ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ

 

Скрытые от мира

     28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, в Псково-Печерском монастыре встречали главный свой престольный праздник. Как и всегда, на праздник приехало множество народа, причем не только из России. Обитель эта прославилась далеко за пределами нашего Севера – посоветоваться со старцами едут сюда из Франции, Америки, даже Австралии. И кого только не было в длиннющем крестном ходе, который традиционно на праздник обходил с чудотворной иконой вокруг монастыря. Наверное, неприметной была бы в этой толпе народа героиня очерка, первую часть которого мы печатаем в этом номере. Она обыкновенная русская женщина, со своими невзгодами, искушениями и маленькими радостями. Но ей довелось стать духовным чадом старца схиигумена Саввы, а потом и о.Иоанна Крестьянкина, чего, конечно, не каждый из приезжающих удосуживается.

     В связи с этим можно вспомнить одну историю. Как-то финскую делегацию водили c экскурсией по монастырю, рассказали обо всех святынях, потом накормили гостей вкусным обедом, напоили монастырским квасом. Все были удовлетворены. Но под конец один финн заявил: «И все-таки космонавты на небо летали, а Бога там не нашли!» На что отец-архимандрит ему ответил: «Такая беда может и с вами приключиться – в Хельсинки бывали, а президента не видали». Бог открывается только тем, кто в этом действительно нуждается. И к старцам, угодникам Своим, Господь pskv2.jpg (6978 bytes)также приводит по промыслу – тех людей, кому действительно нужно укрепление Свыше или же, напротив, отповедь – для вразумления.

     «Печерским» монастырь называется не только из-за своих знаменитых пещер, но и потому что сам он находится как бы в пещере – в большом и глубоком овраге (на снимке слева – вход, ведущий туда). Также в песке выкопана и главная здесь, Успенская церковь – древнейшая в обители. В ней и происходили основные события этого очерка.

СТАРЦЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

     Меня Господь привел к Себе, когда я стала болеть. Девять раз у меня кровь переливали, кислородные подушки давали, сутки без сознания лежала. Потом пришлось меня на самолете из Болхова в Орел отправлять. У меня был тогда рак крови, женская болезнь, да и психически я стала сильно болеть. Люди посоветовали: «Иди в церковь». Пришла я к о.Виктору – настоятелю нашего Успенского храма – и рассказала ему все. А он мне и говорит: «Езжай в Печерский монастырь, там есть старец о.Савва, он тебя, даст Бог, вылечит». Только произнес он эти слова, меня так и отбросило в сторону. Стала я задумываться. И вот однажды сижу я в больнице на коляске, глянула в окно на церковь Троицкую и взмолилась: «Господи, исцелил бы Ты меня, пошла бы в церковь работать, полы бы мыла, лишь бы мне выздороветь». Дала обет Богу, а все не шла в храм. Сил не хватало. Посижу, бывало, немножко в церкви – тяжело, «Отче наш» с трудом выучила. Потом стала все-таки себя нудить – понемногу привыкла.

Целебные пирожки

     После этого стало мне полегче, но болезнь, особенно психическая, не отпускала. Слаба я тогда еще очень была, да и ноги опухали. Нашла я себе напарницу, и Бог привел нас в Печеры. Денег же я смогла взять с собой всего 20 рублей. Напарница моя обещала помочь взаймы, если сильная нужда будет. Отец Афиноген, он тогда отчитывал, благословил пожить и походить к нему на отчитку. Стала моя напарница вскоре роптать: «Приехала с деньгами, а из-за тебя не могу ни акафист отслужить, ни молебен заказать». Отвечаю ей: «Делай, матушка, на свои деньги, что тебе нужно, а мне Господь поможет». Оставалось тогда у меня всего пять рублей.

Вскоре повели нас на Святую гору. Передвигаюсь я со своими распухшими ногами еле-еле, задыхаться стала, а другие женщины уже давно впереди идут. Вела меня одна девушка, я ей и говорю: «Иди, милая, догоняй остальных, я тут на лавочке посижу, а потом ты меня обратно отведешь». Сижу на лавочке в саду, кругом мужской монастырь и так мне неудобно стало, что голова сама вниз опустилась. Вдруг слышу – идет кто-то. По шарканью ног чувствую, что кто-то из пожилых людей. Останавливается около меня и говорит: «Ну что, болеешь?» Подняла я голову: передо мною стоит старенький монах. «Болею, батюшко». – «Через аборты все это у тебя, милая, через аборты. На-ко вот тебе яичко и пирожок – съешь в послушание. Съешь – получишь исцеление». И пошел дальше: «На обратном пути я подойду». А я в то время ни яиц, ни молока, ни рыбы не ела. Все-таки решила попробовать и съела.

pskv1.jpg (7586 bytes)
Успенская пещерная церковь

Тут мои напарницы возвращаются. Я посадила их и говорю Паше (это та, с кем я приехала): так, мол, и так, был тут батюшка какой-то и сказал вот так, и подождать велел. Сидим, ждем. Он подходит и говорит: «Ну, как домой-то ехать будешь?» Отвечаю: «Половину можно ехать, половину можно пешком идти». Он продолжает: «Тогда пойдемте со мной в Успенскую церковь». Зашел он в свою келью и выносит 40 рублей. Подает мне 20. Я говорю: «Батюшка, у меня отдавать-то нечем». – «Тебе, – говорит, – отдаю безвозвратно». Паше тоже подает, а она отказывается: «Не надо, у меня есть». Тогда он и говорит: «Приедешь домой, свечи будешь ставить». Взяла она. Благословил нас, и в храм отправил. Иду я, и не знаю, по земле иду или по воздуху – такая на душе радость от общения с этим старцем.

Переплавка

     Пришли мы в храм, смотрим, а этот старец, уже в облачении, вышел и говорит проповедь. «Был у богатого человека пир и уронил он на пол серебряную тарелку. Погнулась тарелка. Думает: «Жалко выбрасывать, все-таки серебряная. Отдам-ка я ее мастеру». А тот что с нею делает? Через огонь переплавляет и делает такою, как она была. Так и вы своими болезнями от грехов очиститесь и получите исцеление. Только потом не грешите». Так мы и узнали, что это был о.Савва. Подошла я к нему и попросилась в духовные чада. Слава Богу, взял он меня, грешную. По болезни моей сказал он мне, что надо пить святое масло из лампады чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской и святую воду утром и вечером. Через месяц пришла я в больницу на проверку, а рака-то нет. Мне говорят: «Мы не могли ошибиться! Чем лечилась, ведь болезнь очень серьезная?» – «Господь помог». В общем, так мне и не поверили, что-то там в истории болезни переделали, и получилось так, что как бы и не было у меня рака крови».

* * *

     Здесь я хочу остановить повествование Марии Кузьминичны и рассказать следующее. Недели через две после знакомства с этой женщиной попала мне в руки книга с таким названием: «Схиигумен Савва. Семена слова для нивы Божией». Так промыслительно произошло и мое знакомство со «старцем-утешителем», как многие называли о.Савву. Много полезного для своей души я там почерпнул. Прочитал также слова, которые, как я твердо убежден, относятся к Марии Кузьминичне и ее дальнейшей судьбе. Это записано со слов батюшки Саввы. «Одна побывала у нас в обители и поступила ко мне в духовные чада. А сейчас пишет письмо, что вся семья просится в духовные чада, а там у них дети. Я детей люблю, надо их взять. Некоторые ставят мне в упрек: «Вы любите детей, а монаху не подобает с детьми возиться, чтобы это не наводило его на мысль о семейной жизни». Видите... «детей любите»! А как же их не любить? Христос любил детей, все Его последователи тоже любили детей. И мы, последователи Христовы, тоже должны любить детей. Да кто детей не любит? Люди по форме рассуждают и осуждают, а нам надо идти только благочестивым путем». Вернемся теперь к судьбе Марии Кузьминичны.

Обращение в алтаре

     «Когда я о церкви стала думать, то детишек у меня было уже шестеро – мал-мала меньше. Первый муж у меня умер, и осталась я одна с сыночком Сашей. На Украине это дело было. Потом встретила другого человека, поженились, Бог дал еще пятерых детишек. А Саша-то в детстве у меня отличался от других ребятишек. Он предвидеть и предсказывать мог. Куда мне идти, что купить, с кем не стоит встречаться,... Так и говорил: «Туда сегодня не ходи. Случится неприятность или еще что будет». Перед армией стал курить, выпивать, а после армии вообще Церковь возненавидел. Стал совершенно другим человеком. Если что я стану говорить за церковь, бывало, даже я и не напоминаю... – видеть и слышать не мог. Принесу святую воду в дом, добавлю немного в пищу – есть не станет. Уйдет есть в столовую. Не мог есть, что готовлю с молитвой. Стала я это старцу говорить, а он говорит: «Не переживай, он сам по себе придет. Он на тебя только злится, когда ты ему святости добавляешь или говоришь». Задумали мы его свозить в Печеру. А как свозить, он меня видеть не мог. «Еду домой, думаю, что сейчас поговорю с матерью, а как увижу – злость появляется». Младший сын, подполковник, вызвал нас в Рязань, там и Петя был, и дочки. Мы с дедом из Болхова поехали. Дети мне и говорят: «Знаешь что, ты не разговаривай с Сашкой и близко к нему не подходи». Витька (младший) говорит: «Смотри не испорти, я его уговорю, доедем до Печер». – «Ладно». А Саша даже на жену злился, когда она со мной разговаривала. Уговорили его. Едет в Печеру весь такой раздраженный, а потом он у нас там пропал. Была всенощная в Михаило-Архангельской церкви. Глянула – его нет. Мы все между собой: «Шу-шу-шу» – пропал Сашка. Нету. Потом мы смотрим, а он выходит из алтаря. «Господи помилуй, как это получилось?» Митрополит Иоанн покойный (Снычев – ред.) увидел его и зазвал в алтарь. Благословил его... что он там делал – не говорит, улыбается. «Я был у митрополита, он меня пригласил». И повенчался он с женой в тот раз, а о.Савва дал иконочки. И курить, и пить бросил. Какая чудесная великая сила у старцев, как человек изменился! Он же церковь видеть не мог. С тех пор у него мать опять на первом месте».

Дела житейские

     Со вторым супругом пришлось мне повоевать. У него же за плечами голодное детство, война – тяжело было его к Богу повернуть. Погибала семья. Что греха таить – все было, поэтому и скандалила я с ним. Вернулся он однажды после скандала домой и говорит: «Я все брошу, хочу жить в своей семье». Поехали мы в Печеры. Сидим по приезде в приемной келье – ждем. Заходит тут о.Савва, меня, как обычно, бросило на пол, а он и говорит мужу: «Не веришь, что есть Бог, а ведь она через тебя страдает». Сбрызнул меня батюшка святой водой – полегчало, но после таких потрепок все равно разговаривать не могла. Батюшка стал говорить с мужем, затем оборачивается ко мне: «Не расстраивайся, все будет хорошо». Потом мужу: «Видишь, не так трудно было сюда приехать. Дорогу ты теперь знаешь – приезжай». Муж-то, когда увидел, как меня корежит, потом даже прощения просил. Но все равно приехал домой и опять за свое: «А что мне твой Бог!» Я ему: «Ну-ка, голубчик, убирайся отсюда». Собрался он, тут дочь Татьяна приехала из Рязани. Училась она тогда в радиотехническом институте. Узнала, что у нас такая неприятность, и говорит: «Поехали, папа, я тебя посажу на поезд до Печер – надо тебе там пожить». Пробыл он там 10 месяцев. Совсем другим человеком приехал: не пьет, не курит, в церковь стал ходить. Потом пригласили его в Рождественскую церковь. Так и работает пономарем. Сейчас плохо что-то у него со здоровьем, возраст все-таки, уже 77 лет. Слава Богу за все. Как пишут, что христианская жизнь – это война, борьба. Вот и боремся.

pskv4.jpg (8035 bytes)
Схиигумен Савва

Каждому свое

     Раз мы с мужем приехали к батюшке по какой-то нужде, а денег-то только на дорогу. Дома ничего нет. И дает мне о.Савва 100 рублей – это как раз нам прожить месяц. Он тогда (муж) приехал из Печер, я еще не работала, жить было нечем. Деньги дает, гостинцы: апельсинчики, просфорочки. И стыдно брать, а что делать... Стою и думаю: «Придется мне, наверное, всю жизнь побираться». Дает-то все мне. А батюшка как мысли мои прочитал: «Что я вам даю, ни в чем у вас нужды не будет. Ни в деньгах, ни в сластях». Протягивает муж руку за деньгами, о.Савва ему и говорит: «Это грязь. Тебе не надо. Ты просфоры бери».

Чистая душа

     Приехала я однажды в Псково-Печерский монастырь, прослушала общую исповедь в Успенском храме и хотела подойти под разрешительную молитву, а нечистый не пускает меня. Бросило меня на пол, поднять никто не может, катает по полу, корежит. Бесов-то во мне легион. Бывает, что и пять мужчин не могут к чаше на причастие подвести, только монахам это было под силу. Откуда и сила во мне бралась – не знаю, весу во мне 45-50 кг – не больше, как говорят: «Кожа да кости». Мытарит меня на полу, а около батюшки Саввы, как обычно, стоят дети, вот он и говорит: «Надюша, иди, приведи тетю сюда». А девочке той не больше пяти лет. Я лежу и думаю: «Что же он ребенка посылает, ей же не справиться»? Подходит эта Надюша ко мне, берет за руку, я... спокойно встаю и иду за ней к батюшке. Покрыл он меня эпитрахилью, прочитал разрешительную молитву. Отошла я от него, а бес во вне и проговорил: «В лице ребенка ее Спаситель вел, повязали меня, а то бы я вам показал». Подошла я прикладываться к иконе Божией Матери Успение, батюшка Савва тоже приложился и говорит мне: «Получишь исцеление, а сейчас тебя нельзя исцелять – Бога забудешь».

Непослушание

     Стою на исповеди в Успенском храме. Народу, как обычно, много. И вот подходят к о.Савве молодые муж и жена с маленьким ребеночком и говорят: «Батюшка, у нас ребеночек покрылся чешуей». О.Савва посмотрел на них и говорит: «Я вам как сказал? Родится у вас мальчик, назовите его Саввой, а вы назвали Николаем. Ну вот Господь и наказывает вас. Вы что, не хотите, чтобы у вас был святой?!» Потом взял младенца на руки: «Савва, Савва, тебя Николаем назвали, вот и страдаешь теперь за родительский грех». Оборачивается к родителям и говорит: «Родится у вас еще мальчик, НАЗОВИТЕ его Саввой. Тогда этот грех снимется с вас».

Не поверила

     Был случай такой. У дочери скоро свадьба, а ехать нужно было в Тамбовскую область. Я уже работала тогда псаломщицей, и что-то мне не хотелось ехать. Муж поехал к о.Савве взять благословение на поездку. А батюшка так благословил: «Ты (мужу) езжай домой, а она пусть едет. Без тебя там управятся». Пришлось мне ехать. Какая там свадьба была – это ужас! Зять чуть не зарезался, дочь получила одержание, сама себя за голову хватала: «Спасите меня...» Пятеро суток мы держали ее. У невестки тоже что-то стало твориться с головой. Стали мы Валю кропить, а нечистый кричит: «Я хотел сделать, чтобы на этой свадьбе было четыре гроба. Не получается, кто-то сильно молится за вас». Сделала нам это все одна женщина, видимо, она колдовать умела. Когда Валя была не «в себе», мы один раз услышали такое: «Это женщина рано утром первая придет на второй день свадьбы». Так оно и получилось. Когда такая «картина» у нас получилась, Петр (сын – ред.) утром чуть свет командует: «Собирайтесь все, поехали домой». – «А как же свадьба»? – «А кому тут свадьбу гулять! Ихних почти никого нет, а наши все лежат. Что, хотите трупы отсюда вывозить. Поехали». Взяли старшего на руки – и в машину, Валю – так же, невестка кое-как сама села. Я тоже вся на нервах. Сели. И жених поехал. «Мы невесту забираем, чтобы покойницей не стала». Забрали дочь свою и поехали. Им было тяжело и обидно, что так получилось. Приехали в Рязань. Еще один сын с работы отпрасился, дочь, зять – поехали в Печеру. Приехали в монастырь. О.Андриан как раз отчитывал. Это когда о.Савва совсем старенький стал, то благословил нас, в случае крайней нужды, обращаться к о.Андриану. Зашли мы в Никольскую церковь. О. Андриан как будто почувствовал: поискал глазами, оглянулся (они старцы – провидцы) и поманил нас к себе. Взял сразу Валю за плечи и говорит: «Валя, дочка, что с тобой случилось?» – «Да вот, батюшка (он ее уже закрестил, и она смогла разговаривать), я маме не верила. «Там такая-то больная была»,– это мне мама раз рассказывала, а я не поверила: «Когда испытаю на себе – тогда поверю». – «Что ж ты, Валюша. Сама этим разрешила ему в себя вселиться. Птенчик ты мой. Ну, ладно, будем молиться». Стало ей там получше.

Духовные семена

     Мы по-прежнему сидим с Марией Кузьминичной в гостиной их деревянного дома, построенного в начале 80-х годов по благословению о.Иоанна Крестьянкина. Перед началом строительства было у них с мужем всего 100 рублей денег да благословение старца. И ведь построили. Мария Кузьминична показывает мне простую школьную тетрадку, где назамысловатым, бесхитростным языком записаны ее воспоминания о тех старцах, с кем свел ее Господь. Что успела сохранить память, что догадалась записать после разговора, после проповеди. Вот лишь немногое из того, что я прочитал.

     «Из завещания, составленного схиигуменом Саввой в 1977 году. «Преклонный возраст и болезни предвещают мне близкую кончину, мое переселение от временной жизни в жизнь вечную. Перехожу в иной мир с надеждой на помилование предстательством Пресвятыя Богородицы и всех святых, высшим для себя служением почитал быть рабом всех православных христиан. Воистину, возлюбленные отцы и братья во Христе, не было и нет в моем сердце огорчения ни на кого из вас. Я с любовью прощаю всем все, простите и вы меня, недостойного, искренне любящего вас. Прошу вас, сотворите любовь, не лишите меня последнего благодеяния – ваших святых молитв о мне ко Господу. Если я обрету у Господа дерзновение, то надеюсь ходатайствовать перед Ним за всех вас и особенно за тех, кто будет поминать меня в молитвах».

     (Скончался схиигумен Савва 27 июля 1980 года и похоронен в Богом созданных Пещерах при Псково-Печерском монастыре – ред.).

     «По природе своей мы падки на грех. Забываем часто и уклоняемся с правого пути, идем уже на поводу у злой силы, живем в угоду своих страстей, питая самоцен, самомнение, тщеславие. И как бы по принуждению заставляем себя благоугождать Богу, а Господь хочет, чтобы мы с охотой ему работали. И вот наши скорби, болезни, испытания – это уздечка, посредством которой Господь направляет нас на истинный путь спасения, смиряет нас».

     «Если мы не обличим себя здесь, то будем обличены на Страшном Суде. Самооправдание – великий грех. Никого не надо винить в своих падениях. Признаем только себя виновниками греха, свою злую волю и не надо стыдиться открывать свои мерзости. Надо жертвовать всем для чистоты и святости нашей, только бы не погибнуть! И блудницы могут стать праведниками, нужно только искренне каяться и не грешить больше. Как можно чаще повторяйте молитву старца Силуана: «Господи, ты видишь мою болезнь, ты знаешь, как я грешен и немощен, помоги мне терпеть и благодарить твою благость».

     «Грехов у нас много, а милосердия у Господа – бездна! Когда душа освобождается от грехов, тогда она делается чистой, светлой, благородной. После таинства крещения душа человека делается светлой, ароматной, красивой, любвеобильной, но мы не жалеем ее и своими пороками снова омрачаем свою душу, покрывая ее мраком и смрадом».

     «Если читать канон Кресту и целовать свой крестик с Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, освети меня светом Креста Твоего, удали от меня эту нечистую силу, которая меня мучает», то этот свет проникнет в вашу совесть, сердце, душу, характер и вытеснит злую силу – одержимость и, по неотступности, через 2-3 месяца самый одержимый человек может стать здоровым».

     «Мы все стараемся доказать свою правоту, не хотим осознать свои греховные наклонности. А если перестанем оправдываться и будем благодушно терпеть все напраслины, то Господь покроет нас Своею благодатию».

     Не перескажешь за один раз долгую жизнь Марии Кузьминичны. «Жизнь прожить – не поле перейти». Были в этой жизни и встречи с о.Петром Чельцовым, о.Георгием Коссовым (Чекряком), о.Иоанном Крестьянкиным... Не для всех знакомы эти имена. Но в Орловской и Печерской области верующие люди обращались и обращаются к этим старцам в трудную минуту жизни. И их святая молитва, Покров Божией Матери ограждали и спасали страждущих.

     Но обо всем этом – в следующем номере.

И.ВЯЗОВСКИЙ

Фото из архива редакции и Ю.Бирюкова (2000)

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru