ИСТОРИЯ


ПОСЛЕ ЖОХОВА

Начало 60-х годов принесло Церкви новые беды, послевоенное умиротворение властей сменилось ужесточением гонений. В космос был запущен первый спутник, следом был отправлен человек. Решено было, что коммунизм не за горами. Отблески тех фантазий можно было наблюдать и в Коми. Изгнан благочинный республики протоиерей Владимир Жохов. Уполномоченный по делам религии Рочев возмечтал уничтожить все следы пребывания этого пастыря в республике. Начать он решил с ликвидации ухтинского молитвенного дома, где служил ученик отца Владимира - отец Сергий Паршуков.

"Принуждают советских людей..."

"Секретно... на представление Исполнительного Комитета ухтинского городского совета...

...В пасхальные дни 1960 года служители культа и члены церковного совета совершили обходы верующих граждан города Ухты, т.е. ходили крестным ходом. Допускают к прислуживании в алтаре лиц, не достигших 18-ти лет. Принуждают советских людей к требоисполнениям. Служители культа и староста молитвенного дома организовали специальные выезды по деревням Ухтинского, Троицко-Печорского, Железнодорожного районов и совершали там массовые крещения и другие требы...
И.О. Уполномоченного Е.Рочев".

К величайшему, должно быть, разочарованию и.о. уполномоченного, из Москвы в начале сентября 1960 года пришел на его заявление весьма расплывчатый ответ:

"...Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР рассмотрев... Ваше заключение, считает, что в данное время еще не назрел момент для постановки вопроса о закрытии молитвенного дома... в г.Ухте...

Вопрос... может быть рассмотрен в том случае, если... сами верующие откажутся от помещения молитвенного дома, если религиозная община (двадцатка) распадется и в нем не будет служб из-за отстутствия священника..."

Письмо это можно было истолковать по-разному. Рочев понял по-своему, пришел к выводу, что в московской депеше содержится завуалированная подсказка. Что было дальше, можно узнать из очередного послания в столицу:

"Председателю Совета по делам РПЦ... тов.Куроедову... Представляю дополнительные материалы.

Сообщаем, что молитвенный дом в Ухте с декабря месяца фактически не функционирует, т.е. церковные службы не проводятся из-за отстутствия священника. Бывший настоятель молитвенного дома Сергей Паршуков за грубейшие нарушения советских законов о культах в декабре1960 года снят с регистрации, а члены церковного совета... привлекаются к уголовной ответственности... Проверкой установлены факты грубейшего нарушения... законов об отделении церкви от государства и школы от церкви..."

За "грубейшее нарушение советских законов" можно было тогда снять любого священника в стране. Для Рочева такой лаконизм был совершенно несвойственен. Это означало, что к священнику он проникся своеобразным уважением. Но на пути к своей цели не мог остановиться ни перед чем. Так был уничтожен молитвенный дом в Ухте.

"Проверка показала..."

Это была последняя удача и.о.уполномоченного. Его планы - взять под контроль главный в Коми Кочпонский храм - потерпели сокрушительный провал. Поначалу все шло прекрасно. "Жоховский" приходской совет удалось разгромить. Во главе общины была поставлена ставленница Рочева. Но так просто люди, воспитанные о.Владимиром в духе твердого стояния за веру, смириться с происходящим не могли. Сменивший Рочева на его посту строгий законник Пунегов сразу понял, каких дров наломал его предшественник:

"Председателю Совета по делам РПЦ... т.Куроедову.

После снятия с регистрации за нарушение законодательства о культах протоиерея Жохова и расторжении договора с членами действовавшей при нем двадцатки, исполком сыктывкарского горсовета сразу же заключил договор с новым составом двадцатки.

Новый состав двадцатки активно поддержал временно назначенного взамен Жохова настоятеля Кочпонской церкви протоиерея Вишерского...

Так началась острая борьба внутри церковного актива между так называемыми "жоховцами" и "вишерскими", окончившаяся тем, что Вишерский ушел заштат.

Убедившись, что протоиерея Жохова восстановить... не удастся, его сторонники решили активно поддержать священника Холопова. Положение... особенно обострилось к концу 1961 года. Староста церковного совета Ерамышева верующими была заподозрена как "подставное лицо" власти, а также в воровстве церковного имущества и денег. Другие главы церковного совета Заварин и Попов за нарушение закона о культах были сняты с регистрации, после чего они также начали активно выступать против Ерамышевой. Воспользовавшись этим, бывшие сторонники протоиерея Жохова активизировали свою деятельность...

Проверка показала, что староста Кочпонской церкви Ерамышева действительно психически больна (психопат), груба с верующими, неоднократно учиняла... в церкви скандалы. Она ради замены священника Холопова протоиереем Вишерским готова пойти на все.

Поэтому вся информация, которая поступила в органы власти от Ерамышевой, весьма сомнительна и пользоваться ею невозможно.

В настоящее время церковный совет религиозной общины в селе Кочпон переизбран, состав двадцатки из числа сторонников Вишерского сохранен. В целях ограничения религиозной деятельности служителей культа и актива Кочпонской церкви целесообразно содействовать вновь избранному церковному совету в назначении протоиерея Вишерского в качестве настоятеля церкви".

Из оставшихся двух священников Кочпонской церкви Холопов предупрежден за нарушения... выразившиеся в крещении детей без согласия родителей-супругов...
Уполномоченный М.Пунегов".

Но вернуться в Кочпон отец Михаил Вишерский так и не смог. Несмотря на протекцию нового уполномоченного. Об этом наш следующий рассказ.

Два батюшки

Чтобы понять суть вопроса, как поссорился отец Михаил Вишерский с отцом Иоанном Холоповым, необходимо дать краткие их портреты.

Отец Михаил был священником старой, дореволюционной, школы. К духовному сословию принадлежало немало его предков. И ему были свойственны все достоинства и недостатки духовенства XIX века. Ревностное уважение к обрядам, образованность, доскональное знание службы соседствовали с вполне определенным кастовым духом, робостью.

Отец Иоанн Холопов являлся полной противоположностью Вишерскому. Он принадлежал к тем, кого уполномоченные называли "фанатично верующими". Вышел из простых коми-мужиков, стал старостой, потом, как-то очень естественно, батюшкой. Его малограмотность в глазах прихожан искупалась лишь горячей верой. За это и полюбил Холопова отец Владимир. Жохов, несмотря на всю свою образованность, полагал, что главное для священника - это близость к народу, к родникам веры, из которых можно напитаться живым отношением к Богу.

Новое время требовало новых качеств от священнослужителя. И отец Иоанн был созвучен своему времени, чаяниям верующих.

Но не будем спорить, кто лучше, кто хуже. Оба батюшки были славными людьми, у обоих имелись свои почитатели. А что до черной кошки, что меж ними пробежала, то с кем не бывает.

*   *   *

Из донесения уполномоченного:

"Священник Вишерский, стремясь вернуться на службу в Кочпонскую церковь, периодически встречается с членами "двадцадки"... и наталкивает их писать коллективные письма с ходатайствами не регистрировать малограмотного священника Холопова и удалить из церковного совета его подручных..."

Вишерский вовсе не преувеличивал. Прочтем замечания Пунегова о Холопове:

"Второй священник Кочпонской церкви Холопов из-за малограмотности... допускает такие искажения, которые вызывают недоумение у верующих. Так, например, вместо слов "безмужней девы Марии" Холопов поет "безумной девы Марии" и т.п..."

Здесь, чтобы не вводить никого в сомнение, следует оговориться. Для православия слово "безумие" является высшей похвалой. Это после Петра Первого оно стало сомнительным, юродство стали преследовать. Но оговорка Холопова хоть случайна, да не совсем. Старая, допетровская, Русь проступает здесь как старая фреска сквозь новые росписи. И в невежестве своем и в порыве к безумию Христа ради - батюшка понятен нам и близок. Прихожане вспоминают об отце Иоанне - "огненно служил".

Но не оставим своим вниманием и отца Михаила, который недолго оставался в заштате, и вскоре стал настоятелям церкви в селе Иб. Из докладной записки о положении на 1 января 1964 года:

"...Из имеющихся в церквях 4 священников двое проповедничеством не занимаются. Настоятель Ибской церкви Вишерский в виду старости и болезни в течение 3-4 часов едва успевает провести богослужение, и читать проповеди ему не хватает ни сил, ни времени. Длительное богослужение изнурительно действует на верующих, и многие уходят из церкви, не дождавшись его окончания..."

Из докладной записки за следующий год:

"Проповеди... Вишерского мало кому понятны в силу его физических недостатков.

Последний, чтобы не терять своего влияния на верующих, организовал у себя дома при помощи певчей церковного хора Колеговой пение церковных канонов под музыку фисгармонии и его запись на магнитофонную (так в тексте -Г.Д) ленту, которую затем проигрывает для посещающих его квартиру верующих..."

Служить по три-четыре часа, с огромным трудом выговаривая слова, проповедовать, незадолго до кончины записывать на магнитофон церковное пение - какая сила духа, какая сдержанная, но твердая вера стоит за этим.

А отца Холопова в то время запрещают за то, что крестит, венчает, отпевает людей, не требуя от них регистрации, тайно.

Думается на Небе два этих наших батюшки все-таки вместе сейчас. Как им друг без друга?

"Является... местным попом"

Повествуя о храмах Коми в конце 50-х, начале 60-х годов, нам не обойти Айкинский молитвенный дом.

Речь в вынесенной здесь в заголовок цитате идет вовсе не о священнике. Она посвящена возобновительнице храма в Айкино Елене Васильевне Чукичевой. Подобные старушки-богатыри были, наверное, в каждой епархии. А если не доставало их, то Господь присылал извне:

"...Чукичева Е.В. 1885 года рождения, 74 года, нигде не работает по старости. Ранее 35 лет жила в Архангельске... Москве..."

В середине 50-х Елена Васильевна с дочерью поселились в Айкино:

"...Неоднократно бывала в Кочпонской церкви и встречалась с духовенством, ездила в Рябово к священнику Налимову, была в Киеве, Киево-Печерской лавре и т.д...

В течение ряда лет Чукичева вела религиозную пропаганду, вербовала единомышленников и собрала 320 подписей верующих на открытие церкви в с.Айкино... ездила в Москву, была на приеме у Патриарха. Потом ездила в Архангельск к... архиерею, от которого она получила подробный инструктаж...

Чукичева принимала самые разнообразные формы для поднятия авторитета религии... например, когда загорелся дом и возник пожар рядом с ее домом, Чукичева вышла к месту пожара с иконой и пела молитвы. Когда пожар удалось потушить, она объявила верующим, что совершилось "чудо", что это икона и молитвы спасли другие дома от пожара, и во всеуслышание она объявила верующим, что в честь благодарности бога за "чудо" она обещается пригласить попа и отслужить молебен.

Она сразу же поехала в с.Рябово Архангельской области и пригласила священника Налимова на служение молебна в Айкино.

Священник Налимов действительно приехал в с.Айкино, отслужил молебен в доме Чукичевой и крестил более 100 детей (богатырского был, видать, размаха человек) и отпевал умерших, работал день и ночь...

Гражданка Чукичева является и местным попом, читала у верующих псалтырь при похоронах, за что получала от верующих деньги и вещи. Чукичева открыто проводила работу по открытию церкви и заявляла руководителям района, что ее ничто не остановит и, безусловно, добьется открытия церкви в с.Айкино, а в заявлении на имя председателя Совета Министров СССР писала, что "подобные действия органов местной власти (отказ в открытии церкви) характеризуют их полное бессилие в проведении научно-атеистической работы и пропаганды среди населения... Е.Рочев"

*   *   *

После Елены Васильевны айкинскую общину возглавила ее дочь Людмила, в прошлом учительница. Традиции матери она продолжила.

И.о. уполномоченного М.Пунегов. Лекция... Только для советских партийных работников:

"Бухгалтер Айкинского молитвенного дома Чукичева Людмила Ивановна, являвшаяся членом "двадцатки", узурпировала всю власть в религиозной общине, превратила молитвенный дом в дом приезжих... квартиры певчих, увольняла и назначала работников молитвенного дома без согласования с райисполкомом, принимала на штатные должности ...несовершеннолетних девушек... Чукичева уволена с работы и отстранена от церковных дел..."

Но молитвенный дом в Айкино, тем не менее, устоял. Спустя несколько десятитилетий он втайне был перестроен одним из батюшек и превратился в церковь. Бывая в ней, мы не должны забывать, из какого зерна этот храм вырос. Имена Елены и Людмилы Чукичевых достойны в этой церкви вечного поминовения.

"Встает с молитвой..."

Так судил Господь, а верно и святой Стефан замолвил свое слово, что отец Владимир Жохов, объездив всю страну в поисках места, принят был неподалеку, в наших же краях - в Перми. Почитатели отца Иоанна и сторонники отца Михаила, все они были отцом Владимиром не забыты:

"Немалое влияние продолжает оказывать на верующих Кочпонской религиозной общины и бывший настоятель церкви протоиерей Владимир Жохов, работающий в настоящее время в Пермском соборе. Через свои близкие связи он посылает для распространения среди верующих фотоиконы "Казанской Божией матери" с надписью "протоиерей Жохов", в своих посланиях пишет, что молится и встает с молитвой о своей пастве, о верующих Кочпонской церкви..."

Это была уже середина 60-х. Время тяжелое, страшное для Церкви. Никогда так близко не приближались гонители веры к тому, чтобы рассорить пастырей и мирян, убить уважение к священству. Но об этом мы расскажем в следующий раз.

Г. ДОНАРОВ

1998 г., газета «Вера»-«Эском», № 323


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга