они забрались в машину и отбыли в Череповец, где их похождениями предстоит заняться правоохранительным органам.

В некогда процветавшей деревне Берендюхе теперь постоянно живут только старики и старухи. Молодежь перебралась в Череповец и приезжает ненадолго, только летом. Несколько лет назад некие злоумышленники воспользовались зимней малолюдностью и прошлись грабительским рейдом по деревенским домам. Как сообщает ИТАР-ТАСС, повторных посягательств берендюхинцы терпеть не пожелали.

ФОРПОСТ ПРАВОСЛАВИЯ

В Вологодской области появилась католическая община. Между тем доля инославных на этой северной земле по-прежнему традиционно невелика. По данным советника губернатора по делам религий в области из 119 зарегистрированных религиозных общин 93 объединяют христиан Русской Православной Церкви. В области зарегистрирована также община римско-католической церкви, мусульманская община, община евангельских христиан-баптистов, две общины адвентистов седьмого дня, а также община методистской церкви.

Ожидается, что на вологодчине будет рост числа православно-верующих. В частности, за счет возобновления старых монастырей.

* * *

Властями Вологды передан верующим еще один храм – Успенский. Он небольшой, хотя имеет три придела. До революции принадлежал женскому монастырю. Вокруг храма уже образовалось сестричество – будущая монашеская община. Передан частично и монастырский корпус. Новый настоятель храма о.Василий Писарев (до рукоположения -профессиональный художник) начал с того, что открыл в нескольких комнатах иконописную мастерскую.

* * *

В епархиальном духовном училище недавно открыто заочное отделение. Связано это с притоком людей, желающих получить духовное образование, и с тем, что классы училища (в зданиях Прилуцкого монастыря и епархиального управления) уже не вмещают всех. Впрочем, уже решен вопрос о частичной передаче епархии огромного здания бывшего духовного училища, который находится в центре города, около Кремля. Это позволит устроить интернат для семинаристов, что отразится и на качестве обучения. Уже сейчас на регентском отделении, где занимаются в основном девушки, срок обучения с 2-х лет продлен до 3-х лет.

* * *

Впервые сводный хор Вологодских храмов записывает песнопения на лазерный диск. Решено, что при записи регенты храмов-участников будут руководить объединенным хором поочередно, каждый репетирует свое песнопение. Компакт-диск готовится к 425-летию епархии, которое будет праздноваться 23 июня, в день Преподобных Отцев Вологодских.

* * *

Русской Православной Церкви, в лице Вологодской епархии, передана Филиппо-Ирабская пустынь, что на реке Андога. Сейчас там проживает 150 инвалидов, но вскоре, возможно, появятся и монахи. Временно, пустынь, включающая в себя хорошо сохранившийся Казанский храм, монастырские помещения, около 50 гектаров земли передана Череповецкому благочинию для хозяйственных нужд.

* * *

Также передана Вологодской епархии церковь Николы-на-Глинках. До последнего времени здесь располагались мастерские психиатрического учреждения. Что удивительно для нашего времени, церковь была передана в исключительно хорошем состоянии.

* * *

В течении всего лета будут вестись службы в Софийском соборе, самом величественном храме Вологды. Собор был построен в 16 веке царем Иоанном Грозным, предполагавшим сделать его главным храмом Руси. Сейчас в Софийском соборе находится музей, наконец то позволивший Церкви регулярное использование храма по его прямому назначению. 9 июня Владыка Максимилиан подписал во время службы антиминс, на котором в Софийском соборе будут совершаться литургии.

* * *

Владыкой Максимилианом было дано благословение на создание комиссии по поднятию мощей св.Антония Черноезерского. В Антониево-Черноезерской пустыни, будут произведены необходимые археологические работы. Живое участие в поиске мощей проявляют окрестные жители.

* * *

Награды Русской Православной Церкви вручены четырем руководителям Череповецкого металлургического комбината. Деньгами и собственной продукцией комбинат сейчас помогает не только вологодской епархии, но и другим кафедрам и монастырям России. Непосредственно в Череповце заводчане строят сейчас собор во имя Рождества Христова.

* * *

 

Епископу Вологодскому Максимилиану впервые удалось посетить некоторые отдаленные части епархии. В частности он побывал в Великом Устюге. Здесь владыка наградил протоиерея Стефана Сурначева орденом князя Даниила Москвовского, а священника Ярослава Гныба протоиерейской митрой.

* * *

Настоятель вологодского храма Покрова-на-Торгу о. Василий Павлов вместе с игуменом Антониево-Сийского монастыря о.Трифоном побывали в числе большой делегации от РПЦ в Иерусалиме. У Маврийского дуба они встретились со священниками Русской Зарубежной Церкви, проводившими там литургию и, после богослужения, побывали у них в гостях. Приняли наших батюшек зарубежники очень тепло. Второй запомнившейся встречей стал прием у патриарха Иерусалимского Диодора. Диодор призвал Русскую Церковь не доверять католикам, “миролюбие” которых он имел обширные возможности изучить на Святой Земле.

* * *

Решен вопрос о передаче верхней части храма святых равноапостольных Константина и Елены Вологодской епархии. Раньше в храме находились столярные мастерские. Настоятелем назначен о.Василий Писарев –настоятель Успенской церкви. Вокруг этого батюшки создалась довольно прочная община, которая сейчас трудится над восстановлением Успенской церкви. В перспективе на базе Успенского храма планируется возродить женский монастырь, а мужская половина общины перейдет к храму святых Константина и Елены.

* * *

Указом епископа Вологодского и Устюжского от 17 марта бывший священник Вологодской епархии о.Валерий Балонюк лишен священного сана. Сейчас он отбывает срок наказания в тюрьме за кражу икон и церковной утвари. Еще до тюрьмы на него неоднократно поступали жалобы от прихожан на его грубость, пьянство, неблагонадежное поведение, не допустимое для священнослужителя. Не смотря на лишение сана, дискредитировавший себя “батюшка” и в тюрьме продолжает совершать священнослужения, не имея на это ни только дарованной Богом благодати, ни даже облачения.

В указе владыка Максимилиан просит довести эту информацию до всех клириков и мирян.

* * *

На усилившееся влияние тоталитарных сект в Вологодской епархии в Вологде создан Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. Организовал и возглавил этот цент Владимир Александрович Лыжин сам ставший жертвой сектантов. Его дочь попала в секту “Свидетели Иеговы”, и удерживается там силой. Исчерпав все средства вытащить дочь из сектантских сетей Владимир Александрович создал центр для борьбы с ними. К нему уже неоднократно со стороны сектантов применялся шантаж, а так же угрозы ему и его дочери лишением их жизни. Сектанты очень обеспокоены развернувшейся деятельностью центра, вступившем с ними в открытую борьбу. Участники Центра не только ведут активную разъяснительную работу среди населения и в средствах массовой информации о деятельности сект, но и активно отстаивают права россиян о незаконной деятельности сектантов на территории России в судебном порядке. В результате этой деятельности Вологодская организация Свидетелей Иеговы лишилась всей своих помещений и не одна организация не желает теперь с ними сотрудничать. А недавно Центру удалось выиграть процесс о незаконном распространении на территории России иеговистской литературы, журналов “Сторожевая башня” и “Пробудись!” Руководитель иеговистов г.Вологды по ст.171, часть 1 привлечен к административной ответственности.

КРЕСТ – ОРУДИЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ

Активизировалась деятельность сектантов в самом крупном городе Вологодской области Череповце. Центр одной из секты харизматиков находится недалеко от города в деревне Романова. Жители этой деревни, недовольные деятельностью сектантов, обратились за помощью к православным священникам. Настоятель Рожденственского храма о.Георгий Трудицин, откликнувшись на их просьбу, сделал у себя в храме большой обетный крест. Крестным ходом этот крест был пронесен по деревне и по просьбе жителей торжественно установлен посреди деревни на самом высоком месте. При освящении креста во время пасхального богослужения священником был совершен водосвятный молебен. А затем в помещении клуба состоялась его беседа с местными жителями. После беседы 37 человек приняли таинство святого крещения. На следующий день служители Воскресенского собора обнаружили в храме подброшенные листовки, в которых сектанты призывали людей к ежедневному покаянию и причастию, потому что по их молитвам якобы через три дня над Воскресенским храмом должен встать огненный крест. Решив таким образом посрамить православную веру сектанты в очередной раз были сами посрамлены. Все три дня небо было закрыто тучами и постоянно шел дождь. Не получив подтверждения своей правоты через призывание чуда, сектанты решили доказать свою богоизбранность и правильное следование библейским заветам в открытой беседе со священнослужителями. Через три дня представители этой секты пришли в храм и стали вызывать священников на разговор. Около часа молодой человек, представившийся Виктором, закончившим богословский институт европейских церквей в Англии, доказывал о.Георгию Трудицину их преимущество над православной верой, которая якобы поклоняется кресту и иконам, как идолопоклонники. Отец Георгий обстоятельно объяснил молодым людям, что молимся мы не иконам, а Богу, а крест -это наше орудие спасения, потому что на кресте Господь Бог наш Иисус Христос принес себя в жертву во искупление грехов человеческих ради нашего спасения. Смущенный непоколебимой верой и доводами благочестивого батюшки заокеанский миссионер в конце концов сам запутался и отступил. Но надолго ли? И доколе нам русским придется отстаивать истину православной веры перед иностранными мессионерами на нашей православной земле?

12 июня в День независимости России отцом Георгием по просьбе местных жителей был проведен еще один крестный ход в деревне Маречкино, где активизировалась деятельность секты Адвентистов седьмого дня.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera