ЗАМЕТКИ

 

На «малом соборе»

VIII Рождественские чтения глазами нашего корреспондента

(Окончание. Начало в № 354)

     За несколько дней Рождественских чтений было столько выступлений, что невозможно все это пересказать. Ограничусь тем, что запомнилось.

     Удивил директор Московского НИИ развития, доктор экономических наук М.И.Гельвановский. По его мнению, мы все еще не вступили в новое тысячелетие. И вовсе не потому, что на самом деле, календарно, оно начинается с 2001 года. А потому, что отсчитывать его следует с... 2033 года – то есть со времени вознесения Христа на Небо и схождения Святого Духа на апостолов. Именно тогда, с появлением Церкви, началась христианская эпоха, и главный юбилей – 2000-летие христианства – еще впереди. Так что у нас еще есть время по-настоящему подготовиться к нему. «Чтобы не стыдно было показать Господу, чего мы достигли», – заключил доктор экономических наук.

     Сообщил он и интересный факт, о котором почему-то мало писали. В России установлен Поклонный Крест 2000-летия Рождества Христова. Место для него выбрано видное – рядом со знаменитым Успенским собором во Владимире, первой столице Российского государства. Сделан он в виде восходящей Вифлеемской звезды с Крестом. Инициаторами его установки были ученые (фонд «Христианство 2000») совместно с Союзом кузнецов России. «Я видел своими глазами, – поделился ученый, – как верующие кладут земные поклоны этому Кресту, целуют его. Вот настоящее отношение к событию 2000-летия! Но это исключение, в целом юбилей у нас прошел обыденно, без осознания его смысла. Этот опыт надо учесть, чтобы достойно встретить 33-й год. Нашим фондом, в котором много представителей академии наук, разработана программа «От Рождества до Воскресения», и мы все должны осмысленно прожить эти годы Христа...» Михаил Иванович назвал три проблемы, которые, на взгляд разработчиков программы, предстоит решить нам в первой трети нового века. Это «глобализация человеческой деятельности». Влияние виртуальных систем на сознание людей. И «проблема центра». Мир становится управляемым, но центр, где принимаются решения, скрыт и анонимен. Это недопустимо, поскольку может завести человечество неизвестно куда. Чтобы что-то противопоставить этому, надо, на взгляд ученого, растить свою элитарную прослойку, которая бы стояла на страже наших религиозных и национальных интересов. Прежде в России эту функцию выполняло дворянство, теперь же на смену ему пришла интеллигенция. Но уровень ее, интеллектуальный и духовный, не отвечает требованиям. Поэтому необходимо создавать свои российские центры по типу Кембриджа и Оксфорда, в которых бы воспитывалась научная христианская молодежь.

     Еще об одной опасности, которая нас подстерегает в новом веке, говорил Никита Струве (издательство «YMCA-Пресс», Париж). Несмотря на богатейший опыт византийской и русской культуры, в наши дни в России, по его мнению, весьма ощутимы «антикультурные» тенденции среди тех, «кто мнит себя православными». Это вызвано двумя главными причинами. С одной стороны, считает Никита Струве, сказывается тяжкое наследие большевистского режима. А с другой – «практическое монофизитство», свойственное некоторым православным. У людей необразованных формальное исповедание Халкидонского догмата о нераздельности Божественной и человеческой природы во Христе на практике нередко сопровождается «нелюбовью к миру», презрением «к человеческому естеству» и, как следствие, к культуре, искусствам. Но свято место пусто не бывает. Поскольку православные отказываются возрождать утраченную дореволюционную культуру, то ее сейчас замещают суррогаты, пришедшие с Запада.

     Кстати, что касается культуры: в те же дни, когда шли Рождественские чтения, в московском театре «Глас» шла премьера спектакля «Китеж», поставленная по одноименному роману игумена Иоанна Экономцева, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и главного организатора Рождественских чтений. Сам же он выступил и драматургом спектакля, в котором рассказывается о прекрасной народной легенде и мудром князе Александре, пытавшемся объединить Русь против татар. Но вернусь к докладам.

     К осторожности в общении с восточными патриархатами призвал один из руководителей Союза православных братств – игумен Кирилл (Сахаров). Он напомнил, что в истории уже были негативные влияния этих патриархатов – попытки навязать Руси прокатолическую Флорентийскую унию в XV веке, поддержку реформ Патриарха Никона в XVII веке, а в завершающемся веке — поддержку обновленческого раскола. В наши дни Константинополь находится в авангарде экуменического и модернистского течения в православии, считает о.Кирилл. Это надо иметь в виду, поскольку намечается новое наступление экуменистов в ближайшем будущем. Один из стимулов для них – совпадение празднования Пасхи западными и восточными христианами. Некоторые экуменически настроенные круги делают попытки приурочить к этой дате введение единого календаря для христианского Востока и Запада. Тревогу о.Кирилла вызвало то, что на 2001 год запланирован Всеправославный Собор, который, возможно, постарается принять ряд новаций. Не исключено, что перенесение Поместного Собора Русской Православной Церкви с 2000 года на более поздние сроки также связано с желанием определенных сил использовать модернистские решения Всеправославного Собора в качестве основополагающих для нашего Поместного Собора.

     Так ли все будет, неведомо. Пока же, как заявил епископ Новосибирский и Бердский Сергий (глава издательского отдела МП), уже известно, что «в документы и Архиерейского, и Поместного Соборов войдет пакет материалов нынешних Рождественских чтений». Также он поддержал о.Иоанна Экономцева, который при закрытии чтений сказал буквально следующее: «Наш форум представляет собой необычное явление. На нем собрались архиереи, священство, миряне. По существу, это Поместный Собор Русской Православной Церкви».

     Сказано было не без юмора. Но и в самом деле... Уже шесть лет этот форум собирает тысячи православных людей, активных прихожан и батюшек. За эти годы было поставлено и осмыслено множество проблем на разных тематических секциях. Все это записано организаторами чтений, систематизировано. И разве не схожа эта шестилетняя работа с теми предсоборными совещаниями, которые проводились перед Собором 1917 года? В 2001 году, когда до начала Поместного Собора останется чуть времени, в Москве в седьмой раз будут проводиться Рождественские чтения. И еще есть возможность придать им статус такого совещания. На нем можно обобщить мнения и чаяния православных людей, наметить вопросы, которые должны быть вынесены на Собор.

     Что еще запомнилось с Чтений?.. Две встречи. Одна – в приходском доме церкви свт. Митрофания Воронежского, а другая – в конференц-зале гостиницы «Университетская».

     В доме одного из московских приходов, фактически на чердаке (есть там у них такой залец), собралась необычная публика – «православные компьютерщики». Обсуждались вопросы, связанные с развитием православного Интернета. Сообщения делали известные (правда, в очень узкой среде) программисты, администраторы сети и веб-мастера. Как следовало из их слов, появляются все новые интересные проекты, люди стали ближе друг к другу. Делегат с Украины рассказал, что посредством электронной почты можно теперь общаться с русскими собратьями и со всем православным миром – Грецией, Сербией, русскими приходами в Америке...

     Среди участников этого собрания я сразу приметил пожилого седобородого батюшку, пришедшего, наверное, из любопытства на это «электронное» собрание. Слушал он, слушал – и вдруг спросил:

     – Объясните мне, пожалуйста, что-то не пойму. Где находится центр, руководство Интернета?

     Ведущий стал терпеливо, уважительно объяснять, что никакого центра не существует:

     – Вы, наверное, привыкли к иерархичности мира. А тут другой, особенный, мир. Интернет развивается сам по себе, и сколько узлов в этой огромной сети, столько и центров.

     – Да, для меня мир иерархичен, – чуть ли не с вызовом ответил батюшка. – Есть в нем светлое и темное, есть истинное – в Боге, и не истинное. И вот я хотел бы знать, кто руководит Интернетом?

     – А вы представьте себе, – с сочувствием к священнику ввязался в разговор какой-то юноша с характерной бледностью на лице (сразу видно компьютерщика), – представьте почтовых голубей. Так и электронные письма...

     – А ведь батюшка правду говорит! – неожиданно вырвалось у меня. В чем эта правда, я не мог сформулировать, но чувствами понимал. Перед этим как раз дискутировал я с сотрудником издательского отдела МП, выступившего с докладом. Спросил я его, почему с многомесячными перебоями и опозданиями выходит «Журнал Московской Патриархии», фактически единственное официальное издание Московской Патриархии. Он сослался на финансовые трудности. Но журнал регулярно выходил даже во время войны! Оппонент мой пожал плечами: «Мы рассылаем журнал по епархиям в электронном виде, по системе Интернет». Начинаю выяснять, сколько епархий у нас подключены к электронной почте, и тут оказывается, что в Московской Патриархии такой учет не ведется.

     Демократия вещь, конечно, хорошая. Но должен же быть где-то центр – организующий, согласующий наши действия. Пока же создается впечатление, что бесхребетность нынешней государственности в России перекинулась и на церковную жизнь. Авось, само образуется – по такому принципу мы живем уже много лет.

     Впрочем, вопрос этот сложный – где грань между анархией и разумной свободой, без которой не может быть соборности. Да, журнал «ЖМП» выходил в более тяжелые времена. Но тогда это было единственное церковное издание, а сейчас вон сколько общественно-православных газет и журналов. Может, радоваться надо, что благие дела сейчас творятся не под давлением из «центра», а по доброй воле и действию церковной благодати.

     Атеперь взглянем на это с другой стороны. Есть в Москве общественная организация – «Союз православных граждан». Основана она «снизу» именно добровольно – патриотами, болеющими за будущее нашей Родины. Все бы хорошо, да добрая воля этих людей, как мне показалось, ничем не подкреплена. Да и сам союз, состоящий из нескольких общественных организаций, действует порой разобщенно – даже внутри этих отдельных подразделений.

     На одном из собраний союза я побывал. Конференц-зал гостиницы «Университетская» был набит битком. На задних рядах – огромный ворох пальто, шуб, курток. Каждый входящий в поисках свободного места сдвигал эту кучу в сторону, так что весь гардероб перепутался (позже я по ошибке надел чужую куртку, точь-в-точь похожую на мою, заслужив укоризненный взгляд одного из активистов союза).

     Пришел я сюда заинтригованный сообщением, что здесь будет выдвигаться «единый от православных» кандидат в Президенты России. Но обсуждали другое – письмо к Путину. Начиналось оно так: «Досточтимый Владимир Владимирович! Православная общественность надеется, что вхождение в третье тысячелетие будет ознаменовано преодолением смутного времени и началом возрождения былого величия России...» И заканчивается словами: «Владимир Владимирович, у членов нашего союза – православных ученых, политологов, публицистов – есть видение путей решения многих насущных проблем и готовность всячески содействовать Вам в этом. Просим Вас, несмотря на крайнюю занятость, уделить время для встречи с представителями наших организаций. Думается, что взаимодействие с широкими кругами православной общественности придаст Вашей деятельности образ силы, коренным образом отличающейся от многих «партий вчерашнего дня».

     Ниже было оставлено место для подписей.

     Дискуссия разгорелась жаркая. Пришедший на собрание депутат Госдумы С.Ю.Глазьев предостерег: «О Путине мы ничего не знаем, кроме того, что он сотрудничал с питерской группой, в которую входил Чубайс. Глава государства, который не имеет личной нацеленности, внятной идеологии, программы, будет ставить на каких-то фаворитов, например, на Чубайса. То есть кто-то им будет манипулировать, как это было с Ельциным». Сам Глазьев предложил поддержать не Путина, а Зюганова. Часть активистов союза поддержала его, другая воспротивилась: «Зюганову нельзя верить! А Путин, какой-никакой, но реальный претендент на власть, и его надо перетянуть на нашу сторону. Выбирать не из чего – сейчас переломный момент в истории России, ставка слишком высока!»

     Прозвучало и такое мнение: посылать письмо Путину – это «по-детски». Затеряется оно в коридорах власти. И что это за фраза – взаимодействие с православными «придаст Вашей деятельности образ силы»? Мы, что же, нанимаемся создавать ему предвыборный имидж?

     Начали голосовать. Явное большинство подняло руки против посылки письма Путину. Председательствующий, бегло посчитав голоса, заключил: «Итак решено. Письмо посылаем. После некоторой доработки».

     И тут взял слово священник Владислав Свешников, духовник Союза православных граждан:

     – Да, братья, плохо дело... Как видим, реализма, конструктивности в Союзе православных граждан нет. Вот обсуждали мы такой пустяк – текст письма. Слушал я – и что заметил: с этим человеком согласен по какому-то вопросу, с другим согласен по другому, а объединить эти мнения никак не получается. По существу вот что скажу. Да, встретит нас Путин за ручки, покажут нас по телевизору. А потом еще примет Селезнев – и снова с удовольствием будем смотреть себя по телевизору. Ну и что?

     Мы сейчас, вся страна, действительно в кризисе. Не видно ни одной силы, которая бы повела народ в нужную сторону. Путин, мне кажется, невнятный политик, у него нет цельного мировоззрения, а есть какие-то мировоззренческие ощущения. У коммунистов мировоззрение искажено. У либеральных демократов, особенно молодых, нет понимания народных интересов. Что же касается народных сил, то, к сожалению, надо признать: половина участников православно-патриотического движения настроена психопатически, они далеки от реализма. Другие – пребывают в прошлом, смотрят назад. Да, прошлое наше величественно, но надо же жить и в сегодняшнем дне. Кого нам не хватает, так это трезвых людей.

     Нам нужен Союз народа – не обязательно церковного, но готового служить Родине. Не выдвижением кандидатов заниматься, а именно служить. Тогда из нас сами выдвинутся люди. Времени у нас осталось немного. Думаю, через четыре года, если в стране все так будет продолжаться, обвал наступит окончательный. Но у нас есть надежда...

* * *

    После этого выступления священника как-то исчез разброд, и собрание продолжалось в каком-то другом – соборном – духе. Вот, пожалуй, и все, что особенно впечатлило меня на нынешних Рождественских чтениях.

М.СИЗОВ

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции. Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru