ИСТОРИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ

УЧИЛИЩЕ БЛАГОЧЕСТИЯ


Классная дама Усть-Сысольской женской гимназии Эмилия Михайловна Галахова, преподавала немецкий язык. 1916-й год (фото сканировано с газеты)

Теперь всё чаще говорят о платном обучении в школах и институтах. Одновременно происходит расслоение среди людей: одни богатеют, другие нищают. Некоторые оправдывают это так: «Мы возвращаемся к старому доброму времени, ведь в дореволюционной России тоже были богатые и бедные». И забывают, что Россия была другой, она была ХРИСТОЛЮБИВОЙ. Социальная несправедливость частично сглаживалась благотворительностью людей, воспитанных в Православии. Тому пример - Общество вспомоществования нуждающимся учащимся женской гимназии г. Усть-Сысольска. Кандидат исторических наук, доцент СГУ О. Е. Бондаренко подготовила для нас историческую справку:

«Ровно девяносто лет назад (в марте 1902 г.) вологодский губернатор утвердил устав Общества вспомоществования, созданного на Педагогическом совете Усть-Сысольской женской прогимназии. В состав правления были избраны: член окружного суда Попов, председатель земской управы Беляев, учитель-инспектор городского училища Малышев и учительница гимназии Забоева. Забегая вперёд, следует сказать, что в 1907 году попечитель С.-Петербургского учебного округа объявил Антонине Ивановне Забоевой благодарность за полезную и безвозмездную деятельность в должности казначея Общества вспомоществования нуждающимся учащимся. В 1914 г. она за отлично-усердную и полезную деятельность по Министерству Народного Просвещения была награждена серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте.

В состав Общества вошли преподаватели прогимназии, а затем гимназии, могли вступить в него и все желавшие. 12 рублей послало на вспомоществование нуждающимся учащимся семейство Косолапова - управляющего Кажимскими заводами. Учителя, получавшие довольно жалкое жалованье, поспешили помочь нуждавшимся учащимся: свои взносы по одному рублю посылали К. Гуляев из Межадора и А. Вешняков, заведующий двухклассным училищем Визинги. Общество потребителей г. Устьсысольска выделило 25 рублей. В дальнейшем в Общество входили практически все преподаватели гимназии, инспектора народных училищ, священники (И. Попов, А. Малевинский, А. Богословский, Д. Попов), также привлекались к участию лесопромышленники, производившие лесозаготовки в Коми крае (Пеп, Шергольд, Майер, Линдес). На протяжении ряда лет уплачивали членские взносы А. А. Цембер и устьсысольский уездный исправник В. И. Синявский. Устьсысольские купцы Комлины, Забоевы, Оплеснины, устюжские купцы Дербенёвы...

Среди членов этого Общества мы встречаем земского врача В. А. Шмелёва и его жену. Участвовал в нём и Михаил Павлович Успасский - статский советник, кандидат богословия, окончивший Петроградскую духовную академию. С 1902 г. он учительствовал в Усть-Сысольском духовном училище, с 1906 г. был инспектором народных училищ уезда. Он свободно владел коми языком, был энтузиастом своего дела.

С 1909 г. и до 1916 г. председательствовала в Обществе Елена Леонидовна Шмелёва, дворянка, дочь подполковника. Она имела троих детей, сама обучала их. За работу в воскресной школе города была награждена золотой медалью с надписью «За усердие». Свои обязанности в Обществе она исполняла бесплатно.

Численность членов Общества с течением времени увеличивалась и в 1915 году составила 126 человек.

Средства Общества вспомоществования состояли из членских взносов, из денег, вырученных от постановки спектаклей, собранных по подписному листу, из платы за пользование роялем гимназии. Были и пожертвования разных лиц, но они составляли небольшие суммы денег, например, в 1914 г. С. И. Охлопков пожертвовал 130 аршин ситца, 64 аршина гардинного тюля для окон, клеёнку для обеденного стола... Доход Общества вспомоществования с 74 р. 99 к. (1904 г.) возрос до 264 р. 20 к. (1914 г.), более половины средств было получено от Усть-Сысольского уездного земства.

В основном Общество занималось материальной поддержкой учениц из крестьянского и мещанского сословий, которые составляли большинство среди учащихся. Так, в 1904 г. правление оказало помощь 96 воспитанницам прогимназии, из них 70 получили пособие одеждой, обувью и письменными принадлежностями, 23 пользовались бесплатной квартирой с отоплением и освещением, 3 получили пособие деньгами.

В прогимназии обучались дети крестьян из различных селений Коми края. Многим из них было не по карману снимать частные квартиры. Жительница города А. М. Гуляева часть дома (4 комнаты с кухней) сдала под ночлежное помещение для 32-х учениц из Кочпона, Чита, Вильгорта. В отчёте Общества за 1904 г. отмечалось: «...Ученицы принуждены, за неимением отдельных кроватей, спать по нескольку на одной кровати. Питание их тоже не может быть названо удовлетворительным». В 1914 году Общество получило здание под общежитие. К тому времени для гимназии было построено новое здание, а старое передали под жильё. Быт учениц намного улучшился. Все проживавшие там получали горячую пищу к обеду и ужину, а также чай. Окружной инспектор, побывавший в 1913 г. в Усть-Сысольской женской гимназии, писал: «Обед и ужин обыкновенно состоит из супа, каши или жаркого и молока. По праздникам, хотя и не всегда, выдаётся ученицам белый хлеб к чаю, ввести же белый хлеб в ежедневный обиход является пока неосуществимой мечтой правления Общества. Местными обывателями к празднику посылаются для учениц, общежития булки, конфеты, а к Пасхе яйца, куличи и сырные пасхи».

Нуждавшимся ученицам выдавались форменные платья, башмаки, валенки, зимнее пальто, платки суконные, юбки бумазейные, фартуки, пелерины, бельё, чулки. Вот один из примеров. В октябре 1908 г. казначей правления А. И. Забоева доложила, что «три ученицы - Цивилёва Мария, Вахромеева Александра и Цивилёва Христина крайне нуждаются: первая из них только что поправилась после брюшного тифа и нуждается в усиленном питании, между тем мать её настолько бедна, что нуждается в хлебе, у второй отец - бывший почтово-телеграфный чиновник - в безвестной отлучке, и мать одна бьётся с 4-мя малолетними детьми, и у третьей - отца в живых нет, мать бьётся с 5-ю малолетними детьми, за неимением хлеба младших двое собирают милостыню». Решено было выдать каждой из этих учениц единовременное пособие к празднику Рождества Христова.

К сожалению, не известно, когда Общество прекратило деятельность. Можно предположить, что в 1918 г., когда женская гимназия была преобразована в советскую школу второй ступени...»

О последних днях гимназии осталось воспоминание бывшей воспитанницы Раисы Степановны Поповой, которая училась там с 1914 года, приехав из села Пезмог:

«Когда мне исполнилось 13 лет, в 1917 году наступила февральская революция. Мы, гимназистки, вместе с гимназистами мужской гимназии, которые пришли за нами в женскую гимназию с красными флагами, вышли на улицу, где уже целая толпа народа шла с лозунгами и пением революционных песен. Мы слились с ней и целый день ходили вместе по городу, хотя очень мало ещё разбирались, в чём она заключалась. Основное для нас было: «Свобода, царя нет», а что дальше, кто брал власть, мы не понимали.

Нас слили вместе с гимназистами, школу переименовали в школу II ступени. С осени в школе перестали преподавать Закон Божий, появились новые предметы, новые учителя, изменилась и дисциплина в школе. Старые учителя были заменены новыми, молодыми, которые первое время как бы заискивали перед учащимися. Не требовали дисциплины на уроках, не были требовательны к знаниям учащихся, ставили всем подряд «удовлетворительно», что, конечно, после строгой учёбы в гимназии под руководством требовательной начальницы гимназии и учителей гимназии, сразу, как ослабевшие вожжи, распустили учащихся. В школу ходили, а уроков не готовили, на уроках не слушали.

Об октябрьском перевороте первое время мы не слыхали, или просто не понимали, в чём разница. Только весной 1918 года стали приходить агитаторы в школу и разъяснять о значении советской власти. Только при праздновании первой годовщины Октябрьский революции мы сознательно стали понимать, что дала Советская власть для народа. Когда все улицы, здания внутри и снаружи были сплошь украшены гирляндами из пихты, перевязанными красным кумачём или лозунгами. Больше всех в украшении участвовали учащиеся, три дня не занимались, а плели гирлянды и развешивали в заданном участке.

Мы с осени 1919 года почти всем классом вступили в члены комсомола. Вдруг слышим, что на Усть-Сысольск идут белые под командованием губернатора Латкина. Из Усть-Сысольска, не имея регулярных войск, коммунисты отступили вверх по Вычегде.

...Через день въехали белые. Латкин собрал митинг на площади... Через несколько дней мы явились в школу, а там всё перемешалось, опять вернулась начальница, старые учителя, законоучитель, внесли иконы и объявили сбор на молитву перед началом занятий в верхнем зале, но... все попрятались по своим классам. Вернуть старую дисциплину уже не удалось. Не прошло двух недель, смотрим, все старые учителя куда-то исчезли, и нам разъяснили, что вернулись красные».

Выпускница женской гимназии прожила достойную жизнь. Потеряв возможность продолжать образование (её отец был священником, о чём советская власть знала), она учительствовала в коми сёлах, родила и воспитала восьмерых детей, дважды была награждена медалью «Материнская слава». Скончалась недавно - в 1986 году. Как сложилась судьба других воспитанниц? Очевидно, что воспитание в устьсысольском «училище благочестия» запечатлелось в их жизни.

«Вера»-«Эском», №№ 68-69, июнь 1992 г.