ПОДВИЖНИКИ

БИТВА ЗА МАЛОРОССИЮ

     Как уже сообщалось, на только что состоявшемся Архиерейском Соборе РПЦ был поднят вопрос о придании Украинской Церкви МП статуса автономии, по примеру Японской Церкви. Чем же закончились дискуссии? Их участник с украинской стороны архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан заявил следущее: «Собор подтвердил статус широкой автономии для Украинской Православной Церкви, с правами более широкими, чем обычно предоставляется автономной Церкви. То есть украинские архиереи сами избирают предстоятеля, учреждают новые епархии, поставляют свой епископат. И, конечно, в соответствии с каноническими нормами, Патриарх Московский благословляет наши деяния вместе с освященным собором. Так что все прошло согласно каноническим нормам. Все решения принимались в духе свободной дискуссии, братским согласием, единство Церкви соблюдено, сохранено. И вместе с тем для Украины предоставлены широкие права для развития ее внутренней жизни, за что мы все очень благодарны Его Святейшеству».

     Официально же, как надо понимать, статус не изменен. Что это значит для православных украинцев, можно понять из следующего обзора.

     В последние месяцы резко ухудшилась ситуация на Украине.

     23 июля волнения произошли в Киеве. Как сообщает агентство Православие-2000, в День памяти преподобного Антония Печерского 200-250 националистов, возглавляемых депутатом парламента Олегом Соскиным, попыталась ворваться в Киево-Печерскую лавру. Они требовали создания Поместной Украинской Церкви, хотя едва ли в толпе было много верующих, и уж точно никого, кто принадлежал бы к канонической Матери-Церкви. В адрес действительно православных людей раздавались оскорбления. Их называли «азиатами» и призывали убираться в свою Москву, не осквернять украинскую землю своим присутствием. Силами милиции штурм удалось отбить, но цель нападавших в том, собственно, и заключалась, чтобы произвести как можно больше шума.

     Эта акция стала, быть может, самым зрелищным, но не самым энергичным шагом со стороны врагов Русской Церкви. Ватикан, в лице структур, курирующих Украину, Вселенский патриарх Варфоломей, глава Украины Леонид Кучма и президент США Билл Клинтон – все они вдруг нашли общий язык и развили бурную деятельность в пользу незалежного украинского православия. Какое дело Клинтону до православия, вообще непонятно, но он не преминул встретиться в Киеве с лжепатриархом Филаретом Денисенко.

     Старт этому марафону дал на Рождество президент Кучма, призвав украинцев к созданию национальной Церкви, в которую без покаяния смогут влиться все раскольники-автокефалисты.

     И началось.

Стамбул переходит в наступление

     Особенно неприятно участие в происходящем Вселенского Патриархата.

     Как сообщает журналистка Клара Гудзик из киевской газеты «День», «...вселенский патриарх Варфоломей I открыто высказал свои намерения содействовать объединению украинского православия и предоставлению ему канонического статуса автокефальной, т.е. независимой поместной церкви, равной среди 14 других Православных Церквей мира.

     Этим благородным, исторически оправданным намерениям энергично сопротивляется Московский Патриархат (МП)... Патриарх Варфоломей I, ссылаясь на историю, отвечает, что Украина является его канонической территорией (? – ред.), и он имеет полное право предоставить ей независимость».

* * *

     Некогда в Константинополе была маленькая провинциальная кафедра. Со временем она по праву стала первой среди равных. Но после гибели Византийской империи и переименования Константинополя в Стамбул патриархи этого святого града оставались вселенскими лишь по инерции.

     Уже тогда многие понимали, сколь эта инерция опасна. Слишком велико было влияние на крохотный, беззащитный Фанар (в стамбульском квартале с этим названием расположена резиденция вселенских патриархов) со стороны католиков, турок, да практически всех, у кого имелось достаточно сил и средств.

     Достаточно вспомнить, как во времена крушения Византийской империи греки заключили унию с Ватиканом. Так как русские епархии подчинялись тогда Константинополю, нас просто поставили в известность, что отныне мы с латинами принадлежим к одной Церкви.

     Как могли отреагировать на это известие потомки воинов, которые на льду Чудского озера с оружием в руках отбили попытку Папы Римского взять их под свой омофор? Догадаться нетрудно. Митрополита, который привез «радостную» новость и собрался нами править, под белы рученьки с Руси проводили.

     Когда греки разорвали унию с Римом, мы с ними постепенно помирились, но настояли на том, что Русская Церковь должна стать поместной. Однако прощание с Фанаром обошлось едва ли не дороже, чем подчинение ему. Попытка греков вернуть власть над Москвой привела к одной из самых страшных трагедий в русской истории – Расколу.

     Временами патриархами в Константинополе становились замечательные и даже святые люди, которые предпочитали измене православию смерть. Но опасность, что Фанар вновь подпадет под чуждое влияние, сохранялась постоянно.

     Что и произошло после революции в России. Лишившись поддержки русских царей, Фанар начал превращаться, по словам публициста Кирилла Фролова, в «троянского коня» православия. Была предпринята попытка отказаться от юлианского календаря. Она удалась в Румынии, Греции, Финляндии. Православных финнов фанарцы буквально вырвали из Русской Церкви, изгнали нашего епископа и поставили своего, развязавшего жестокое гонение на противников нового стиля. Особенно пострадала при этом братия Валаамского монастыря.

     Одновременно Патриарх Мелетий начал насаждать экуменизм в формах, противных православному учению, но самым поразительным его шагом стало признание обновленцев, этих революционеров в рясах, которые по инициативе ЧК пытались разрушить Русскую Церковь.

     Возможно, этот поступок Мелетия объясняется тем, что большевики в начале 20-х годов очень тесно дружили с турецким правительством.

* * *

     Сейчас над Вселенским Патриархатом шефствуют Соединенные Штаты. Поэтому не удивительно, что после встречи Клинтона с бывшим архиереем РПЦ Филаретом Денисенко Патриарх Варфоломей заявил, что готов принять Филарета в общение и снять с него анафему, наложенную Русской Церковью.

     Почти десять лет Патриарх Варфоломей приближается к шагу, который может привести к самому страшному расколу в Церкви после разделения с Римом. Отношения между Москвой и Константинополем и без того напряжены до предела. Ведь, начиная с Патриарха Мелетия, Фанар пытается подчинить себе весь православный мир, прибегая подчас к самым грубым и неканоничным методам.

     И это, кстати, приводит иногда к неприятным для Вселенского Патриархата последствиям. Вот свежий пример. Одной рукой Фанар пытается сейчас создать Эстонскую Церковь, отнимая приходы у Московской Патриархии, – а другой вынужден подавлять сопротивление «монашеской республики» Афон, находящейся в его каноническом подчинении и протестующей против все более явного отступления Патриарха Варфоломея от православия.

* * *

     Что касается Украины, то ее переход под контроль Вселенского Патриархата мог бы стать звездным часом для Фанара. Ведь речь идет о десятках миллионов верующих, второй по значению после России православной стране. Проблема для Патриарха Варфоломея заключается в том, что абсолютное большинство украинцев сохраняет верность Русской Церкви.

     Именно потому Константинополю приходится действовать через раскольников, и весьма грубо. Достаточно вспомнить, что в 1995 году Константинополь принял в общение «Украинскую Православную Церковь» (США).

     Канонический абсурд заключается здесь в том, что иерархия псевдо-УПЦ и подчиняющейся ей УАПЦ (одной из раскольничьих группировок на Украине) ведет свое происхождение от священника Василия Липковского, выдвинутого в начале 20-х годов чекистами. Так как ни один епископ не пожелал принять участие в этой афере –создании Автокефальной Украинской Церкви, раскольники пошли на отчаянный, немыслимый шаг. Липковского посвятили в епископы... миряне и священники. Оттого и получили автокефалисты имя самосвятов. С таким же успехом Патриарх Варфоломей мог принять в общение последователей Виссариона из Минусинска.

     Этот беспредел грозит разрушить весь канонический строй Православной Церкви. И хочется особо подчеркнуть, что проблема не исчерпывается тем, кто в чьей находится юрисдикции. В X-XI веках Римская Церковь разошлась в духе с православием, и лишь после этого последовало юридическое разделение. И вот сегодня судьбу Рима повторяет Вселенский Патриархат. Ему все более свойственны становятся тяга к непомерной власти, страсть к нововведениям, склонность к ересям.

Сопротивление

     Следует пояснить, почему ситуация так обострилась именно в этом году. Дело в том, что украинские националисты и Фанар рассчитывают, что их шантаж повлияет на Архиерейский Собор, подготовка к которому заканчивается сейчас в Москве.

     Однако их усилия могут дать результаты, обратные задуманным. Центры сопротивления возникли по всей Украине. Возьмем, к примеру, Одесскую епархию, возглавляемую архиепископом Агафангелом (Саввиным). Его клирики открыто говорят, что отрицательно относятся не только к автокефалии, но и в будущность самостийной Украины не верят. Как заявил недавно о.Римко (имени не знаем – ред.), преподаватель Одесской семинарии, «только возрождение Российской Империи спасет эту землю. Ведь Одесса и Украина в целом – составные части империи...»

     Как сообщается в доносе газеты «День»:

     «С середины 1998-го по благословению руководства епархии начинает выходить православная газета «Справедливость», по-большевистски непримиримая к «инакомыслящим» и фанатично «невосприимчивая» ко всему, что связано с украинской государственностью, – от языка и обычаев до национальной символики и самой власти. Параллельно собираются антиукраинские собрания, у храмов распространяются листовки против руководства Украины. Не жалеет епархия средств на организацию автобусных «крестных ходов», включая и так называемые «ночные», с привозимыми из России «миротворящими» ликами, в том числе иконы «святого благоверного Царя-мученика Николая», как уже именует одесское духовенство последнего русского императора».

     Половина здесь вранье – никаких антиукраинских собраний в епархии не проводилось. Но и та правда, которая есть в этом материале, звучит ужасно для самостийников. А вот для всех, кто остался верен Святой Руси, – это музыка.

* * *

     Одесса – не единственный центр противодействия украинским националистам. Чтобы сорвать планы автокефалистов, объединилась значительная группа депутатов украинского Парламента.

     Можно отметить и недавнее послание к Архиерейскому Собору Союза православных граждан Украины. В нем православные миряне умоляют Собор не допустить создания «независимой» Украинской Церкви. Говорится:

     «Это приведет к латинизации Церкви на Украине, отступлению от Священного предания, веры Отцов, экуменическому соединению с неправославными и нехристианскими религиозными течениями, со «всеми людьми доброй воли» и, в конечном итоге, к принятию всемирной религии антихриста. Если Москва отдаст Киев, то она и сама не устоит – тогда станет невозможным то воссоздание Святой Руси, которое предсказано святыми угодниками Божиими русскими последних времен.

     Осознавая все это, мы просим Архиерейский Собор проявить твердость и непреклонность и встать на защиту нашей святой веры на Украине.

     Еще просим отменить духовно и исторически неоправданное наименование Украинская Православная Церковь Московского Патриархата и возвратить ее истинное, Богу ведомое имя – Русская Православная Церковь».

     В этом же письме православная общественность Украины просит Собор прославить мучеников, которые пали от рук австрийцев, мазепинцев, униатов, бандеровцев – потому что отказались предать Русскую Церковь.

     В их числе:

     – священномученика Максима Сандовича, священника и духовного лидера карпато-русского народа лемков, зверски убитого австрийскими властями в 1914 году. Священномученик преставился со словами: «Да живет Святое православие, да живет русский народ».

     – Схиархимандрита Алексия (Кабалюка), скончавшегося в 1947 году, выдающегося карпато-русского миссионера, благодаря подвижническим трудам которого около миллиона карпатороссов вернулось из унии к вере отцов – Святому православию. Убедительным доказательством святости отца Алексия является обретение его нетленных мощей в феврале 1999 года.

     – Протопресвитера Гавриила Костельника, убиенного в 1947 году бандеровцами за верность Православной Церкви...

     – Митрополита Киевского Алексия (Громадского), убиенного бандеровцами в 1943 году за верность Русской Православной Церкви и противодействие автокефалистскому расколу.

* * *

     Результаты сопротивления налицо. Как сообщает запорожская газета «Летопись православия», в конце июня глава Украинской Церкви (МП) митрополит Владимир (Сабодан) в категорической форме заявил президенту Кучме, что с раскольниками объединяться не станет. В том случае, если будет создана «Единая поместная...», Украинская Церковь будет распущена и в качестве отдельных приходов останется в Русской Церкви.

     Кучма был по-настоящему напуган такой решимостью, потому что за митрополитом Владимиром стоит примерно 60-65 процентов жителей Украины. Президент заявил, что утопические планы созыва совместного с раскольниками Собора исходили не от него.

     Это, мягко говоря, не совсем так, ну да ладно. А вот что планы были утопическими – чистая правда. Где-то в недрах президентской администрации родился недавно выдающийся по своей нелепости проект. Митрополиту Владимиру (Сабодану), псевдопатриарху Филарету Денисенко (УПЦКП) и лжеархиепископу Игорю Исиченко (УАПЦ) было предложено сложить с себя полномочия и принять участие в выборах главы «Единой поместной...».

     После заявления Кучмы эта идея еще агонизировала какое-то время, Патриарх Варфоломей звал малороссов на встречу в Швейцарию, но в конце июля «Единая поместная...», кажется, приказала долго жить.

     Самое непонятное во всей этой истории – молчание и бездействие Московской Патриархии, хотя журналистка Клара Гудзик и заявляет обратное. Вопрос о предоставлении УПЦ автономии, скорее всего, уже решен.

     Автономия – не автокефалия, но, тем не менее, еще один шаг в этом направлении. Такое впечатление, что наш Синод утрачивает интерес к тем территориям, где не имеет поддержки со стороны местной власти. Это можно объяснить деликатностью, но уместна ли она, если речь идет о сохранении Руси в ее, освященных кровью мучеников, пределах.

Г.ДОНАРОВ

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска. О свт.Стефане .О редакции.Архив.Почта


     eskom@vera.komi.ru