18 

   Русский Север


ТИХИЙ ЯРЕНСК

Осень. Шуршат под ногами опавшие листья, воздух необыкновенно прозрачен, напоен свежестью и чистотой.

...Яренск – город, окутанный дымкой таинственности и недосказанности. Всплывают в памяти детские годы, когда Яренск так часто упоминался бабушкой и всегда при этом ее глаза загорались каким-то особым блеском. И только недавно я узнала, нашла, копаясь в старинном ее сундучке, связку писем и документов, и среди прочего – выписку из метрической книги за 1899 год о бракосочетавшихся: “...27 сентября в Подгородной Иоанно-Богословской церкви Яренского уезда венчались кончивший курс Вологодской Духовной семинарии Стефан Михайлов Попов православного вероисповедания первым браком, и дочь священника Селибской Богоявленской церкви Яренского уезда Людмила Алексеевна Бронникова...”, – таинство совершил священник Иоанн Бронников.

Так значит, вот в такой же ясный осенний день они, молодые влюбленные, стояли перед алтарем и клялись в вечной любви и верности друг другу. И действительно, пронесли они это чувство через всю свою жизнь. За год до своей смерти бабушка вспоминала, как дед, несмотря на протесты ее матери и отца, увез ее из далекого Селиба в Яренск, и здесь их обвенчал родной брат бабушки Иоанн. Потом, конечно, родители смирились с их браком. И мать моей бабушки Анна Александровна, урожденная Куратова, тоже покоится где-то здесь, в Яренске, – она умерла и годы войны в возрасте почти 100 лет.

Еще со многими моими предками связаны рассказы о Яренске. Не потому ли с таким трепетом и ожиданием чуда вступила я на эту землю, прибыв вместе с делегацией ученых и краеведов из Сыктывкара на конференцию, посвященную 610-летию этого древнего города. И ожидания не обманули меня. Я увидела этот город именно таким, каким он мне представлялся по воспоминаниям родных, как будто время остановилось здесь и сохранило тот милый облик, каким он был в начале века. Те же дома – деревянные с мезонинами, одно– и двухэтажные, наличники резные, и каждый дом имеет свой, отличный от другого вид.

Краевед В.А.Лоушников в своей книге пишет: “Первое упоминание о Яренске (Еренском городке) в письменном источнике находим в Вычегодско-Вымской (Мисаило-Евтихиевской) летописи, которая за 1384 год сообщает, что помимо монастырских храмов “во владычном городке” на Усть-Выми Стефан Пермский “создвиг монастырские храмы на Вотче и на ЕРЕНСКОМ городке поставил игумены и попы и дьяков в оных”.

Интересные сведения о строительстве первых храмов в Яренском уезде сообщила Н.П.Воскобойникова, сотрудница архива Древних актов из Москвы. Так, Покровский собор в Яренске был построен в 1795 году на средства купцов Амоса Ивакина и Андрея Новоселова. А профессор А.В.Камкин из Вологды, делая обзор по церковной истории Яренского уезда, отметил, что и в XVIII веке, когда в России уже сформировалось замкнутое духовное сословие, здесь продолжались посвящения в сан из крестьян, так как пастыри должны были знать два языка.

Собор, построенный здесь в 1820 году, стоит еще во всем своем величии и красоте, как будто не было годов гонений и глумлений, которые смели почти все храмы в наших краях. А в этом тихом уютном городке, Богом хранимом, они выстояли. Пока в Соборе размещен краеведческий музей. Мы прошлись по его залам. Удивительно: и стенная роспись сохранилась, и иконостас, и Царские врата работы устюжских мастеров – все в целости.

Сейчас здесь идут реставрационные работы, и со временем, даст Бог, собор будет передан верующим. Нам даже разрешили подняться на колокольню. И поднимаясь по узким ступеням ее, я представляла, как мои далекие предки когда-то восходили по ним на самый верх и обозревали те же дали неописуемой красоты. Отец Феодосий, который был вместе с нами, проговорил: “Разве можно, увидев такую красоту, не поверить в могущество Господа, создавшего нее это!”

Широта и необъятность представшего вида поразила всех присутствующих: дали, леса в золоте, полоска речки Кижмолы, а там опять леса до самого горизонта, и воздух – чистый и прозрачный, словно бы звенящий от этой широты и чистоты, и голубой-голубой купол неба без единого облачка. Чувствуешь себя и впрямь в неземном пространстве, И колокола все в целости позванивают при малейшем прикосновении, как будто только и ждут, когда же к ним прикоснется рука звонаря и зазвонят они во всю мощь, напоминая людям о Боге, о вечности, о любви...

И еще запомнились мне слова о.Феодосия: “Восхождение к Богу всегда трудно, но только нужно всем нам стремиться к этому: передохнуть, как только силы покинут тебя, и опять начать восхождение, а Бог всегда в этом тебе поможет. Слава Тебе, Господи!” Потом, уже спускаясь по узкой лестнице, так и представлялось, что нисходишь на грешную землю с поднебесной высоты, вдохнув в себя этой неземной божественной чистоты.

И вот мы на грешной земле, идем в зал заседаний. Я перебираю свои записи, нахожу выписки из клировых ведомостей за 1855-й год. В них есть упоминание об этом соборе и о служителях его. Настоятелем собора в то время был протоиерей Мисаил Васильев Георгиевский, родом из Усть-Сысольского уезда. Ближайшая к собору церковь в полуверсте – Градская Покровская. Престолов в ней три, в нижнем этаже во имя святителя Стефана Великопермского. Диаконом в Покровской церкви служил в то время его родной брат – Константин Васильев Попов. Жена его, Антонина Алексеевна, урожденная Куратова – родная сестра коми поэта И.А.Куратова. В это время и сам Иван Куратов обучался в Яренском духовном училище.

Tih.jpg (25055 bytes)И еще одна церковь значится в клировых ведомостях – Всехсвятская деревянная кладбищенская, построенная и освященная в 1788 году. Вот в эту-то, единственную ныне действующую церковь Яренска и пригласил нас о. Феодосий в конце дня. О. Феодосий (на снимке) служит здесь уже второй год. В 1989 году образовалась община и открылась эта церковь. Стараниями О.Феодосия она после многих лет запустения приведена в пристойный вид и еще много работы здесь предстоит. Службы о.Феодосии ведет по субботам и воскресеньям, но при желании любой человек может посетить церковь когда ему удобно, о. Феодосии не отказывает в том никому. Мы осмотрели храм, потом прошли по кладбищу. Удивило обилие сохранившихся могил еще прошлого века с надгробиями из камня и огромными железными крестами. Вот среди них, наверное, покоятся и мои предки. Мир их праху!

Уже в полной темноте шли назад. Я спросила О.Феодосия, а не бывает ему одному страшно возвращаться после службы? И он так тихо ответил: “А я не один, со мной Бог, да и кто же поднимет руку? Бывает, забредет какой-нибудь пьяный человек, но не хулиганит: поговоришь с ним, вразумишь, и он тихо уходит”. Договорились на следующий день прийти к нему домой на трапезу и поговорить. Но на следующий день, придя в его маленький домик с небольшими комнатками, больше похожими на кельи, нам не привелось долго поговорить – пришли звать его на кладбище отслужить панихиду по В.С.Политову – ученому краеведу.

Я осталась в доме вместе с милой женщиной, которая помогает о.Феодосию по хозяйству и исполняет обязанности бухгалтера при церкви. Она мне много порассказала и о прихожанах, и о церковном хоре, который организовали при о.Феодосии из бывшего хора ветеранов, а регентом у них Галина Николаевна Якунина – воспитатель детского сада. Она же и за псаломщика. “Доход церкви от продажи свечей небольшой, – рассказывает мне Екатерина Андреевна, – да еще четвертую часть мы отправляем в Епархиальное управление, так что на свои нужды почти ничего не остается. Отец Феодосий получает зарплату всего 10 тысяч рублей в месяц. Киоскер Лидия Петровна работает бесплатно, она, как и я, пенсионерка. И я несу свои бухгалтерские обязанности безвозмездно. А для ремонта церкви о. Феодосий сам ходит просить у предприятий и администрации Яренска, кто чем может помогает. Да и как ему откажешь, ведь все старается делать своими руками, не чурается никакой черной работы. На себя не тратит ни копейки. Вот и дом немного привели в порядок общими силами, печи переделали. А как же, если зима на носу, а печи дымили, тепла не давали. О. Феодосий все отмахивается: “Дом подождет, вот церковь нужно привести в божеский вид. Церковь – мой дом”, – скажет бывало. Прихожане сами чем могут стали помогать ему, я и сама вижу поначалу, что ни посуды, ни белья на смену нет.

Так стала носить что есть из дому. Так же и другие прихожанки. Очень уж батюшка нам по сердцу пришелся. Так с Божией помощью все и устроилось. А сам-то он хоть и молодой, а такой богомольный, – иной раз всю ночь молится, перед причастием глотка воды и рот не берет. Дай ему Бог здоровья, и чтоб не покидал нас, грешных”. Так вот бы сидела и слушала без конца эту добрую женщину, но пора прощаться. “Приезжайте еще, гостям всегда рада”, – просила на прощанье Екатерина Адреевна. Дай Бог еще свидеться.

Уже перед самым уходом вернулся о.Феодосии, не забыл, что обещал подарить по образку Божией Матери Казанской с благословением. Теперь эта иконка перед моими глазами, и будет всегда хранить меня во дни сомненья.

А еще о.Феодосий хотел помянуть всех священников Яренского уезда, список которых я составила по данным клировых ведомостей за 1913 год. Все они так или иначе отдали свои жизни за веру Христову, и хотя не все судьбы известны, все же хочется, чтобы помянуты они были все, как некогда поминали всех священнослужителей, за много веков служивших при церкви. Среди них и о.Иоанн Бронников, погибший в страшном 1933 году. Где могила его, неизвестно. Дети разбросаны по всей стране и понесли всю тяжесть доли детей репрессированных. Младшие до сих живут в Тульской области; в письмах они неизменно пишут: хотелось бы посетить родные места, но едва вспомним, как нас, малолетних, ни в чем не повинных, выгоняли из родного гнезда, так горечь сжимает сердце и не дает нам решиться приехать.

А время течет неудержимо, уносит события и судьбы в неразличимую дымку прошлого; и лишь иногда, где-нибудь в уездном городке, на старинном гнездовье, в чистый осенний день откроются для сердца необозримые дали – память рода.

А.МАЛЫХИНА

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera