ВЕРА И НАУКА

«ГЛАВЫ ЗМЕЕВ СОКРУШИЛ ЕСИ»

Кто написал церковные песнопения
Рождества и Крещения?

Богословские науки – древнейшая ученая стезя, древнее биологии, математики... Чем сегодня живет это направление научной мысли, какова «кухня» исследователя-богослова – с этим мы решили познакомить вас, дорогие читатели.

Почти год назад в Москве на конференции «Церковные древности» прозвучал доклад, о котором председатель собрания, известный археолог С.А.Беляев, сказал так: «Нам очень повезло – мы стали свидетелями открытия!» Между тем доклад был посвящен теме, в которой, казалось бы, никаких открытий быть не может – церковным песнопениям. Точнее, назывался он так: «Древнейшая палестинская гимнография и проблема творчества Космы Маиумского». Наш корреспондент взял интервью у автора открытия В.В.Василика, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии.

– Владимир Владимирович, скоро Рождество, потом будут Крещение, Богоявление. Не могли бы вы рассказать подробнее о канонах этих праздников? Насколько я понял, ваше исследование касалось и их?

– Хорошо. Но давайте все по порядку.

damaskin.jpg (10918 bytes)
св. Иоанн Дамаскин

Святой Косма Маиумский, которому приписывают эти каноны, жил в конце VII – первой половине VIII веков. Он был приемным сыном Массура – отца св.Иоанна Дамаскина. Богатый визирь Массур подобрал бедного мальчика из жалости и воспитывал его со своим сыном. Это, как потом увидим, важный момент – именно то, что Косма и Иоанн Дамаскин были почти родственниками, даже больше чем друзьями. Когда Косма подрос, он, как и Иоанн, постригся в монахи и позже стал епископом города Маиум. Видно, что он получил прекрасное богословское образование и был очень духовным человеком. Официально ему приписывается около 30 написанных канонов: Господских праздников (за исключением Пасхи), Богородичных праздников (в том числе канон Богоматери и Успения), святым Григорию Богослову, мученику Мине...

Но вот что заметили исследователи. Эти каноны почему-то очень отличаются друг от друга. Покойный профессор Александр Петрович Кобзарь установил, например, что канон на Воздвижение намного древнее, чем мы думали, а потому не принадлежит Косме Маиумскому. Мне также удалось сделать одну находку.

В Императорской публичной библиотеке Санкт-Петербурга хранится греко-грузинская, дважды использованная, рукопись, на которой поверх одного текста написан другой. Так вот, верхний текст там – грузинская пасхалия Х века, а нижний – Богоявленский канон, написанный по-гречески. Современные исследователи датируют его V-VIII веками, другие считают, что это V-VI века. Я же считаю, что истина где-то посередине – VI век. Почему?

Сначала о составе этой древней рукописи. Как я уже сказал, в ней Богоявленский канон («Крещение, избавление греха...»). Это фрагмент, начинающийся с ирмоса 4-й песни «Услыша, Господи, глас Твой, егоже рекл еси, глас вопиющаго в пустыни, яко возгремел еси над водами многими...» и заканчивающийся ирмосом 9-й песни «Недоумеет всяк язык...» Текст его церковные люди должны хорошо знать, поскольку он часто поется как задостойник на службах Крещения Господня. Затем, после этого канона, идет ряд стихир Богоявления, имеющих соответствие и в грузинской тропологии. А после них стихиры – водосвятная, преп. Антонию, Сретению (в частности, «Укрась Чертог твой, Сионе»), – которые совершенно неизвестны как в грузинской традиции, так и в латинской. И далее идет канон Сретению, которому предшествует акростих «Христа радуися...» А ведь это текст всегда приписывался Косме Маиумскому! Преподобный Косма, как точно известно, закончил земную жизнь в 760 году, а рукопись написана максимум в 500-600-х годах!

Вначале я не поверил своим глазам и попытался свести концы с концами. Засомневался, верна ли датировка этой рукописи. Но ее подтверждает и стиль письма – буквы написаны древним библейским унциалом. Он хорошо известен как по папирусным, так и по пергаментным находкам. Справедливости ради надо заметить, что этот стиль употреблялся и позже, в VIII веке, но это было очень редко и исключительно в декоративных целях. Сами тексты «библейскими» буквами уже не писали.

Тогда я пошел по другому пути. Задался таким вопросом: насколько записанные здесь каноны Богоявления и Сретения соответствуют литургическим и литературным реалиям 500-600-х годов? Исследовав рукопись, открыл следующие вещи. Во-первых, в Богоявленском каноне обнаружились реминисценции из древнейшей иерусалимской гимнографической традиции. В частно-сти, в каноне есть фрагмент, будто списанный с проповеди св. Иоанна II в 383 году на освящение церкви Святого Сиона.

kretch1.jpg (3830 bytes)В рукописи в 4-й песне Богоявленского канона говорится о Божественном благоговении, которое явил Моисей к купине неопалимой, а далее по тексту Иоанн Предтеча говорит Христу перед тем, как крестить Его: «Аще бо крещу Тя,kretch2.jpg (4977 bytes) клеветна ми есть огнем дымящаяся гора, побегшее же море на двое, и Иордан сей возвративыйся вспять». Если упоминание о море и Иордане вполне понятно в крещальном контексте, то речь о Купине Неопалимой, под видом которой Бог явился ветхозаветному Моисею, а также о горе Синай, тут совершенно как бы не к месту. Но вот что читаем в проповеди св. Иоанна II, сказанной, напомню, в 383 году. Он говорит о том, что ветхозаветные события как бы повторяются в новое время, и есть несколько «кругов» таких подобий: «Я познал, что 5-й круг подобен Купине Неопалимой, горе Синаю и Иордану, в котором 12 камней», т.е. 12 апостолов. Теперь догадались?

Каждый раз на Крещенском богослужении мы слышим пение о Купине Неопалимой – и должны представлять себе следующий образ. Вот Иисус Христос приходит на реку Иордан, где Иоанн Предтеча крестит людей. И он пришел сюда не просто как человек, а как Бог. Впервые в земной жизни Иисус является людям в своей истинной ипостаси. Поэтому праздник Крещения и называется у нас БОГОЯВЛЕНИЕМ. Это событие по своей неожиданности и непостижимости сродни тому, как пророку Моисею на горе Синай явился Бог в виде горящего и несгорающего куста – в виде Купины Неопалимой. Наверное, если бы рядом с Моисеем был кто-нибудь другой, он бы не понял, что перед ним Бог. Так же и при Иордане – Господь открылся только Иоанну Предтече. И пророк был поражен: как же он будет крестить Бога?! Ведь это так неестественно, как если бы «Иордан сей возвративыйся», как если бы река побежала вспять...

А вот еще одно удивительное место в Богоявленском каноне. В самом начале его поется: «...и главы змеев сокрушает в воде». Не знаю, водятся ли змеи в Иордане, но это и неважно, поскольку речь тут о твари, пострашнее рептилий, – о ветхом змии, о первородном грехе. Этот образ идет из глубины палестинской архаики. В завете 12 патриархов, в завете Ассира, говорится о Христе, Который придет и главы змеев сокрушит в воде. Вспомним также крещальную, а позднее водосвятную молитву: «Иорданския струя освятил еси, и главы тамо гнездящихся змеев сокрушил еси». Написана она была в 300-х, то есть задолго до св.Космы Маиумского.

Есть еще один древний образ – об огне над Иорданом, явно не принадлежащий св.Косме. Между тем в ирмосе 8-й песни Богоявленского канона мы слышим: «Невещественный огнь восприяти Иордан, и объяти плотию крещаема зиждителя». Эта традиция ведет в глубину времен – к палестинским преданиям I века. В некоторых африканских кодексах, связанных с Диодесом Латинским (латинским кодексом), говорится о том, что когда Христос сошел в Иордан, то воссиял свет неизмерный, так что устрашились все, бывшие у реки. Через Иустина Философа, Ефрема Сирина это предание сохраняется до V века, затем имеет какие-то отголоски в VI веке и окончательно исчезает. И вот совершенно неожиданно появляется в Богоявленском каноне. Все это подтверждает, что автор его не Косма Маиумский, что он намного древнее, чем мы думаем.

– А есть еще подтверждения этому?

– Их очень много. Вспомним ирмос 3-й песни Богоявленского канона: «Крепость даяй царем нашым Господь». Кстати, во многих наших храмах «страха ради большевицкого» поют не «царем нашим», а «людем нашим». Это я говорю с сожалением, потому что коммунистов бояться уже нечего, и можно бы возродить древнее пение. Но вернемся к канону. О каких царях там идет речь? Если бы канон был написан св.Космой, то имелись бы в виду его современники – цари Лев и Константин. Но эти цари были ярые иконоборцы, Косма не мог призывать Господне благоволение на них. Кроме того, у Космы была личная серьезная неприязнь к императору Льву. Как мы уже отмечали, Косма был названным братом Иоанна Дамаскина, их связывала крепкая дружба. И мы знаем, что Иоанн жестоко пострадал от интриг Льва. Иоанну были подброшены письма, из которых следовало, что он якобы собирается сдать византийскому императору Дамаск, и за это Иоанну отсекли руки. Так что не мог Косма воспевать Льва.

– Наверное, есть и другие богословские отличия?

– Да, вообще в этих канонах не встречается современная Косме терминология – эпохи VI Вселенского Собора. Между тем ими полны творения св.Иоанна Дамаскина. Например, в этих канонах нигде не говорится о двух волях и действиях во Христе, а у св.Иоанна эта тема возникает постоянно. Во времена Космы и Иоанна очень актульна была борьба с монофизитством. Но отзвука этого нет в перечисленных текстах. Напротив, как вы знаете, ересь монофизитства умаляла человеческую природу во Христе. А в каноне Богоявления мы слышим: «Огнем конечным крестит Христос человеков, а не Бога мудрствующих его». То есть здесь подчеркивается именно человечество Христа, а не Его божество. Во времена борьбы с монофизитами такое написать невозможно было. Зато раньше, когда православные давали отпор другой ереси – несторианству, это выражение было б к месту. Нестория отлучили от Церкви в 431 году на III Вселенском Соборе, так что, похоже, и Богоявленский канон написан не намного позже этого времени.

– Вы могли бы перечислить песнопения, которые, как вы установили, имеют более древние корни?

– Из приписываемых св.Косме – это каноны Рождеству, Богоявлению, Сретению, Входу Господню в Иерусалим, а также Вознесению, Преображению, Успению.

– Кто же их автор? У вас есть предположения?

– Да. Я выдвигаю такую гипотезу. Автор жил не ранее начала VI века и не позднее 614 года. Скорее всего, он был клириком церкви Святого Сиона в Иерусалиме. На это можно найти косвенные намеки, например, в том же каноне Великого Четверга. В 9-й песне автор обращается к слушателям: «Гостеприимство владычне, бессмертная трапеза на горнем месте высокимы углы вернии приидите насладитеся» . Под горним местом он имеет в виду Сионскую Горницу, то есть церковь Святого Сиона, которая, по преданию, была связана и с горницей Тайной Вечери, и с горницей Пятидесятницы.

– Скоро мы будем праздновать Рождество. Какие особенности в его песнопениях вы нашли?

– Скажем, такой момент. В каноне на Рождество говорится, что ко Христу прибегли и жители Тарсиса, и Эфиопии, и «Аравийских островов», и Сабеи. Известно, что Аравийский полуостров исламизирован был быстро, и при Косме Маиумском нельзя было сказать, что аравитяне прибегли к Христу. А в каноне, как видим, говорится. Косма во всем был реалистом, он не мог так ошибиться. Значит, канон написан до возникновения ислама – вероятнее всего, в VI веке.

– А что вы скажете о песнопениях Сретения?

– Там такие же находки. Вообще, Сретение – в высшей степени древний праздник. Еще за несколько столетий до того, как его установили в Константинополе в 542-543 годах, его праздновали в Иерусалиме. По мнению профессора Лурье, он возник на основе 50-дневного раннехристианского календаря, когда через каждые 50 дней объявлялись Пасха и Пятидесятница. И Сретение было своего рода следующим малопасхальным празднеством после дня Богоявления. Первоначально, как установил тот же Лурье, он относился к 13, а не ко 2 февраля.

– В заключение вы не могли бы сказать, что принесет ваше открытие в Церковь?

– Ну, во-первых, понадобится еще много времени для всесторонней проверки моей гипотезы. И эта работа нужна не для того, чтобы как-то переоценить нашу православную гимнографию, и не для того, чтобы поколебать авторитеты, Боже упаси. Она нужна, чтобы правильно воспринять смысл упомянутых канонов – прочесть их в рамках более раннего богословия, относящегося ко времени V Вселенского Собора. И по достоинству оценить это достояние.

– А что конкретно уже дала ваша работа?

– Теперь мы лучше знаем историю православной гимнографии. И что удивительно. Мы, православные, – большие традиционалисты, для нас – чем древнее, тем лучше. До сих пор мы считали, что песнопения, которые звучат в наших храмах, очень древние – и приписывали их св.Косме Маиумскому. Но... оказывается, они еще древнее!

Записал М.СИЗОВ

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru