ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ


СМЕРТЬ В РЕАНИМАЦИИ

Священническое служение Богу сродни работе врача скорой помощи. Как врач, так и священник призван спасать людей - один для жизни на земле, а другой для жизни вечной. Но бывает и так, что одно и другое совмещаются. Например, священник Константин Макашов не только служит в храме, но и работает анестезиологом в реанимации.

Когда я приехал к нему в с.Седкыркещ, где он служит настоятелем молитвенного дома в честь святителя Стефана Пермского (это рядом с Сыктывкаром, за рекой), он не особо мне обрадовался. Человек молодой, он со свойственной этому возрасту прямотой сразу предупредил, что терпеть не может журналистов. Потому что, как объяснил батюшка, духовное и нравственное падение людей напрямую зависит от безответственных журналистов, которые искажают факты, сознательно врут, а если и пытаются писать правду, то их подводит вопиющая некомпетентность.

- Если бы вы не работали в газете "Вера", я б с вами вообще разговаривать не стал, - сказал он.

- Ну, не все ведь журналисты такие, - стал я обороняться, - немало порядочных, хороших. Всякие бывают... Ведь и среди священников встречаются недобросовестные, как ваш предшественник.

Я уже был наслышан, что на приходе до о.Константина служил другой батюшка, отец Владимир, который сильно подорвал у сельчан веру в Бога. Был груб, непочтителен с прихожанами, пил. Очень многих людей он отогнал от церкви. Бабушки, трудами которых молитвенный дом устраивался, приходили жаловаться на своего настоятеля владыке, писали письма в нашу газету. Снятый с прихода батюшка потом уехал из Коми к себе на Украину.

- Предшественник мой был заслуженный протоиерей. Все-таки сорок лет прослужил у престола, - заступился за него о.Константин. - Как мне рассказывали бабушки, он изменился в плохую сторону после того, как принял постриг. Видимо, не выдержал монашеских обетов. Все-таки не каждому человеку, даже такому опытному священнику, как о.Владимир, под силу нести такой груз. Тем более, что он остался на приходе, а не ушел в монастырь. В миру иеромонахи подвержены огромным искушениям, не каждый может справиться с нападками злой силы.

А богатые семена веры в селе еще до о.Владимира взрастил иеромонах о.Роман Овсиенко, которого все бабушки до сих пор вспоминают с теплотой и любовью. "Очень он был любезен с нами, вежлив, приветлив, - рассказала мне про него старушка Мария Панюкова. - Большие у него планы были. С ним мы и молитвенный дом два года назад оборудовали. Очень много людей при нем в церковь ходить стало. Сам весь горел, и мы от него загорались. Воскресную школу для детей открыл, по семьдесят ребятишек приходило. Мы их чаем с блинами угощали. Учителя приходили, удивлялись, как мы с детьми занимаемся. Все у нас для детей было сделано - и класс, и чаепития. Вот эти все старинные иконы он привез. И сам иконы для иконостаса рисовал. Спасителя вот он написал, Матерь Божию, а на чудотворце Питириме в больницу слег. После него прислали к нам о.Владимира. А тот хоть и протоиереем был, а спился, и вся вера у нас пропала, люди перестали в церковь ходить. Сейчас только десять бабушек постоянно и ходят. Все вдовушки. А так, если бы не пил, тоже бы хороший, деятельный. Большую-то молитвенную комнату он оборудовал. Но она не отапливается, мы пока все в маленькой молимся. Отец Константин тоже хороший, уважительный. Если он у нас здесь постоянно будет жить, то вера возродится".

Отец Константин пока живет со своей семьей по месту "гражданской" работы в п.Краснозатонском - рядом с больницей, а приезжает в Седкыркещ только по своим выходным, в дни, свободные от больничных дежурств.

- Служу я мало, - честно признается о.Константин, - рукоположен только седьмого июня. В реанимации работаю еще меньше. Опыта у меня практически никакого нет, так что вряд ли я вам что-нибудь интересное могу рассказать.

- Ну, все-таки вам, наверное, приходилось видеть смерть людей. Как ее встречают верующие люди, и как не верующие?

- Я видел, как люди умирают. Испытываешь чувство бессилия и страх за них. Чаще всего умирают без сознания, не успеваешь спросить, крещеный или нет. Но по тому, сколько человек носит крестики, я могу сказать, что процент верующих очень мал. На десять человек с крестиками человек сто пятьдесят некрещеных. Оттого, что они умирают некрещеные и идут в погибель, испытываешь моральное страдание. Потому что только при святом крещении человек духовно рождается для Царства Христова. Сам Господь сказал: "Если кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царство Божие".

Был такой случай. У нас при молитвенном доме работал сантехник. И вот с ним случился инсульт, и он без сознания попал ко мне. Через неделю, не приходя в сознание, умер. А потом я только узнал от родных, что он некрещеный. Его и отпеть-то без этого теперь нельзя. Это полностью мой грех. Мне за него придется отвечать перед Богом: у своего же работника не узнал заранее, крещеный ли он. А он, как мне потом рассказали бабушки, хотел креститься, когда помогал обустраивать молитвенный дом.

- А как вы относитесь к мнению, что всякая болезнь дается за грехи?

- Здесь я вспоминаю всегда Антония Великого. Он молился Богу и вопрошал: "Господи, почему одни богатые и счастливые, а другие бедные и болеют?" И услышал Голос Божий: "Антоний, себе внимай!" То есть, если я сам заболел, тогда грешен, а если другой заболел, то тогда его нужно спасать. Другому я никогда не скажу, вот ты грешил, теперь болеешь...

- А приходилось ли вам совершать таинства над верующими перед смертью?

- Нет, в моей практике такого не было. А вот у одного моего знакомого верующего врача такой случай был. У него заболел отец, тоже верующий. Лежал в реанимации без сознания на искусственной вентиляции легких. У него была тяжелая операция. Сын знал, что отец скоро умрет, но согласился на операцию, чтобы хоть немного продлить ему жизнь, чтобы отец перед смертью смог исповедаться и причаститься. Но, к сожалению, отец после операции так без причастия и умер. Его, правда, успели соборовать.

Очень важно перед смертью исповедоваться во всех грехах, получить отпущение грехов и причаститься Тела и Крови Христовой. Если при таинстве крещения человек омывается от первородного греха, а также от всех грехов, полученных до крещения, то при исповеди перед смертью могут проститься все грехи.

А вот другой случай, рассказанный мне знакомым священником. Ему позвонил один мужчина и попросил побыстрее приехать к ним домой - жена умирает и хочет исповедоваться. Священник быстро собрался и поспешил к болящей. Только он зашел к ним в квартиру, умирающая, не дожидаясь, когда он разденется, боясь, что не успеет сказать, прямо при муже стала каяться в многочисленных своих изменах. Она громко кричала, выкрикивала все свои ужасные грехи. Муж ее успокаивал, говорил, чтоб она не волновалась. У обоих слезы на глазах. Здесь же муж, пока она кричала о своих грехах, хлопотал возле ее постели, ухаживал за ней, сделал ей укол, все делал бережно и любовно. Тут же она просила прощения за свои грехи перед мужем. Муж плакал и все прощал. После того, как она выкричала все свои грехи, священник прочел над ней разрешительную молитву, причастил Святыми Дарами, она успокоилась и отошла в иной мир.

В своих молитвах мы постоянно молим Господа о непостыдной кончине живота нашего. Важно наше устремление - предстать перед Господом с чистой душой, полностью очистившись в таинстве покаяния перед смертью. Господь все видит, и Сам таким людям устраивает благочестивую кончину. Один батюшка рассказал мне, как его позвали к умирающей для исповеди и причастия. Но приехать он не успел, женщина умерла. Тогда священник стал думать, как употребить Святые Дары, чтобы Они не пропали: кого бы можно было исповедовать и причастить, и вспомнил престарелую очень добрую бабушку, которой было уже около девяноста лет. Она на своем долгом веку воспитала не только своих детей и внуков, но очень многих детей у своих соседей. Так что у всех людей в доме, в котором раньше жил священник, она оставила о себе хорошую память. Была верующей, по по немощи уже не могла ходить в церковь. И вот священник поехал к ней с причастием из города в село, где она жила. Когда бабушка увидела священника на пороге своей квартиры, так обрадовалась... как будто ждала его весь день: "А я-то думаю, чего это у меня с утра настроение такое хорошее!" Причастилась бабушка. И на следующий день в пасхальной радости от Святого Причастия отошла ко Господу. Так Бог позаботился об этой благочестивой старушке.

...Слушал я рассказ отца Константина и думал о своем. Совсем недавно довелось мне быть на похоронах знакомого журналиста. Его смерть потрясла меня до глубины души, и не только тем, что он ушел из жизни в молодом возрасте. Был он человеком неплохим, и даже где-то талантливым. Кроме рутинной журналистской работы, писал рассказы о золотоискателях в стиле Джека Лондона. Сам когда-то поработал на золотых приисках в Сибири и на Алтае, вкусил геологической романтики, мыл в тайге золото. И после этого легко пускался во всевозможные авантюры. Мечтал быстро разбогатеть. Может быть, поэтому, гоняясь за "зелеными", заочно, по переписке, выучился на протестантского миссионера (оказывается, и так у них, в Америке, можно). И начал он проповедовать заокеанскую ересь у нас в Сыктывкаре, хотя сам в детстве был крещен в православии. На самом же деле, я думаю, сам он был далек от какой бы то ни было веры. Грешно так говорить о покойном, но что было, то было: много пил, курил, был страшным матерщинником и похабщиком. В конце концов жизнь от пьянки до пьянки ему так опротивела, что он решил покончить с ней, и выбросился из окна своей квартиры с четвертого этажа. Но не убился, а только покалечился.

Два года лежал он в больнице - но и там скандалил, ругался с врачами, медсестрами. Когда умер, уже через час его тело начало источать невыносимый запах. Через три дня хоронили. Хоть и отпел его священник, к гробу невозможно было подойти... что-то текло из гроба на пол, на землю. На траурной панихиде настал такой момент: возникла пауза, нужно кому-то сказать речь, но все - знакомые и родственники - молчали. Подавленные. Запах преследовал меня еще три дня, как только я вспоминал об этой смерти, а тяжелое чувство своей виновности, что я не мог направить знакомого на путь истинный, - живо до сих пор. Единственное, что я могу сейчас сделать, это молиться о нем... Но при жизни-то я мог сделать гораздо больше.

Святые отцы всю свою жизнь готовили себя к праведной кончине. Господь и по прошествии столетий оставлял их тела нетленными и благоуханными, как случилось это при чудесном обретении мощей Александра Свирского, которое переживает сейчас вся Россия. Но не только святые, но и благочестивые миряне умирали, словно засыпали, с улыбкой на просветленном лице. Предварительно они успевали проститься со всеми родными и знакомыми, исповедоваться и причаститься. Да еще и при советской власти крестьяне по деревням готовились к самому главному событию в своей жизни ответственно. За несколько лет приготавливали для себя гроб, собирали чистое белье для похорон. Ныне же очень многие люди вспоминают о своей смерти, лишь находясь на смертном одре. Да и помирают-то в основном от болезней, аварий, драк, наркотиков, водки... Как говорит о.Константин - многие умирают после тяжелых операций даже не приходя в сознание. Куда идут души этих людей? Кто о них будет молиться?

Вот такие горькие мысли остались у меня после встречи со "священником-врачом". Отец Константин все это переживает с болью - он ведь еще молодой священник и в реанимации тоже недавно. Пройдет время, и тогда, может, свыкнется с этими неприкаянными смертями. Хотя... как можно с этим свыкнуться?

Е. СУВОРОВ

1998 г., газета «Вера»-«Эском», № 324


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга