НАУКА И ХРИСТИАНСТВО


ПОЧЕМУ МИРОТОЧАТ ИКОНЫ?

Мы продолжаем разговор о православных чудотворениях и правильном отношении к ним, начатый в № 355 газеты («Чудо – схождение смысла»). Наш корр. встретился в Москве с одним из руководителей недавно созданной Общественной комиссии по изучению чудотворений в РПЦ профессором Павлом Флоренским (внуком известного богослова). Комиссией уже проделана большая работа, изучена достоверность более ста случаев чудесных явлений. По словам П.В.Флоренского, это лишь малая толика того, что предстоит изучить, и без помощи людей на приходах им не обойтись.

Подробную беседу с профессором мы планируем напечатать в ближайших номерах. Пока же публикуем выступление А.М.ЛЮБОМУДРОВА на конференции, посвященной чудотворениям. В Общественной комиссии надеются, что на основе собранных сведений православными людьми, богословами будут сделаны определенные выводы, обобщения. Одна из попыток такого осмысления и представлена ниже. «Алексей Маркович будет рассказывать о чудесах, – предварил это выступление профессор Флоренский. – Но я подчеркиваю, что рассказ его будет об обычных вещах для православного человека...»

Свое сообщение я бы озаглавил так: «Предварительные итоги чудотворений от икон в ХХ веке». Но прежде напомню православное понимание иконы. Церковь рассматривает ее как особую форму откровения Божественной реальности. Все канонические образы – в храмах ли, домах – священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются промыслом Божьим для особых знамений. В истории Церкви известно около тысячи чудотворных икон, которые прославились прежде всего своей помощью по молитвам людей. От некоторых из них источались кровь, слезы, миро. Надо сказать, что сам по себе факт источения мира еще не был достаточным основанием, чтобы образ признавался чудотворным. Эти явления всегда должны были сопровождаться какой-то помощью, даваемой людям.

Вообще раньше мироточения от икон были очень редким явлением. В книге Поселянина «Сказание о чудотворных иконах Богоматери» описано всего шесть случаев мироточения и двенадцать случаев плача икон. Это за всю почти 2000-летнюю историю Церкви! Массовые же знамения наблюдаются в России только в ХХ веке. Первый такой период – это начало и середина 20-х годов, когда обновления и мироточения икон прошли как бы волнами по территории России, затронув некоторые районы. В частности, мироточения происходили в Дальневосточных епархиях – они подробно описаны архиепископом Мефодием. Сегодня мы современники другого потрясающего чуда – повсеместных знамений. Начало этого периода со всей определенностью можно отнести к 1991 году. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде, но именно с этого года сообщения о чудесах стали поступать одно за другим из самых разных мест России. Этот период, кстати, и самый продолжительный – длится уже 10 лет. Для сравнения, в начале века волна мироточений длилась примерно пять лет.

В чем особенность этой новой волны? Как и прежде, знамения даются обычно в дни постов, особенно Великого поста, а также в дни православных праздников. Бросается в глаза их чрезвычайное разнообразие: благодатная роса или миро часто выступают на нескольких иконах в храмах, а не на одной. Также – на частях киотов, на распятиях. Причем замечено, что происходит это независимо от древности иконы или от того, из какого материала она изготовлена: дерева, бумаги, стекла, металла... Мироточат репродукции икон, календарики и даже изображения икон в богослужебных книгах. Вид, цвет, консистенция образующейся жидкости тоже очень разнообразны: густая тягучая смола или буквально влага, похожая на росу. Она может иметь аромат, напоминающий запах ладана или цветов, а может и совсем не иметь запаха. Формы и размер капель также разнообразны. Они могут быть мелкими, а бывает, что миро течет буквально потоком. Засвидетельствованы и такие случаи, когда миро течет не вниз, а поперек образа, к центру его, вопреки всем законам физики.

В наши дни местом знамений действительно стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Никогда еще Русская Православная Церковь не сталкивалась с таким явлением, и то, что происходит, – это несомненно исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему нашему народу. И сейчас, спустя десять лет, когда происходящее замолчать уже невозможно, нам нужно подвести итоги, что-то все-таки осмыслить...

Часто приходится слышать, что знамение от иконы – это предвестие беды. Действительно, так бывало прежде в истории. Но заметим, что в нашей истории случаи именно массовых знамений не предшествовали катастрофам, а происходили после них. Ведь именно после катастрофы 17-го года, в 20-е годы, начали умножаться эти чудеса, а не накануне революции. Они как бы сопутствовали скорбям тех лет. Точно так же знамения 90-х происходят уже после грандиозного перелома в жизни России – одновременно с нелегкими испытаниями последнего десятилетия. У нас в стране произошел не просто перелом. Ведь в голове с трудом укладывается, что случилось в 91-м году – распалась великая держава, собиравшаяся веками. Три братских православных народа – русские, белорусы, малороссы – оказались в разных государствах. Этот год отмечен и другими знамениями, в том числе неожиданным обретением мощей великих российских святых, чьи пророчества и чудеса прямо связаны с будущим России – преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского. Примечательно, что большинство знамений от икон в этом году приходится на август, когда распалась страна.

В этом же году замироточила икона Божией Матери «Державная» из Никольской обители в Москве. Мироточили иконы в Вологде, Грузии... И вот что интересно: всемирно известная Монреальская икона Божией Матери именно в августе впервые восплакала. Ее хранитель Иосиф Муньос заметил слезу, которая, как он описывал, просто держалась и долго не падала. Тогда он еще ничего не знал о случившемся в России.

Или вот еще наблюдения. Знамения от икон на Северном Кавказе отмечены началом первой кровопролитной чеченской войны. Так, в станице Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах – «Иверской» и «Скоропослушницы». Это произошло 9 июня 1992 года в праздник Вознесения Господня. В самом Ставрополе обновилась икона святителя Николая... Вспомним также о великом чуде – непосредственном явлении Матери Божией в Буденновске, захваченном басаевцами летом 95-года. В те дни многие из заложников, кто томился в заключении в больнице, видели в небе Матерь Божию, молящуюся перед крестом. Напомню, что прежде название города Буденновска было Святой Крест. На основании этих свидетельств местный архиерей благословил написать икону, на которой изображена Матерь Божия перед крестом – она получила название «Святокрестовская». Сейчас она находится в храме Буденновска.

Широко известно, что многие чудеса связаны с царственными мучениками, и, я думаю, нет необходимости подробно о них рассказывать. Второй год мироточит образ Царя – порфироносного Помазанника Божия, – написанный в Калифорнии. Или, например, мироточит бумажная иконка, на которой изображены Государь Николай Александрович и равноапостольный князь Владимир. Однако задолго до этого множество чудотворений происходило и от списков Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Дома Романовых. Когда в Царском Селе, у нас под Петербургом, возрождался Феодоровский Государев собор, построенный по желанию Николая II на выбранном им месте, тоже случилось невероятное. В храм, еще невосстановленный, принесли небольшую икону, найденную каким-то мальчиком в канавке в соседнем парке. И вот когда ее внесли в храм, то с трудом разобрали на порушенном окладе одно слово: «Феодоровския...» То есть икона пришла и освятила свой храм. А в 94-м году в Царском же Селе замироточил другой Феодоровский образ, он сейчас также помещен в Государевом соборе. Таких свидетельств сейчас накопилось множество.

Я думаю, может быть, эти знамения нам даны еще потому, что сейчас наступает новая иконоборческая эпоха. Совершаются такие чудовищные ритуальные деяния, как прилюдная рубка иконы, что была в Москве в Манеже. И в целом происходит поругание образа Божия – повсеместно он печатается на календарях, на разной печатной продукции, которая часто просто валяется под ногами людей в переходах метро. На страницах журналов святые иконы соседствуют с какими-то содомскими картинками. Или вот еще факт: некий профессор Дулуман в Интернете на сайте «Атеизм» делится рецептом, как нужно изготавливать мироточивые иконы. Оказывается, «нужно» взять святой образ и несколько раз, процарапать его наждаком, а затем опрыскать подсолнечным маслом из пульверизатора. Святотатец признается, что сам проделал это с иконами несколько раз – и это кощунство едва ли не большее, чем откровенное уничтожение икон.

Знамения подаются не только в России, но и по всему миру. Еще в 60-е годы был случай, когда плакала маленькая икона Божьей Матери «Страстная» в Нью-Йорке, в одной греческой православной семье. На этой иконе образовались даже бороздки от слез. Удивительный случай был в небольшом храме австралийского городка Малт-Причард. В 1994 году на Успение там покрылось обильным слоем мира полутораметровое распятие Спасителя. Миро выступало в течение нескольких месяцев. Все это было зафиксировано. Западные люди очень дотошные – сразу же провели научный анализ. Как появляется органическая жидкость на распятии, они объяснить так и не смогли.

В ноябре 96-го года в Вифлееме в храме Рождества Христова начал плакать образ Спасителя. Он находится наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Эта базилика Рождества построена еще в IV веке равноапостольной царицей Еленой, и за минувшие 16 столетий служба в нем никогда не прекращалась. Чудо это официально засвидетельствовано греческими священниками, один из которых сказал: «Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути».

Но вернемся в Россию. Каковы все-таки духовные итоги этого явления, происходящего сейчас, на рубеже столетий? Изменило ли оно что-то в духовном состоянии народа? Услышан ли глас Божий в России? Возможно, какие-то духовные процессы совершаются незримо для нас, и со временем, может быть, они проявятся. Однако видимых плодов мы сейчас не наблюдаем. У нас, конечно, нет такой статистики, в скольких душах эти видимые чудеса укрепили веру и покаяние, переменили жизнь. Хотя надо бы собирать такие свидетельства, работа эта очень важна и деликатна – ведь не каждый пожелает объявлять миру о сокровенных движениях своей души. Мы знаем, есть такие факты. Но это единичные случаи. Общего воцерковления народа пока не происходит.

Я и сам мог наблюдать, как люди реагируют на чудотворения, в частности, в нашей Санкт-Петербургской епархии. Для малой части воцерковленного народа, для ближайших их свидетелей – это благоговейное почитание и сугубая молитва. Есть случаи исцеления от помазания источенным миром, хотя достоверных подтверждений этому сравнительно немного. Шире имеет место, как я бы его назвал, оккультно-потребительское, магическое отношение. Прослышав про чудо мироточения, люди во что бы то ни стало стремятся раздобыть вот это целебное миро, чтобы с его помощью вылечить конкретную телесную болезнь. Конечно, пути Господни неисповедимы, и, может быть, через такое внешнее исцеление кто-то из нецерковных людей обретет веру, придет в Церковь. Но вопрос, может ли получить исцеление неверующий? Еще один тип отношения – это такие отстраненно-любопытствующие. Чудо для таких не имеет духовных последствий. Очевидно также, что в народе сейчас нарастают какая-то разочарованность и душевная апатия, что ли. Может быть, поэтому подлинные случаи Божьей милости перестают восприниматься? Услышав о чудотворении, происходящем в сельском храме, большинство сельчан, как рассказывают священники, не заходит в храм даже хотя бы взглянуть на происходящее, даже из любопытства...

Впрочем, и для самих церковных людей благодать от икон стала обыденным явлением. И происходит, если можно так сказать, девальвация чуда. Вспомним, что в 80-х годах одно сознание того, что где-то далеко за пределами России существует Иверский Монреальский образ, который мироточит, был мощным возрождающим фактором. А сегодня можно зайти в любой монастырь и увидеть у иконы этикеточку, что она обновилась тогда-то, а на другой иконе, что она замироточила в такие-то числа...

Нельзя не сказать еще об одном, крайне опасном явлении. Лукавый, эта обезьяна Бога, спешит примазаться ко всему святому и профанировать его. Поэтому сейчас очень важно вспомнить слова святых отцов о различении духов и чудесах ложных. Настольной книгой у нас должна стать замечательная работа святителя Игнатия Брянчанинова «О чудесах и знамениях». Известно, что и в католическом мире, и в восточных религиях совершаются и мироточения, и кровоточения, и млекоточения. И не только от икон, но от статуй, барельефов. Свидетельствуют ли эти чудеса об истинности восточных религий? В книге Исход рассказывается, как Моисей и Аарон по велению Бога совершали чудеса в земле Египетской. А затем некоторые из этих чудес повторяли волхвы своими чарами. И вот вопрос: может ли лукавый подделать чудо мироточения от православной иконы? Неужели святость самого образа не есть защита от козней нечистого?

В «Луге духовном», в котором собран опыт древних монахов, описывается такой случай. Некоторым братьям враг внушил мысль, что если они не сподобятся благодатных даров в этой жизни, то не получат и будущей жизни. Одному из них враг показал лучи, исходящие от иконы, и приказал открыть рот, чтобы глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищу от страха. Другой усердно молился перед иконой. Лампадка закачалась. Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только он утвердился в этой мысли – тотчас упал в обморок, и затем обмороки стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы, к которой он приложился. И он сделался бесноватым и скоро умер... То же самое может произойти и с нами, если будем воспринимать обильные чудеса Божьи как признак угодности своей молитвы. Отношение к чуду в Православной Церкви всегда было очень осторожным. Святые отцы говорили, что ни в коем случае нельзя добиваться чуда, стремиться к нему. Между тем в нынешней России есть одно явление, порождающее у многих православных смущение и сомнение. Начиная с 99-го года в одной из келий Свято-Введенского монастыря в Иваново начали мироточить почти все вносимые туда иконы. Об этом загадочном явлении подробно писали, побывавший там корреспондент газеты «Вера» Игорь Вязовский и другие издания. В среднем с начала этого чуда ежедневно как бы «производится» 23 мироточивых иконы. И сама келья стала местом паломничества. И вот приезжает народ разный... Спрашивается, зачем?

Зададимся таким вопросом: а зачем, собственно, верующему мироточивая икона? Или ему недостаточно для молитвы икон обычных? Или он полагает, что такая икона лучше оградит его жилище от бед? Как тут не вспомнить образки в киосках с надписями «помогает от глазных болезней», «помогает на экзаменах» и так далее. Очевидна ценностная подмена. Человек едет в монастырь не за святостью, а за чудом. Не для прощения грехов, а для зарядки своей иконы – как недавно заряжали воду перед экранами телевизоров. Вожделенная цель такого паломничества – таинственная келья в этом монастыре – как-то разительно напоминает комнату из фильма «Сталкер», в которой исполняются желания. Но разве можно относиться так к чуду? Есть хорошее определение: «Истинное чудо всегда есть свободный дар абсолютно свободного Духа Святого, всегда направленный на то, чтобы привлечь людей к единосущному с Ним Слову Божьему». Оккультные же, ложные чудеса в большой степени зависят от произвола и желания тех, кто таковых чудес жаждет. Будем твердо помнить: «гарантированность результата» непременно есть свойство оккультных, бесовских воздействий. А мы же видим другое: у таких паломников происходит какой-то сдвиг в сознании, люди забывают, что каждый православный образ свят, каждая икона в доме в каком-то смысле чудотворна, потому что обращает нашу молитву к Первообразу, в мир горний.

В то же время сейчас уже нет никаких сомнений, что большинство мироточений, происходивших в последние десять лет, – это явные, настоящие знамения Божьи. Сегодня чудеса еще длятся, и не видно, чтобы они шли на убыль. Сколько продолжится это небывалое знамение? Принесет ли оно плоды? Или долготерпение Божье будет исчерпано, и чудеса будут от нас отняты – как оказался сокрыт Монреальский образ Божьей Матери после мученической кончины его хранителя Иосифа Муньоса?

То нам не ведомо.

Записал М.СИЗОВ

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска. О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru