РАСКРЫТОЕ
ЕВАНГЕЛИЕ

СПОР О СУББОТЕ

Между законом и благодатью

     В Иерусалиме близ Овечьих ворот, через которые прогоняли агнцев для заклания в Храме, долгое время находилась купель, называемая Вифезда, что значит Дом милосердия. Это пятиугольное каменное здание с портиками пережило разрушение Иерусалима, паломники описывали его еще в IV веке по Р.Х. К нему вели пять крытых проходов, где обитали люди, страдавшие неизлечимыми заболеваниями, – слепые, сухорукие и т.д. Как читаем мы в 5-й главе Евангелия от Иоанна,

     ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал.

     Купель именовалась Домом милосердия, но как мало любви к ближним и даже простого чувства справедливости царило в этом месте! Об этом свидетельствует история расслабленного, который 38 лет лежал неподалеку от источника, не имея возможности броситься в него. И не находилось никого, кто вызвался бы помочь ему.

subbota.jpg (23127 bytes)

     Вспомним о другом расслабленном, который в Галилее с помощью друзей сумел пробиться к Сыну Божьему. А вот у Овчьих врат мы – случай прямо противоположный. И тогда Христос сам направился к страдальцу. Вдумаемся в вопрос, который задал ему Спаситель:

     Хочешь ли быть здоров?

     То есть больной настолько отчаялся в своем выздоровлении, что лежал, скорее, по привычке. Почему же именно его решил исцелить Господь? Потому, наверное, что другая боль, гораздо более мучительная, терзала расслабленного. Он утратил веру в людей:

     так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

     Какое горькое одиночество! Раз за разом больной подползал к источнику, но его отпихивали те, кто прекрасно знал о праве расслабленного на первенство. А ведь исцеления происходили чудесным образом. Они должны были напоминать людям о необходимости быть милосердными. И здесь мы видим, как правая вера вырождается в язычество, когда люди начинают взирать на Господа как на силу не добрую и не злую, а, скорее, равнодушную. Тень мертвой веры накрыла расслабленного. Но когда надежда покинула страдальца, его посетил, наконец, Человек – сын Девы из Назарета, и явился несчастному Бог. Сын Божий и Сын Человеческий Иисус Христос произнес:

     Встань, возьми постель твою и ходи.

     Едва больной поднялся, Спаситель уже удалился, зато набежали законники. Почти сорок лет они не обращали на болящего никакого внимания. Но стоило ему выздороветь – набросились, как коршуны, со словами, что в субботу нельзя носить постели. Узнав, что он сделал это не по своей инициативе, они продолжили допрос.

     Как пишет блаженный Феофилакт: «Вот смысл злобы! Не говорят, Кто исцелил тебя, но Кто повелел нести одр твой».

     Спасаясь от богоборцев, исцеленный скрылся в толпе, пробился в Храм, чтобы возблагодарить Бога, и здесь вновь увидел Спасителя. Позаботившись о телесном здравии, Господь призвал его к покаянию:

     Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже.

     Это, очевидно, еще больше укрепило расслабленного в доверии ко Христу. Кто, кроме Бога, мог знать о том (неведомом для нас) преступлении, которое он совершил в годы своей юности. И если в первый раз исцеленный не мог объяснить иудеям, Кто помог ему, то теперь он уже принародно в радости и простоте своего сердца известил об этом единоверцев.

     Законники же, давно искавшие, в чем обвинить им Христа, злорадствовали. Здесь не нужно демонизировать иудаизм. Целить в субботу дозволялось в случае неминуемой опасности. Господь же исцелил человека, который ждал так долго, что мог потерпеть еще сутки.

     То есть формально иудеи были правы. Но в случае с расслабленным речь шла не о медицинском вмешательстве, воздействии на тело или на психику. Спаситель просто отдал распоряжение больному встать, известив его о выздоровлении.

     На это может быть способен только Бог. И то, что иудеи отвергли с порога эту мысль, очень характерно.

* * *

     За этим стоит одно из самых опасных человеческих заблуждений – верование в спящего Демиурга (Творца). Оно исходит из того, что Бог, однажды сотворив мир, затем отстранился от него, «почил от дел своих». И далее все развивалось уже эволюционным, самодвижущимся путем. Поэтому достаточно лишь исполнять законы, поддерживать порядок в здании, покинутом хозяином. Около трех столетий евреи утверждались в этой мысли. Богоизбранный народ перестал ощущать на себе теплое дыхание Господа, неусыпную Его заботу о всяком человеке. И тем всесильнее становились законы.

     Что же отвечает на это иудеям Спаситель? А они были озлоблены до такой степени, что:

     искали убить Его.

     Сын Божий говорит:

     Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

     «Доныне делает» – вот ключ к разногласиям между Христом и Его ненавистниками, которые, подобно люциферу, вообразили себя движущей силой истории. И мнение о субботе был краеугольным камнем их идеологии. Ведь вспомним, что значит в Ветхом Завете суббота. Это тот «день седьмый», когда Господь, сотворив мир, «почил от всех дел Своих» (Быт. 2,1-3).

     Но что такое покой, когда речь идет о Святой Троице? Обратимся к примеру, дающему отдаленное представление о Божественном покое. Вот мать, родившая долгожданного ребенка. Какая тишина и блаженство нисходят на ее душу! Но где здесь место бездеятельности? Можно лишь восхищаться энергией, содержащейся в материнской любви. Так и Бог, согласно православному учению, покоится в Своей деятельности и действует в Своем покое.

     И потому человеку в память о дне седьмом было заповедано посвящать субботу богообщению, оставив мелочные заботы о хлебе насущном.

Однако иудеи, сами того не замечая, извратили этот завет. День близости к Богу стал для законников каким-то символом богооставленности, бездеятельности, днем, когда должно вспоминать о том, что Бог спит и будет спать до тех пор, пока не придет время вручить награду хранителям Закона. И даже когда Господь въяве предстал перед ними в субботу и, более того, пояснил, что Он «доныне делает», они не уверовали, а

     еще более искали убить Его.

     Напомним, что русская литература начинается с великого «Слова о Законе и благодати», написанного митрополитом Иларионом в XI веке. Без веры в животворящее, неустанное попечение Бога о человеке и мире нет православия.

На снимке: с картины художника Я.Ф.ЦИОНГЛИНСКОГО
«Овчая купель» (1885 г).

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции. Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru