РУССКИЙ НАРОД, СТАРОВЕРЫ

ЛЕСТОВКА

Кое-где ещё сохранились надомные ремёсла, которыми славились наши бабушки и прабабушки: вышивка, пошив одежды, вязание... В порядке вещей, когда дарят нам рукавички или паголенки со знакомым с детства, дорогим сердцу узором. Не покупные, а домашние — хранящие тепло родных материнских рук. Но есть ремёсла совершенно забытые. Представьте себе. Встаёт мать или бабушка из-за ткацкого станка и протягивает вам лестовку, сверкающую бисером: «Возьми, чадо, молись лестовкой во спасение своё, да не забывай молиться за наше здравие, а потом и за упокой...» С каким бы трепетом мы приняли эту святыню, и как бы её хранили! Увы, всё это в прошлом. Утрачено ткацкое искусство, кто теперь делает лестовки?

И всё же есть такая мастерица. Живёт она в дальнем уголке Удорского района, в селе Пучкома. Зовут её Нина Ивановна. К ней-то и отправился я за ткацкими секретами.

Хозяйка встретила меня приветливо, только вот незадача: по-русски не умеет говорить. Выясняется, что Нина Ивановна — настоящий домосед, из родного коми села ни ногой. Только раз в жизни привелось ей выехать за пределы района, в Визингу к сыну. Но с тех пор зареклась. «В этой Внзинге страх один. Горы, кругом горы! Нет, не по мне это», — объясняет она.

Среди староверов, которых большинство в селе, Нина Ивановна считается «наставницей мирских», то есть обычных православных. Это не мешает ей жить в дружбе со староверами, даже участвовать в общих панихидах. Староверы в основном и заказывают у неё лестовки. Заказы приходят из соседних деревень и даже из Сыктывкара.

Хозяйка выкладывает на стол свою «продукцию». Красиво: многоцветие бисера, среди него сверкают бусины, словно жемчуг. Беру одну лестовку. Она совершенно белая — и нитки белые, и бисер.

— Такую лестовку берут с собой в могилу. Её надевают на руку покойнику, — объясняет мастерица.

И вспомнил я про обычай, который однажды меня удивил. Умер человек, его обрядили как положено, а в дополнение на левую руку намотали обыкновенную нитку с сотней завязанных на ней узлов. Оказывается, это символизирует лестовку — чтобы душа покойного молилась за живых. А настоящую лестовку класть в гроб не стали. Самим нужна.

По-прежнему лестовки в округе считаются «дефицитом». Мастерица-то одна, а у неё своё хозяйство, так что ремеслом занимается время от времени. Чтобы соткать одну лестовку, ей требуется один световой день. Вот и считайте...

— Как вышла на пенсию три года назад, так я занялась ремеслом, — рассказывает она. — И Богу стала молиться открыто, а до этого в себе веру носила. Вот так всё началось... Когда лестовка мне понадобилась, то обратилась я к сельчанке Александре Фёдоровне Жучевой, которая единственная в округе их делала. Она и на ткацком станке умеет. Но старенькая очень, уже глаза не видят. На словах мне объяснила — вот я и сделала лестовку. Смотрю, а людям тоже надо. Так и начала ремесленничать.

— А если вы мне на словах объясните, я тоже научусь?

Мастерица улыбается:

— Вай, вай видлы... Попробуем.

Долго хозяйка втолковывала свои секреты, помогал ей переводчик, — но ничего я не понял. Махнула она рукой, внесла в горницу необычное сооружение, наподобие станка, и начала ткать. И сразу растворился языковой барьер, и сразу стало всё ясно. Со страхом я тоже приступил к станочку — и получилось!

Всё, оказывается, просто. Вообще, для изготовления лестовки могут служить ножки табурета, спинки кровати и прочие подручные предметы. Но лучше сделать простейший станок, как у удорской мастерицы. Состоит он из трёх брусков (два из них, А и Б жёстко закреплены на штангах — см. рис. 1), двух растяжек и «паня». Берём катушку с обыкновенной ниткой № 10 и начинаем намотку на бруски А, В и Б. Садимся к станку так, чтобы брусок А почти касался живота — далее эта поза сохраняется на протяжении всей работы. Конец нитки закрепляем внизу бруска А и протягиваем к Б, захлёстываем его снизу вверх и тянем обратно к А... По пути оборачиваем нить петлёй вокруг бруска В (его поначалу держим на весу рукой). Затянув петлю на В, дотягиваем катушку с ниткой до А и захлёстываем его сверху вниз. Первое кольцо готово.

Так и продолжаем. Нить наматываем равномерно вдоль брусков, тесным рядом, чтобы получилась лента толщиною в одну нить. Всего нужно намотать 18 колец. Сложность в следующем: в первом и втором кольцах петлю вокруг В оборачиваем по часовой стрелке, в двух последующих кольцах — против часовой, затем снова два раза по часовой — и т. д., поочерёдно. Должно получиться 5 нечётных и 4 чётные пары. Таким образом, брусок В раздвигает по вертикали нечётные (верхние) и чётные (нижние) пары, и в образовавшееся пространство между рядами пар можно пустить поперечную нить, чтобы получилась «плетёнка», ткань.

Но прежде надо сделать растяжки, при помощи которых мы будем перекрещивать нечётные и чётные пары. Берём тонкую верёвочку и, оттянув вниз нечётные пары (см. рис. 2), прихватываем их пятью петельками. Концы этой петлистой верёвочки привязываем к какому-нибудь стержню чуть толще спички. Чётные пары оттягиваем вверх — и делаем то же самое. Петельки свободно висят на нитяном ряде, но стоит потянуть за палочки вниз и вверх — и пары отделяются друг от друга. Причём, нечётные, которые были вверху, идут вниз, а чётные (были внизу) поднимаются вверх.

Теперь готовим поперечную нить. Берём катушку Г (желательно плоскую, картонную) с ниткой и насаживаем на неё 318 бисеринок и три бусины (45 + бусина + 51 + бусина + 99 + бусина + 123). Конец нитки связываем с другой, которая намотана на такую же катушку (Д). Одну из них протягиваем в пространство между верхним и нижним рядами пар — так, чтобы узел касался середины бруска А. Теперь можно ткать...

Итак, перед нами ряд из 18 нитей, слева свешивается катушка Г, справа — катушка Д. Делаем «крест» — оттягиваем растяжки, и в образовавшееся пространство влево протягиваем Д. Отпускаем растяжки и протягиваем Г вправо. Получилась «плетёнка». Концы стягиваем, чтобы две нитки плотно прилегли к бруску А. Всовываем «пань» (он напоминает деревянный нож с тонким лезвием) меж рядов и подбиваем «плетёнку» к бруску, чтобы была плотнее. Этот цикл повторяем несколько раз. Теперь поперечная нить закреплена на основе. Наступает черёд бисера.

Меж рядов протягиваем Д. Туда же, но в обратную сторону, тянем Г, на нити которой насажен бисер. Отделяем три бисеринки (они свободно скользят по нити), подтягиваем их на середину между верхним и нижним рядами — и «панем» подворачиваем их, чтобы они «вылезли» меж ниток верхнего ряда и там «застряли». Затем снова протягиваем Д. Потом делаем «крест»: в образовавшееся меж растяжками пространство просовываем «пань» и подбиваем, уплотняя ткань. Далее в той же последовательности: нить — нить с бисером — нить — «крест». Бусины используются как «великие ступеньки» (см. рисунок лестовки). От ткача требуется художественный вкус: выбор бисера и нитей по цвету. Матерчатые лопасти пришиваются, когда готова лента с бисерными «ступеньками».

Вот и весь секрет. Мастерица напутствовала меня:

— А если кому непонятно будет, пускай приезжает в наше село, спросит у людей Нину Ивановну Жучеву. Я всегда здесь. Найти не трудно.

М. СИЗОВ.
Фото автора.

"Вера"-"Эском", № 93-94, июнь 1993 г.

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга