ПО СЕВЕРУ


РОССИЯ СТАНЕТ ПРАВОСЛАВНОЙ

В ближайшее время состоится годовое собрание Коми отделения Общероссийского движения "Россия Православная". О сегодняшнем состоянии дел и перспективах его работы наш корреспондент расспросил председателя отделения И.Е. КУЛАКОВА.

- Иван Егорович, без малого два года назад вы включились в работу "России Православной". При довольно большой загруженности, видимо, на то были серьезные причины?

- Главная причина в том, что в сегодняшнем состоянии финансового и общественного кризиса в России православие может и должно сыграть большую роль в сохранении мира и согласия. На православных ценностях можно строить отношения доверия и уважения друг к другу в стране.

- То есть, работая в законодательном органе - первым заместителем председателя Госсовета Республики Коми, вы убедились, что законы не всегда действенны?

- Законы и другие правовые акты - это только часть дела. Сами законы зачастую противоречивы - чтобы их создавать, требуется какая-то основа. Кроме этого, пройдет еще длительное время, пока они начнут давать результат, - формирование правового общества происходит не сразу. Православное сознание может дать результат уже сейчас, потому что оно традиционно для России, его надо лишь возродить.

- Но, наверное, не все согласятся именно с православными основами устроения жизни в стране?

- Верно, у нас есть разные конфессии, есть атеисты. Такого не бывает, чтобы поддерживали все сто процентов. Но значительная масса людей сегодня, безусловно, восприняла бы православные ценности и все, что за ними стоит. Безразличие или скепсис у многих в этом отношении связаны с незнанием. Нужна наша работа по, так сказать, пропаганде православия.

- Недостаток информации - в этом вы видите причину малого количественного роста движения?

- Не только. С форсированием количественного расширения Движения нельзя спешить. Существуют технологии такого наращивания численности, но тут как раз может быть отрицательный эффект. Человек должен сам дойти до понимания этого, созреть. Для этого должно быть обращение лично к человеку.

Нужны заинтересованные люди. Важно, насколько квалифицированные православные кадры возьмутся за дело. К сожалению, сегодня в православии многие оказываются не потому, что по велению сердца готовы служить идее, а потому, что больше некуда оказалось податься, помыкавшись и нигде не найдя себя, люди оказываются здесь.

В целом ведь такая же ситуация и в Церкви - нельзя сказать сегодня, что растет число деятельных прихожан, хотя "сочувствующих" немало.

- Кстати, как складываются отношения движения и епархии?

- Сегодня отношения можно назвать уважительными. Думаю, в работе мы дополняем друг друга как светская и религиозная организации.

- В самом начале, узнав о вашем вхождении в Центральный совет (ЦС) "России Православной", журналисты заговорили, что вот, мол, новая конъюнктура...

- Вопрос, наверное, связан с тем, что я в свое время работал в горкоме партии. Конечно, нельзя отрицать влияние изменившихся условий жизни - многое мной было переосмыслено за эти годы. И раньше некоторые коммунисты сочувственно относились к Церкви, не противопоставляя веру коммунистическим взглядам. А сейчас многие члены компартии ходят в церковь, называют себя христианами. Такое явление наблюдается и на Западе. Как раз в идеологии того и другого много общего, и тут не надо искусственно противопоставлять. Хотя я не могу назвать себя прихожанином, убежден, что именно в православии сегодня будущее России.

- В состав ЦС движения в Москве вошли многие региональные лидеры. В какой обстановке проходят заседания?

- Мне нравится доброжелательная атмосфера, господствующая на заседаниях.

- Разногласия случаются?

- Естественно. Случается, что проблемы ставятся правильно, но пути решения их остаются непродуманны. Недостаточное, на мой взгляд, уделяется внимание созданию финансовой базы движения. Сегодня уповать только на то, что люди оценят важность этой работы и помогут, нельзя. Попрошайничать или же искать проекты, реализовывать их и на эти средства развивать программы движения - это разные идеологии, разные способы планирования работы.
 
- Какие-то есть реальные результаты?

- "Реальные" - это как? Здесь ведь не километры железнодорожного полотна, которые можно сосчитать. Речь идет об отношении к православию - как оно изменилось у людей, в том числе во властных структурах, насколько уменьшился конфронтационный дух в обществе...

- Недавно вы вместе с Главой Республики Коми, в числе других региональных руководителей, выступили учредителем движения "Отечество" Юрия Лужкова. Как-то это соотносится с задачами "России Православной"?

- Уставные задачи "Отечества" и задачи "России Православной" - они переплетаются полностью. Основная цель "Отечества" - экономическое и политическое укрепление российской государственности, те же самые задачи решает "Россия Православная", только тут главное - духовное укрепление России. Эти две организации взаимодополняют друг друга. Поэтому, я думаю, поскольку "Отечество" на региональном уровне только создается, Коми региональному отделению "России Православной" имело бы смысл выступить ее учредителем.

Беседовал Игорь ИВАНОВ

1998 г., газета «Вера»-«Эском», № 324


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга