ИСТОРИЯ


ПИСЬМО ПАТРИАРХУ

25 ноября в Сыктывкаре на заседании генеалогического общества участникам встречи был представлен первый том книги-мартиролога "Покаяние", в который вошли главы о репрессиях духовенства в Коми крае и списки репрессированных священнослужителей.

Выход этой книги совпал с 80-й годовщиной первых жертв политических репрессий в Коми крае, когда 24 сентября 1918 года были расстреляны под Котласом восемь Усть-Сысольских граждан: Николай Митюшов, Александр Веллинг, Леонид Ленин, Степан Клочков, Андрей Харьюзов, Василий Городецкий, Иван Петроканский, Василий Сидоров.

В этом списке обращает внимание имя Леонид Ленин, слишком уж известное. Действительно вождь мирового пролетариата В.И.Ульянов присвоил себе псевдоним Ленин, ставший всемирно известным, у старинного рода Лениных, к коему принадлежал и Усть-Сысольский Леонид Ленин.

Из недавно вышедшей книги Петербургского исследователя М. Г. Штейна "Ульяновы и Ленины. Тайна родословной и псевдонима" это хорошо видно. В этой же книге отведена целая глава Усть-Сысольской ветви (Лениных), в которой даны ссылки на исследования журналиста А.Сивковой.

В ней, в частности, говорится, что с 1916 года Леонид Ленин являлся председателем съезда мировых судей Усть-Сысольского уезда. Однако, как пишет Штейн, не только действия съезда мировых судей вызвали неприязнь местных властей к Л.А.Ленину как председателю съезда. В деле Ленина имеется составленное при его активном участии обращение членов Усть-Сысольской судебной организации к Патриарху Тихону, содержащее самые резкие выпады в адрес новой власти.

Вот несколько фрагментов из этого обращения:

"Правление большевиков", захвативших власть в России в свои руки, непоправимо сгубило наше дорогое Отечество, и это надо признать за совершившийся факт.

Их всеуничтожающие и разрушительные декреты внесли полную путаницу в жизнь народа, разделив его на два лагеря, и породили классовую вражду: крестьяне явно призываются к уничтожению интеллигенции. Мало того, теми же декретами возбуждается открытое гонение на Церковь Христову, Его учение: оно считается ненужным. Это ли не гибель Родины!

Всем известно, что гибель эта нужна стоящим у власти евреям, именующихся советами солдатских, рабочих и крестьянских депутатов.

Как в соседних уездах, так и у нас, в Усть-Сысольске, образовался подобный cовет. Образовался он из подонков общества, и в состав его вошли лица даже с порочным и уголовным прошлым. Эта власть неуклонно исполняет все декреты большевиков: она с усердием занялась, как более доступной для нее, сокрушительной работой - полным непризнанием окружного суда, уничтожением всех должностей судебных и административных установлений, мировых судей, мирового съезда, уездного земства и вообще всего, что давно всеми признано полезным, нужным и необходимым в общественной жизни народа...

Главным инициатором создания у нас такого совета, давшим ему мысль присвоить себе власть верховную законодательную, явился священник Дмитрий Попов, заявивший, что ныне "все законы опрокинуты", что все учреждения утратили авторитет власти и что поэтому совет должен вырабатывать новые законы..."

И в заключение письма авторы просят Его Святейшество "отозвать этого священника как противника Христова учения".

Однако недолго Ленину пришлось бороться за правовые основы жизни в Усть-Сысольске. Провокация, устроенная в нескольких километрах от города, в местечке Човью, дала местной власти возможность начать репрессии против дворянства и других "классово чуждых элементов". Среди тех, кого они коснулись, был и Л.Ленин.

Группу арестованных на глазах жен и детей посадили на пароход "Сысольск" и доставили на заливной остров между Сольвычегодском и Коряжмой. Здесь неправый приговор был приведен в исполнение...

Пройдет много лет, и к Наталье Лениной явится человек по фамилии Фролов, один из конвоиров в расстрельной команде. Что толкнуло его на этот шаг, сказать трудно. Он поведает младшей дочери Л.Ленина, Наталье, о последних минутах жизни отца. Та же впоследствии передаст этот рассказ журналистке А.Сивковой: "Отец свою смерть встретил достойно: молитву читал. Добивать, говорит Фролов, его не пришлось, пуля попала в голову".

Сейчас в г.Сыктывкаре проживают потомки Леонида Ленина: внучка Ольга и правнучка Елена, правнук Вадим.

Потомки Ивана Петроканского проживают в Петербурге.

Потомки Василия Никоноровича Городецкого оборвались на его внуке Всеволоде Городецком 1909 г.р. Будучи студентом Московского института, в 1933 году он был арестован по ст.58 и отправлен в лагерь в Воркуту. Отсидев 14 лет, умер в 1947 году.

Степан Клочков, сын священника, православный миссионер, перед расстрелом прикладывался к иконе, которая была у него на груди, и говорил: "Пресвятая Богородица, спаси нас!"

Первый том книги "Покаяние" - это начало и нашего покаяния перед погибшим...

Анна Малыхина

г.Сыктывкар

1998 г., газета «Вера»-«Эском», № 324


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга