ТРУДЫ И ДНИ


КАБЫ НЕ БОГ, КТО Б ПОМОГ

Молитвами прп.Серафима Вырицкого живет и развивается мастерская «Скудельник» при Александро-Невской лавре

«Келья батюшки находилась на втором этаже Федоровского корпуса лавры. Здесь отец Серафим принимал исповедников Свято-Троицкого собора, что нескончаемой вереницей посетителей тянулись сюда, к дверям его кельи. Здесь, возле Казанской иконы Пресвятой Богородицы, образов великомученика и целителя Пантелеимона и преподобного Серафима Саровского, стоял аналой с Евангелием и Крестом» («Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого»).

Прочитав эти строки из недавно вышедшей книги православного писателя и историка В.Филимонова, я и не предполагал, что совсем скоро мне представится случай побывать в келье старца Серафима Вырицкого. Побывать и еще раз убедиться, как велика к нам милость Господа и как по нашим немощным молитвам, возносимым к святым земли русской, получаем мы необходимую помощь и поддержку: «О, великий угодниче Божий преподобне и богоносне отче Серафиме! Призри от Горней славы на нас, смиренных и немощных, твою помощь и утешение просящих».

Каждое утро в Федоровском корпусе Александро-Невской лавры в келье Серафима Вырицкого звучит этот акафист. Его читают работники художественной мастерской «Скудельник», которая располагается рядом с кельей батюшки. Собственно, именно через историю этой мастерской я и хотел рассказать вам о той духовной связи, которая постепенно объединила людей, работающих в «Скудельнике», вокруг имени Серафима Вырицкого.

hram_3.jpg (9092 bytes)...В 90-е годы в одной из керамических мастерских Санкт-Петербурга работала небольшая группа верующих людей. Напольные вазы, кашпо, части интерьера... а душа каждого из них хотела большего. Хотелось своей работой служить Богу. Было тягостно, хотелось просто все оставить и уйти. Надежда Бармина, руководитель этой мастерской, понимала, что здесь необходим совет опытного духовного человека. И вот, получив благословение, она поехала к блаженной Любушке. Надежду предупредили, что если на ее вопрос Любушка ответит: «Как хочешь», – то не надо уходить из мастерской. Так и случилось. Чуть позже и о.Петр Задонский, и о.Иоанн Крестьянкин благословили, чтобы мастерская работала.

Надежда уже тогда понимала ответственность своей работы. Часто приходилось видеть, как художник свое восприятие мира переносил на глину, а потом эта «глина» выходила в мир, и это душевное состояние, часто темное, передавалось другим. Только переступив порог храма, воцерковившись, человек получает правильные нравственные и духовные ориентиры в жизни и творчестве. Хотелось делать такие вещи, которые звали бы человека к Горнему миру.

Когда возросли коммунальные ставки, пришлось часть печей сдать в аренду. Получилось так, что можно было бы, и не работая, сохранить мастерскую. Но что же дальше? И вот священник Игорь Филин, приехав как-то в мастерскую, осмотрев все и поговорив с людьми, благословил купить печь для обжига фарфора и заняться производством церковной утвари. После кропотливой работы в запасниках Казанского собора, в библиотеках, освятили мастерскую. Для церковного производства выделили узенький коридорчик в подвале для трех-четырех человек. Не хватало опыта, профессионализма, материалов, но была радость, что делают дело, угодное Господу. В обед читали Евангелие, до и после работы – молитвы. Продукция была принята очень хорошо. Стали поступать заказы, которые на первой православной выставке имели большой успех.

И тут пошли искушения. Снова возросли аренда и коммунальные услуги. Предложили выселяться. После этого Надежда поехала на могилку к батюшке Серафиму Вырицкому.

«Я тогда о батюшке ничего не знала. Моя спутница мне показала в электричке фотографию батюшки – он там, как живой. Помолились на могилке, я там мастерскую батюшке поручила. Когда проезжали мимо Сусанино, моя спутница и говорит: «Давай, еще к блаженной Любушке зайдем!» – «Обычно у нее очень много людей, попасть сложно, не попадем никуда».

Подходим, пусто. Храм. И вдруг Любушка выходит с кем-то из сопровождающих. Мы подошли. Спутница моя что-то спросила по личному вопросу, а у меня была тогда одна мысль – о мастерской. «Матушка, мы изготовляем церковную утварь, а сейчас так сложно, помолитесь!» Что сказала Любушка, я не расслышала – у нее голова низко была наклонена, и она тихо говорила. Но спутница Любушки, шедшая рядом с ней, услышала: «Помолится». Затем снова: «Помолится» – так радостно и уверенно. И мы поехали.

koko_.jpg (9897 bytes)«После этого пошла совершенно непонятная полоса, – продолжает Надежда свой рассказ. – Нас выселяли – а куда выедешь с такими печами? Надо все разбирать – это же груда кирпичей останется, и все. Недоумение, что делать, было и у о.Игоря Филина – ведь покойный митрополит Иоанн (Снычев) в свое время благословил работать в этом направлении. Вдруг позвонила незнакомая художница и говорит, что обратились к ней из епархии с просьбой помочь организовать церковное производство фарфора в Лавре. Она ответила, что это очень трудно – начинать с пустого места, и, может быть, лучше пригласить готовую мастерскую? То есть наш «Скудельник», у которого есть и технология, и линия. Это заинтересовало. К нам приехали, осмотрели все у нас. Понравилось. Предложили перебираться в Лавру. Я сказала, что мы своими силами не переедем – все надо разбирать, на это надо много денег. «Перевезем!» – успокоили нас. Благословили нас, и мы дали согласие. Помещение в Лавре понравилось. Тогда отсюда только что выехал вычислительный центр, все было очень запущенно, но помещение было светлое, места много».

До того, когда мастерская смогла более или менее полноценно работать, было еще много искушений и проблем. И трудности с переездом, и налоговая полиция, и арбитраж. А потом была большая радость от батюшки Серафима Вырицкого.

«Сколько мы работали, все это время никогда в голову не приходило, что рядом могла быть келья батюшки. Однажды нам звонят и просят привести внучку батюшки Серафима в Федоровский корпус, она хочет найти келью своего дедушки. Тогда попасть туда было совершенно невозможно, это был закрытый институт «Прометей», куда требовались особые пропуска. К нам же можно было проходить – по особому письму. И мы ей помогли, провели. Она шла по зданию и вспоминала: «Помню широкую лестницу, помню выход, вид из окна на храм...» Она часто бывала тут, помнит, как монахи выходили из келии, угощали ее пряниками.

– Она нашла эту келью, где жил батюшка! – продолжает свой рассказ Надежда. – В ней была тогда лаборатория института, ее только-только освободили. Грязь, окурки, бутылки кругом, но радость у всех была такая! Как же так, наша мастерская, келья, поездка в Вырицу... – быть не может! Первая мысль была: не могут нас так хорошо слышать святые, мы же маловеры. Несмотря на нашу немощь, греховность, молитва-то не остается без ответа! Теперь понимаю, что все складывалось по Божьему промыслу. И вот мы теперь рядом с батюшкой, читаем по утрам акафист. Хочется отблагодарить батюшку, хотя бы келью привести в порядок. Постепенно все сделаем. А помощь Серафима Вырицкого – явная. Хорошие заказы, предоплата – так не бывает, да еще в наше время. Милость Божия! Отслужили три панихиды в келии, и каждый раз батюшка откликался, даже вот такими земными делами вещами: матушка Екатерина, которая торгует в церковном ларьке, говорит, что в день панихиды выручка в три раза увеличивается. Даже вот так нам батюшка оказывает свою помощь.

...Бывая в Лавре, я теперь часто заглядываю в эту мастерскую, побыв несколько минут в келье Серафима Вырицкого. Пока это еще большая, не до конца отремонтированная комната. Вот здесь, слева от входа, говорят, была перегородка, за которой батюшка почивал. Здесь – стол, стулья. В центре – аналой и иконы. На прежнем месте сейчас находятся только иконы. Даст Бог, со временем все восстановят. В мастерской круглосуточно идет работа. Кто-то делает формы для будущих изделий, затем их расписывает, обжигает, покрывает глазурью. И с кем бы я ни говорил в мастерской, все отмечают особую атмосферу в этом месте, незримое присутствие батюшки. Да и сами люди попадают в «Скудельник» промыслительным путем. И уже потом они говорят: «Батюшка привел». Так и работает эта мастерская по производству церковной утвари и фарфора по молитвам старца Серафима и по его попечению.

И.ВЯЗОВСКИЙ, наш. соб. корр .

Адрес мастерской: г.Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д.1. Федоровский корпус. «Скудельник». Тел. (812) 316-91-55.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу .Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции .Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru