ПАЛОМНИЧЕСТВО

 

«ДА СОХРАНИТ ВСЯ ГРАДЫ И СТРАНЫ»

Тихвинская икона: прошлое и настоящее, часть 2-я

(Окончание. Начало в № 349)

Очи Богоматери

     Договорившись о встрече со Зверевым – единственным оставшимся старожилом, видевшим в детстве чудотворную Тихвинскую икону, – я поспешил вслед за отцом Германом в храм. Центральные двери оказались закрыты (видимо, ими «владеет» музей), так что пришлось обойти Успенский собор кругом, пока не нашелся вход. За маленькой дверкой был низкий гулкий коридор, где-то в конце его, за поворотом, слышалось монотонное чтение пономаря.

     Народа на службе довольно много, человек тридцать, и сразу почувствовалось, что все эти люди друг друга знают, какие-то общие биотоки от них исходят. Такое же чувство я испытал однажды в дороге: остановил попутный автобус, поднялся в салон и вдруг заметил, что пассажиры смотрят на меня... как бы глазами одного человека. Автобус оказался туристическим, и за сотни километров пути эти люди так притерлись друг к другу, что теперь воспринимались как едно целое. Может, и здесь, в храме, какая-нибудь группа, приехавшая из Питера? Оттуда, как мне сказали в музее, теперь часто стал приходить эскурсионный автобус. Потом-то, когда я спросил об этом священника, он рассмеялся: прихожане самые обычные. Просто Тихвин – городок маленький, все друг друга знают, и все тут по-домашнему... Пока я осматривался, куда встать, кто-то сзади дернул меня за рукав:

     – Как ваше имя?

     – ?.. – с удивлением взглянул я на маленького мальчика с листком бумаги и карандашом в руке. Назвавшись, заметил, что он что-то написал на бумажке и, довольный, пошел к свечному киоску. «Игра у него, что ли, такая или вправду решил подать за меня записку?» Женщина у киоска взглянула на меня и улыбнулась. «Наверное, у них так принято, – догадался я, – молиться о всех сюда входящих».

     tihvin1.jpg (15763 bytes)Протолкнувшись в правое крыло храма, оказался я напротив колонны с большой иконой Божией Матери – и так всю службу перед ней простоял. Тихие скорбные очи Матери, знакомые по старым фотографиям; Богомладенец в сияющих златых одеждах, невесомо парящий на материнской ладони... Вот-вот, кажется, Он восплывет из иконы и поднимется под самый купол собора...

     Образ этот был подарен монастырю в октябре прошлого года   Сердюковым, губернатором Ленинградской области, . Вот и еще один список – в ряду множества копий, что снимали иконописцы с чудотворного Тихвинского образа Божией Матери. Многие из них впоследствии также оказывались чудотворными, как, например, тот, что хранился в Московском Кремле. До революции церковный историк Л.Григорьев писал: «Поистине можно сказать, что всяк град и всякая весь Богохранимого нашего Отечества имеют в своих храмах точные снимки с Чудотворной Иконы Небесной Заступницы, именуемой Тихвинской». Встречались они и за пределами Отечества. Надо сказать, что тихвинцы исстари народ предприимчивый и любознательный (в XVII веке, например, две трети населения городка было грамотным), по торговым делам они часто бывали за границей. Однажды тихвинские купцы надолго задержались в Стокгольме и стали тосковать по родному городу. Как-то, зайдя за товаром к шведу Фоке, они увидели у него знакомый образ – Тихвинскую Богоматерь. Горячо молились они перед ней и потом часто приходили к шведу. Весть, что в «Стохолмах» обретает Тихвинская икона чудного письма, скоро дошла до самого Тихвина, и затосковала душа у горожан: как же это, святыня в плену! В конечном итоге выкупили ее за 100 золотых монет. Швед и за эти деньги не хотел ее отдавать, но побоялся потерять выгодную торговлю с русскими. Везли ее на родину с приключениями. Балтийское море штормило, и корабль чудом не погиб: все, кто был на судне, бухнулись на колени перед Заступницей и отмолили беду. С тех пор до советского времени икона, прозванная Стокгольмской, находилась в городском Преображенском соборе, каждый год 26 ноября в ее честь устраивался особый праздник.

     Ко времени обретения Стокгольмской иконы в самом Тихвине таких чудотворных списков было уже несколько. Один из них находился в том же храме и на том же столбе, что и оригинальный образ, только висел он с южной стороны. Это была «выносная» Тихвинская икона, ее брали на крестные ходы и на молебны в дома. Другая была в монастырском надвратном храме, прозванном в народе «Крылечко». Эту икону, напротив, и при желании нельзя было вынести из обители – список Тихвинской Богоматери был нарисован на крепостной стене, в ознаменование чудесного избавления от шведской осады в 1614 году. Для поклонения образу к стене была устроена высокая лестница, почему икона и стала зваться «На Крылечке». В 1856 году здесь исцелился тихвинский мещанин Александр Боровской. Он был безножен, едва передвигался на костылях. Как-то, находясь у себя дома в забытьи, он увидел старца в монашеском одеянии, который, толкнув его в плечо, сказал: «Вставай, полно тебе страдать!» Затем, указав на монастырь, сказал: «Иди туда!» Калека в сопровождении своего зятя отправился в обитель и там, бросив костыли, пополз наверх по ступеням крылечка. Окончив молитву перед святым образом, он совершенно исцелился, так что сошел вниз на своих ногах. Чудо это замечательно тем, что удостоверено и врачами, и всеми горожанами. Исцеленный прожил долго в полном здравии, так что, когда историк Григорьев писал свою книгу о Тихвине, он еще был жив. Горожане были так поражены случившимся, что всем миром собрали деньги и построили церковь «На Крылечке». И каждый год в воспоминание о чуде 13 февраля совершались в ней всенощные бдения с праздничной службой и величанием Богоматери.

     tihvin7.gif (15903 bytes)Пожалуй, мало найдется икон, с которыми было бы связано столь много необычного. Удивительные события начались вскоре же после явления Тихвинской иконы в этих местах в 1383 году и продолжались все время. Вот одно из таких бытовых, казалось бы, происшествий. Когда сгорела деревянная церковь, поставленная на месте обретения иконы, вместо нее стали отделывать каменную. И тут случилось несчастье: обрушилась паперть, завалив 20 человек рабочих. Три дня разбирали и расчищали кирпичи, никто и не надеялся спасти погребенных. Каково же было изумление, когда откопали рабочих целыми и невредимыми – настолько, что они были в состоянии продолжить строительство. Нечто подобное было и раньше, в 1395 году. На купол храма ставили железный крест. Поглядеть на небывалое новшество пришло множество народа. И вдруг на их глазах пономарь Юрыш (уменьшительное от Юрий), работавший на куполе, поскользнулся и сорвался вниз. Подхваченный ветром, он был отнесен в сторону и осторожно поставлен на землю.

     Позднее историки подвергали сомнению этот факт, ссылаясь на то, что все было подстроено «консерваторами», ратовавшими за старину, – за деревянные кресты над храмами. Действительно, не всем пришлась по душе новинка, ведь Христос был распят не на железном, а на деревянном кресте. Но как можно было подстроить этот «полет на воздухе»? И разве Заступница не могла совершить этого чуда? Ведь Сама Она прибыла в эти места по небу: рыбаки видели, как летит икона над Ладожским озером. Потом Ее также видели на реке Оять, где она исцелила многих больных, потом – над Куковой горой (в 30 километрах от нынешнего Тихвина), где в течение целого часа стояла на воздухе.

     И это явление представляется не столь удивительным, если знать, ОТКУДА прибыла икона на реку Тихвинку. В сказании говорится: вскоре после явления иконы новгородские купцы, бывшие в Константинополе по своим делам, принимали благословение у Патриарха. Между прочим, в беседе он спросил их: «Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богоматери, скрывшейся из Царьграда?» Купцы рассказали о Тихвинском обретении, о том, как выглядит икона, – и Патриарх решил, что она та самая. Можно представить удивление и испуг русских гостей! Ведь св.образ, странным образом исчезнувший из Царьграда как раз в то время, был написан не кем иным, как евангелистом Лукой. Известно, что евангелист послал ее в Антиохию царю Феофилу, после смерти его она была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V веке – в Константинополь, где ей был выстроен великолепный храм Влахернский. Там она пребывала 539 лет, спасая Византию от врагов и болезней. И за 70 лет до взятия Царьграда турками, получается, избрала своим местом пребывания Россию.

     Нам неведом промысел Божий. Ведь как человеческим умом вместить тот факт, что из России святой образ отправился в... Чикаго? Ну что общего может иметь эта святыня с Америкой, да еще с городом, известным нам по фильмам про гангстеров? Не в укорение ли нам свершилось это?

     Чего только не видела Тихвинская икона за те века, пока она была в России! И всяческие пороки, в том числе среди священства (об этом хорошо живописует историк Тихвина И.Мордвинов), и раскол, и отступления от чистоты православной веры наших правителей. Надо сказать, тихвинская земля трагически пережила раскол: были здесь и самосожжения, и страшные гонения. Отсюда вышли наиболее представительные деятели раскола – настоятель Тихвинского Николобеседного монастыря (он находился недалеко от Успенской обители) игумен Досифей и инок Геннадий Качалов, признанные у старообрядцев святыми. Игумен Досифей стал основателем знаменитого Выговского общежительства, которое оказалось центром всего старообрядчества. Он же в Москве постриг в монахини боярыню Морозову. А инок Геннадий, происходивший из местных дворян, стал родоначальником течения «странников» (бегунов). Обладал он благодатным молитвенным «даром слез» и даже, как говорили потом, ослеп от слез. В 1682 году его заключили в тюрьму – в... Успенский Тихвинский монастырь. Да, и такое видела чудотворная святая Икона! В тюрьме этой побывало много ревнителей древлеправославной веры.

     Стоит отдать должное, начальство монастыря с сочувствием относилось к гонимым. Был такой случай в середине прошлого века. Явился в Тихвин чиновник по раскольничьим делам Арсеньев и за три месяца арестами и полицейскими мерами «решил вопрос»: всех старообрядцев согнал в единоверческую церковь. Тихвинский архимандрит Петр как мог протестовал против этого, подвергся преследованиям и умер от разрыва сердца после объяснения с властями.

     Видела святая Икона и инквизиторов. Да, была такая должность – «инквизитор», введенная Петром I. Эти чиновники надзирали не только над нравственностью людей, но и боролись с «чудесами». Однажды, правда, вышла осечка... Как-то на богомолье в Тихвинский монастырь приехал некто Тулубьев, три года страдавший немотой. У святой Иконы он исцелился. И вот инквизитор подслушал разговор монахов о случившемся (говорили они тайком, поскольку чудеса тогда были под запретом). И Тулубьева, и монахов схватили и в тайной канцелярии начали допрашивать «с пристрастием». Но тут вмешался сам император Петр I: оказалось, что Тулубьев... его денщик. Император засвидетельствовал, что этот человек в самом деле был немым и поэтому действительно исцелился. Только это и спасло его.

     Чего только не было в нашей истории... Но Заступница наша все терпела, не покидала Тихвина. И когда революция случилась, и когда в ограде обители красноармейцы поселились, и даже когда сам монастырь закрыли – и после, когда сами же тихвинцы стали монастырскую стену разбирать – недвижима была Икона. Но вступили в монастырь фашисты, оккупировавшие Тихвин, – и ушел святой образ. Сколько ж можно терпеть?

В трапезной

     ...Закончилась служба. Отец Герман повел меня ужинать: «Посмотришь, как мы отделали трапезную. Вообще-то, при прежних монахах там была кухня, но мы решили ее приспособить, а когда восстановим большой трапезный корпус, отдадим ее паломникам под столовую. Там красиво, стены питерскими художниками расписаны...»

     На улице за время службы так потемнело, что хоть глаз выколи. «Фонарных столбов у нас нет, – шутит монах, – так что ходим на ощупь». Сам в черном одеянии, он совершенно не был виден в темноте. И за время пути к трапезной мне показалось, что говорил я уже с другим человеком. При первой встрече, в монастырской канцелярии, это был «сотрудник НИИ» – юноша в круглых очках и потертом свитере с жиденькой бородкой. А теперь...

     – Отец Герман, вы давно в монастыре?

     – С 95-го. Крестился я поздно, в 90-м, в церкви на Моховой. Сам-то я питерский. Сначала мама стала ходить в храм, потом я, студент аэрокосмической академии. Да, поздно... Зато уж бесповоротно. Решили мы с мамой посвятить себя Богу. В ту пору два монастыря открывалось – здесь и в Александро-Невской лавре. Ну, я решил сюда...

     Тогда здесь уже был о. Александр Гордеев, приехавший с Валаамского монастыря, сам потомственный тихвинец. Сейчас ему 70 лет, он уже на покое, живет при Валаамском подворье в Петербурге. А тогда вот дерзнул в одиночку начать восстановление Тихвинской обители. А до него в городке служил о.Александр Ваховский – в церкви «На Крылечке». Он и сейчас служит, только в Преображенском соборе на городской площади. Еще до открытия монастыря прихожанам передали этот собор и Знаменский храм.

     – Удивительно получилось: единственный храм, где осталась святыня, и остался действующим.

     – Да, «Крылечко» почти и не закрывалось, службы там прерывались только на несколько лет – с 38-го по 46-й годы. И этот чудотворный список, что на стене в «Крылечке», – единственное, что у нас осталось. А раньше какие святыни здесь были! Рядом с Тихвинской иконой висел образ Старорусской Божией Матери – еще в XV веке она явила чудо в Старой Руссе: исцелила город от моровой язвы. На левом столбе в том же Успенском храме был образ Спаса Нерукотворного – с частью ризы Иисуса Христа.

     – Неужели настоящей ризы Господа?

     – К нам, в Россию, эта святыня попала из Константинополя, а потом, когда царем у нас стал Петр I, он подарил частицу своему вельможе графу Толстому. А правнучка Толстого передала ее в монастырь. Только вот где она сейчас, где другие святыни? Неизвестно.

     Помолчав, о.Герман вздохнул:

     – Главное, конечно, люди. Нашей епархии готовы отдать и Введенский женский монастырь, он тут, рядом. Хоть сейчас въезжай. Но монахинь нету... А раньше сколько монашествующих было! В одном только городе, кроме Успенского и Введенского, действовали Николо-Беседный, Николо-Боровицкий монастыри, а под городом еще и Антониево-Дымская обитель.

     Вошли в ярко освещенную трапезную, аж глаза заломило. Из пышущей жаром кухни, держа в руках кастрюлю, выпорхнула женщина в белоснежном фартуке и... поварском колпаке. Как мне потом объяснили, новый настоятель монастыря нанял для братии и рабочих двух профессиональных поваров.

     На ужин пришли и прихожане, среди взрослых вертелось и несколько мальчишек. Одного я узнал – тот самый, который в храме записку за мое здравие подавал. Его за руку держал другой паренек и жаловался какой-то женщине: «Тетя Таня, а Артемка за нами с веником гонялся!»

     – Ваш сын? – спрашиваю Татьяну.

     – Этот хулиган-то? Мой.

     – Ну что вы, просто живой мальчик.

     – Он тут, в монастыре, насовсем поселился. Я его домой гоню, а он упирается, хочет здесь ночевать. Ладно уж... Тут и другие приходские дети ночуют – Сережа, Андрюша. Отдали их на каникулы. Все-таки нам подспорье, здесь ведь кормят, да и самим детишкам нравится. Они и в хоре учатся петь, и церковнославянский изучают. Только и видим их, когда сюда на службы приходим.

     «Вот, – подумалось мне, – а отец Герман жаловался, что людей нет!»

Небо над Тихвином

     После ужина сходил я к «Крылечку». Хоть храм и был закрыт, но можно прикоснуться к тем ступенькам, на которых исцелился тихвинец Боровской, мысленно помолиться настенной иконе.

     На небо высыпали звезды. Когда шел по узкой дамбе, ведущей от монастыря, они словно окружили меня: отражались в воде по сторонам, мерцали в ветках деревьев над головой. И стояла такая – как бы «живая»! – тишина...

     В скольких русских городках – Торжке, Великом Устюге, Каргополе, Тотьме... – пронизывало меня это чувство огромного неба, тишины и какой-то осмысленной – нет, не пустой и холодной, а именно осмысленной – и живой ВЕЧНОСТИ. Уже второй раз за сутки, что провел я в Тихвине, накатило на меня это чувство. Днем, возвращаясь из районной библиотеки (успел заскочить туда), глянул на розовеющие облака, дымки над крышами – и так защемило на сердце. Вот здесь и есть центр мира! Здесь где-то и сокрыта тайна нашей человеческой жизни.

     Думаю, сами тихвинцы поддержат меня в этом, насчет «центра мира»-то. В библиотеке в местной газете «Слава труду» я прочитал, что здесь, в Тихвине, жил и умер... наследник Российского престола Царевич Алексей. Витает такая гипотеза в здешних умах, ей не один номер газеты посвятили местные журналисты и даже провели свое расследование.

     «16 февраля 1989 года в Тихвине в возрасте 80 лет скончался Александр Федорович Малафеев, человек одинокий и глубоко набожный, не пропускавший почти ни одной службы, почти живший при церкви. Перед смертью он открыл одной пожилой набожной женщине, что жил под чужим именем, а на самом деле он – Алексей Николаевич Романов...» Далее говорится, что умирающий передал женщине старинную поминальную книгу, в которую занесены имена его царственных родственников, расстрелянных большевиками. А в 95-м году эта женщина дала посмотреть помянник своей подруге, а у нее на улице неизвестный вор выхватил сумку с книгой и скрылся. Газета на своих страницах обратилась к вору, чтобы он пришел с повинной и принес этот помянник в редакцию – он нужен был для расследования...

     Вор постеснялся прийти. Между тем журналисты нашли в Карелии медсестру, делавшую когда-то медицинский осмотр Малафеева. Это была удача – ведь очевидцы утверждали, что старичок в бане никогда не снимал нижнего белья, будто что-то скрывая. Медсестра открыла тайну: у Малафеева на теле был след от пули. При этом сама она высказала уверенность, что этот человек – Цесаревич, спасшийся от расстрела.

     Вот такая история. Можно по-разному к ней относиться, посчитать старичка сумасшедшим или юродивым. Очевидно другое: эта его фантазия нашла живой отклик среди тихвинцев. Ведь так хотелось бы верить, что наследник Русского престола жив, что он среди нас. И не где-нибудь, а в Тихвине. Наверное, люди все-таки почувствовали образовавшуюся пустоту, когда ушла из их городка Тихвинская икона Божией Матери. И надо было чем-то заменить более или менее равнозначным.

Вместо эпилога

     Перед отъездом, чуть ли не ночью, зашел я и в Преображенский храм, что на городской площади. Окна его были освещены – батюшка почему-то задержался допоздна. На вид он мне показался молодым, но уже «заматерелым», прошедшим огни и воды. В Тихвине он 17 лет, был первым постоянным священником (до этого службы, крещения совершались «наездами» из Петербурга), а до этого девять лет служил под Старой Руссой. Сейчас под началом благочинного о.Александра Тихвинский и Бокситогорский районы. Проблемы как везде – приходов много, а священников мало.

     Показал он мне свой собор, который занимал когда-то кинотеатр «Комсомолец». Сделано уже много: на крышу купола поставлены, иконостас оборудован. «Осталось еще перекрытия между этажами разобрать и колокольню восстановить, – объясняет мне. – Крепкая тут была колокольня, два раза взрывали, а она «на одной ноге» стояла, как местные рассказывают».

     – А чудотворную Стокгольмскую икону Божьей Матери вернули?

     – Где ж теперь ее искать? Коренных жителей, которые что-то помнят, совсем не осталось. Да и они вряд ли бы чего рассказали.

* * *

     И все-таки остался в Тихвине последний старожил, 87-летний старичок Николай Николаевич Зверев, который много чего помнит. Жаль, конечно, не удалось с ним подробнее поговорить – уж очень интересным человеком оказался. Во время войны был майором, летал в тыл врага по заданию командующего Калининским фронтом, потом служил военным атташе в Париже, затем – в Москве в центральном управлении Министерства обороны. Имел там квартиру, интересную работу, но ушел в отставку, вернулся в родной город, переквалифицировавшись в лектора общества «Знание», много ездил по району. Внук у него в Канаде, там уже родился и правнук, названный в его честь Николаем.

     – Я родился и вырос рядом с Успенским монастырем, – так начал свой рассказ Николай Николаевич. – И вся монастырская жизнь была перед глазами. Обитель действовала до 1924-го года, никаких, кажется, притеснений не было, службы совершались, много паломников со всех концов приезжало. Когда его закрыли и все монахи куда-то исчезли, храм еще продолжал действовать. В 25-м или в 26-м году приехала комиссия, и с иконы Тихвинской Божьей Матери сняли ризу – как материальную ценность. Эта риза, кстати, сохранилась. Я видел ее, хранится в оружейной палате Московского Кремля. Многие из моих знакомых откуда-то слышали, что ее исковеркали: 18 бриллиантов, несколько десятков натурального жемчуга, другие драгоценные камни выковыряли и продали на Запад. Но в Кремле я сам убедился, что риза та самая и совершенно целая.

     – Вы смогли ее узнать после стольких десятилетий?

    tihvin4.jpg (16565 bytes) – Ну, знаете, детские впечатления всегда самые яркие, отпечатываются на всю жизнь. Икона Тихвинской Божией Матери нас, мальчишек, очень впечатляла своим блеском. Перед ней висела большая красная лампада, украшенная также бриллиантами и драгоценными камнями. Киот из красного дерева был устроен для нее у правого столба, ближайшего ко входу в храм. По бокам его были спущены такие бордовые бархатные покрывала с кистями внизу. К иконе вели две деревянные ступеньки: на первой можно стоять, а на второй – невысокая железная оградка, переступать нельзя. Впрочем, оградка эта и не требовалась, поскольку подойти к иконе и приложиться все равно не получилось бы – она ведь находилась в глубине киота, в выемке. Можно было только смотреть на святой образ и молиться.

     – Молились перед ней?

     – Да. Хотя в монастырь мы, мальчишки, в основном не молиться ходили. Просто было интересно. Что нас привлекало? Яблоневые сады, например. Внутри монастырской ограды от «Крылечка» к Успенскому собору вела великолепная яблоневая аллея, ну прямо с райскими плодами. Воровать их мы не воровали, монахи сами иногда угощали нас яблоками. Но пробирались туда с приключениями – через туннель под южной стеной. Он был частью очень сложной дренажной системы. Монастырь-то был в болотистом месте, но в ту пору даже подвалы стояли сухими, там без опаски хранили свечи и прочую утварь. А сейчас, вы знаете, каждую весну у монахов потоп – это потому что дренаж разрушен, а восстановить трудно, план его утрачен. Еще нас, мальчишек, интересовало подсобное хозяйство, которое было огромное, с передовой по тем временам сельскохозяйственной техникой. Монастырь имел большие земли. Там, где сейчас наша городская тюрьма, был монастырский скотный двор, мы бегали туда к отцу Игнатию, конюху, и он позволял нам водить коней на Тихвинку и там их купать. Еще, помню, ходили на монашеские огороды, на Красный луг. Там, как правило, сажали турнепс, в то время очень модный, капусту и горох. Начинают монахи рубить капусту для засолки в больших чанах, и мы тут как тут – кочерыжками лакомимся. Ходили еще в трапезную, на день по нескольку раз. Не потому, что были голодные, а из интереса. Там был определенный ритуал: обязательно крестишься перед иконой, потом с деревянной «лапкой» (миской) подходишь к раздатчику, он наваливает щей. Ели за дубовыми столами на восемь человек. За щами следовала каша, еще на столах стояли огромные кувшины с монастырским квасом. И все это сопровождалось молитвой.

     – Пускали всех бесплатно?

     – В пятницу, субботу и воскресенье трапезная была открыта для всех, потому что в эти дни особенно много богомольцев приходило отовсюду. Так же было заведено и во Введенском женском монастыре. Кстати, когда закрыли женский монастырь, монахинь много в Тихвине осталось, они устраивались на разные работы и, кажется, где-то собирались, поддерживали молитвенную жизнь в городе. А монахи – те после закрытия все разом пропали. Может быть, их увезли, не знаю. Только один остался в городе, отец Иона, он долго жил, и советская власть к нему доброжелательно относилась, потому что он занимался овощеводством. Я подозреваю, не был ли он агрономом в монастырском хозяйстве? Он выращивал овощные семена и снабжал ими всех в Тихвине. Его многие здесь помнят...

     – А когда сам монастырь начали разрушать?

     – Я бы не сказал, что он разрушен. Он ведь лишился только одного храма и северной стены, а остальное на месте, просто в запущенном состоянии. Как стену ломали, я хорошо помню. В 24-м году, когда монастырь еще действовал, часть келий заняли военные, 22-я инженерная рота. Это было первое внедрение в монастырскую жизнь. В северо-восточной башне стены солдаты устроили склад боеприпасов, и вот однажды, зимой, там что-то взорвалось – и часть стены вырвало наружу. А потом, в 30-м, остатки северной стены стали разбирать местные жители, в войну стену уже просто подрывали и обломки возили на строительство аэродрома, на уплотнение грунта. К тому времени Тихвинской иконы в монастыре уже не было. Перед приходом немцев она была на прежнем месте, только без ризы – такая небольшая деревянная икона. Немцы были в Тихвине всего один месяц. Когда их выбили из города, киот оказался пустым. Я в это время был на фронте, поэтому не знаю подробностей.

* * *

     Пытался я понять из разговора с тихвинским старожилом, как же так получилось, что ушла святыня в Америку? Какой в этом Промысел. И он рассказал мне такой случай:

     – Однажды в Париже, узнав, что я еду в Москву, обратилась ко мне знакомая эмигрантка: «Господин полковник, привезите мне из России черного хлеба и антоновское яблоко». Это была жена бывшего нашего артиста Ивана Можухина. Ну, помните, Вера Холодная и он считались у нас первыми актерами кино, когда кинематограф еще зарождался в России. После революции этот замечательный артист эмигрировал, умер в Париже, а с его женой я был хорошо знаком. И вот привез я ей все, что она просила, – буханку хлеба и яблоко. Антоновские яблоки, кстати, только в России родятся. И каковы были мои удивление и... боль, когда я узнал, что эмигранты поделили ?то между собой на маленькие кусочки, чтобы всем хватило.

     Так и с Тихвинской иконой. Может, она была нужней там, на Западе?

     Действительно, наверное, прав тихвинский старожил. Ведь какая это поддержка русским людям на чужбине! Да и не случайно в тропаре Иконе поется: «Да сохранит вся грады и страны».

     Впрочем, как сообщают нам из Америки, русские эмигранты теперь реже видят чудотворный образ. Лежит он в сейфе 70-летнего о.Сергия Гарклавса, который недавно вышел в заштат и почти не служит в Свято-Троицком соборе. Рассказывают также, что Икона нуждается в реставрации. В Чикаго мы послали письмо с просьбой рассказать о судьбе нашей северной святыни, и, если Бог даст, ответ из Троицкого прихода прочитают наши читатели.

М.СИЗОВ

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции. Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru