ПАМЯТЬ


СТОЯТЕЛЬ ЗА ВЕРУ

«Уважаемая редакция!
      Высылаю вам заметки, посвященные недавно скончавшемуся митрополиту Дорофею. К сожалению, о нем мало сообщалось в православной печати, между тем это значительная фигура уходящего века.
                                                                                    Дмитрий Быстров,
                                                                            Прага, 6 января 2000 г.
»

krst3.gif (628 bytes)30 декабря 1999 года, за день до наступления нового века, в возрасте 86 лет скончался один из видных деятелей православия XX столетия, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей.

Владыка (в миру Димитрий Филип) родился 20 октября 1913 г. в селе Нанково в Подкарпатской Руси. В то время это была территория Австро-Венгрии, а в настоящее время – Закарпатская область Украины. Его родители, скромные крестьяне, воспитывали сына в благочестии. Мать владыки умерла рано, отец вскоре погиб в Первой мировой войне. В родном селе отрок Димитрий закончил начальную школу, а в районном центре Хуст получил среднее образование.

В возрасте 25 лет, в 1939 г., Димитрий Филип постригается в монахи с именем Дорофей в одном из закарпатских монастырей.

Высшее церковное образование отец Дорофей получил в Ленинградской духовной академии. Там же он успешно защитил свою диссертацию на степень доктора богословия. Владыка всегда с большой любовью и душевной теплотой относился к Русской Православной Церкви, называя ее не иначе как «наша мать».

История Православной Церкви в Чехословакии складывалась очень непросто. После провозглашения в 1918 г. независимости в Чехoсловакии возникают две Православные Церкви. Первая – под покровительством Сербской Церкви (во главе с епископом Гораздом), вторая – от Константинопольской Патриархии. Наряду с этим существовали русские приходы в Праге и Карловых Варах, которые подчинялись митрополиту Евлогию из Парижа. Отношения между этими Церквями были далеки от идеальных. В 1945 г. Чехословакия попадает в сферу влияния Советского Союза, и на ее территории создается экзархат, охвативший все православные общины и подчинявшийся Московской Патриархии. В 1951 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I провозгласил автокефалию (полную самостоятельность) Православной Церкви в Чехословакии. В 1955 г. владыка Дорофей получает сан епископа Прешовского (Словакия), а в 1964 г. становится митрополитом – главой Православной Церкви в Чехословакии. Это был непростой период борьбы за выживание – чехословацкие власти в борьбе с религией иногда даже превосходили своего «старшего брата». Церкви были пусты – часто даже на двунадесятые праздники в храме находились лишь владыка Дорофей, священник-настоятель и две эмигрантки-певчие.

После «бархатной революции» 1989 г. ситуация изменилась. Православная община выросла в несколько раз, в основном за счет приехавших из республик бывшего Советского Союза. Великую радость испытывал владыка каждый раз, когда видел в храмах многочисленных верующих.

1 января 1993 г. на карте Европы появились два новых государства – Чехия и Словакия. Однако Православная Церковь сохранила свое единство, в решающей степени благодаря усилиям митрополита Дорофея. Он делал все возможное, а иногда и невозможное, чтобы сохранить мир и согласие в вверенной ему Церкви, утвердить дух истинного православия на земле Чехии и Словакии.

Во время недавней агрессии НАТО против Югославии владыка Дорофей и Православная Церковь четко и принципиально заявили свой протест против бомбардировок, хотя это шло вразрез с официальной позицией чешских властей.

Совсем недавно владыка посетил Москву, где открыл подворье Православной Церкви Чехии и Словакии. Во время этого визита Патриарх Московский и всея Руси Алексий II пригласил митрополита Дорофея принять участие в праздновании Рождества на Святой земле, в Вифлееме, куда направлялась представительная делегация. К большому сожалению, блаженнейший Дорофей так и не смог воспользоваться этим приглашением.

Владыка исполнил слова своего завещания, написанные им задолго до кончины, – он служил Богу и людям действительно до последнего удара своего сердца. В среду 29 декабря им была отслужена литургия в храме св. Николая на Рузвельтовой улице. Придя домой, он почувствовал упадок сил и попросил его соборовать. Утром 30 декабря митрополит Дорофей скончался.

Старец-митрополит жил очень скромно. Его резиденция находилась в просторной вилле, но из многочисленных помещений он выбрал себе лишь небольшую келью. Любители делить материальное наследство будут явно разочарованы – кроме скромной мебели и личных икон, там ничего нет. Зато те, кто унаследуют его чистое сердце, любовь к Богу и людям, усердную молитву, ревность об Истине, аскетизм, уже на земле ощутят радость жизни во Христе. Похороны владыки Дорофея проходили 4 января 2000 г. Накануне вечером гроб с телом усопшего был доставлен в кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия, который посещают в основном чехи, болгары, румыны и греки. В присутствии членов Синода были прочитаны Евангелия.

4 января там же состоялись литургия и панихида. Присутствовали митрополиты, архиепископы, епископы, священники от всех Православных Церквей, послы православных государств, представители инославных конфессий и чешского парламента. Было солидно и торжественно, но холодно, и не только по случаю зимы. Не хватало искренности, душевности, любви – именно того, что владыка всегда дарил людям. Единственное исключение – мужской хор духовной академии из Словакии. Думаю, владыка был бы тронут, услышав родной закарпатский распев.

Очень сильно разочаровал тот факт, что от имени Православных Церквей были зачитаны лишь два послания – от Синода и Константинопольского Патриарха. Зато от инославных конфессий и разных экуменистских организаций выступило несколько человек. Как-то нелепо звучали из уст представителей чешского духовенства, в том числе и православного, пассажи об участии покойного владыки в экуменистском движении. Да, ради сохранения мира и единства Церкви приходилось ему посещать все эти сомнительные собрания, однако никто не имеет оснований даже допустить мысли о том, что он разделял взгляды экуменистов. Только не имеющий уши не внимал его мудрым проповедям, в которых он обличал католиков, протестантов и других отступников от Истины! Несмотря на то, что большинство приходов в церкви служит по новому стилю, сам он строго придерживался старого юлианского календаря и предпочитал служить в русском приходе на церковно-славянском языке.

После службы в кафедральном соборе катафалк с гробом усопшего отправился на Ольшанское кладбище – пантеон русской эмиграции. Именно здесь, рядом с любимой Успенской церковью, завещал владыка его похоронить. Чтобы не доставлять своей смертью лишних беспокойств, митрополит заранее на свои собственные средства купил место на кладбище и соорудил надгробный памятник – гранитный крест с надписью «Да будет воля Твоя, Господи!».

В нашей памяти навсегда останется образ митрополита Дорофея – седовласого старца, аскета и молитвенника с удивительно мудрым и добрым взглядом. Общение с ним, пусть даже краткое, надолго оставляло в душе ощущение света и радости.

Прихожане Успенского храма на Ольшанах в последний раз видели блаженнейшего владыку в воскресенье, 26 декабря. Он обратился с амвона к верующим с проникновенным словом, призывающим нас беречься от всякого зла и уповать на волю Божию. Эти слова станут поддержкой для нас в тяжелый момент, когда мы осиротели.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив. Почта


eskom@vera.komi.ru