ВЕСТИ ПО СЕВЕРУ

Новый вологодский святой

На заседании Св.Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 27-28 декабря, к Собору новомучеников и исповедников было причислено 57 святых, среди которых – священномученик Виктор, подвизавшийся в Вологодской епархии.

Иерей Виктор Усов служил в Рождество-Богородицкой церкви деревни Леваш – глухом уголке Тотемского уезда. В тридцатые годы о.Виктор был арестован. Поводом послужил случай, сохранившийся в памяти односельчан. О.Виктора пригласили причастить больную девочку. Священник обратил внимание на то, что в избе не было икон, зато висел плакат: «Попы – враги рабочих и крестьян». Он посоветовал его вместе с портретом Ленина убрать и поместить в красном углу святые иконы. А если уж необходим какой-нибудь словесный призыв, предложил такой: «Где совет – там и свет, где любовь – там и Бог».

Это предложение батюшки было подано потом как антисоветская пропаганда. Его арестовали, отправили в лагерь под Соколом (Вологодская область), где заключенных заставляли работать по пояс в ледяной воде. Многие умирали, не вынес непосильных трудов и о.Виктор. В том же лагере скончался и его брат, тоже священник. Всего в семье Усовых было пятеро священнослужителей – четыре священника и один диакон, и все погибли за веру.

Память священномученика Виктора отныне будет совершаться 27 декабря, в день прославления.

По информации газеты «Красный Север»

В память Царственных мучеников

Первая в С.-Петербурге часовня в честь св. Царственных мучеников освящена 19 декабря, в день памяти св.Николая Чудотворца, небесного покровителя последнего русского Государя. Увенчанное маковкой строение в русском стиле за короткий срок было возведено на живописном острове пруда на земле Средней Рогатки, сообщает наш корреспондент Е.Югина. Специально для часовни петербургскими иконописцами был написан триптих с изображениями Христа Спасителя, Божией Матери и Царской Семьи. Часовня и прилегающая к ней территория, на которой возведен также храм преп.Сергия Радонежского, преобразили остров.

А спустя неделю, 27 декабря, архиепископ Екатеринбургский Викентий освятил храм во имя святых Царственных страстотерпцев, построенный в урочище Ганина Яма, на месте уничтожения останков Царской Семьи в 1918 г. Бревенчатый храм, сооруженный без единого гвоздя на средства верующих, заложили осенью прошлого года. 3 ноября в строящийся храм были доставлены 8 колоколов, 7 из которых имеют изображения членов Царской Семьи, а на самом большом, восьмом, изображена вся Семья. Храм входит в комплекс монастыря, строительство которого еще не завершено. Срублены 8 келий для монахов, заложен фундамент воскресной школы – ее будут посещать дети из окрестных сел. По удивительному стечению обстоятельств, стройку курирует монах-послушник епархии, имя которого – Николай Романов.

Новый храм у южных врат Петербурга

Крупнейший после революции храм на 500 молящихся освящен 7 января у южных ворот города, на живописном острове Среднерогатинского пруда. Здесь в годы войны проходил рубеж обороны Ленинграда. В торжественной церемонии принял участие Владимир Яковлев, постоянно оказывавший поддержку благому начинанию как губернатор и как специалист-строитель.

Храм во имя преп.Сергия Радонежского построен в стиле псково-новгородского зодчества XIV-ХV веков. В стены по рецептам древнерусских мастеров вмонтированы усилители акустики – «голосники». Увенчанная серебристым куполом белокаменная церковь издалека видна при въезде в город со стороны аэропорта «Пулково».

Е.ЮГИНА

«Человек года» – архиерей...

manuil.jpg (2089 bytes)«Человеком года» в Карелии провозглашен архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил. Это почетное звание ему присвоено за заслуги в возрождении православной культуры, за укрепление гражданского мира и согласия в Карелии, а также за вклад в восстановление в Петрозаводске Александро-Невского кафедрального собора в 2000 г. Событие это венчало год, в котором архиепископу исполнилось 50 лет со дня его рождения и 10 лет архиерейского служения в Карелии.

...и батюшка

Далеко за пределами своего прихода в поселке Ладва известны о.Андрей и матушка Елена Мазаевы. Они участвуют во всех «круглых столах», конференциях и совещаниях разного уровня по проблемам православия. Особенно активно Мазаевы работают с детьми. В своем приходе о.Андрей и матушка Елена организовали воскресную школу для поселковых ребят, там действуют хор, театральная студия, кружки по интересам.

Именно за это администрация Прионежского района Карелии присудила священнику Андрею Мазаеву звание «Человек года».

Вторая жизнь икон...

5 января в Эрмитаже открылась выставка икон XV – XVII веков. Из 36 образов, многие из которых показаны впервые, 24 написаны на сюжет Рождества. А в Национальной галерее Республики Коми открылась экспозиция икон, ставших собственностью музея благодаря финансовой помощи «Ухтабанка». Покупались они у частных владельцев, которые приносили свои иконы в музей. Самый старинный из образов – «Избранные святые» – начала XVIII века.

...и жизнь первая, храмовая

30 декабря за вечерним богослужением замироточила икона свв. равноап. кн. Владимира и Стефана Пермского в Христорождественском храме при Сыктывкарском епархиальном управлении. Этот же храм стал центральным местом празднования Рождества Христова в столице республики. 7 января во дворе управления епархии прошло театрализованное представление по евангельским событиям, подготовленное студентами духовного училища. Для детворы был организован фейерверк. А 8-9 января праздничные торжества были перенесены в Троице-Стефановский монастырь в Ульяново.

Подготовил В.ЦИВУНИН

Подарок Юрия Шевчука

Известный певец Юрий Шевчук преподнес обитателям реабилитационного центра для наркоманов и алкоголиков «Дом Надежды на Горе» (Ленинградская обл.) музыкальный рождественский дар, сообщает ИТАР-ТАСС. После рождественского богослужения в часовне св.Вонифатия, которому молятся об избавлении от недуга пьянства, совершенного настоятелем Феодоровского собора в Царском Селе архимандритом Маркелом. Юрий Шевчук, Олег Гаркуша, Владимир Рекшан устроили концерт для обитателей, персонала и попечителей лечебного учреждения.

Крестный ход трезвенников

Традицию дореволюционного православного трезвенничества возрождает петербургское общество «Бодрствование», по инициативе которого В Санкт-Петербурге состоялся первый после 1917 г. крестный ход трезвенников. В день памяти муч.Вонифатия верующие прошли с иконами и хоругвями по Александро-Невской лавре на Никольское кладбище. Они молитвенно почтили память покоящихся здесь протоиерея Александра Рождественского, основателя Общества трезвости императорской России, и митрополита Иоанна (Снычева), наставившего многих на путь истинный в наши дни.

Книга о покровителе мореходов

Книги, выпускаемые приходами в глубинке, – нечастое событие на Севере. Представление такой книги, выпущенной Успенским собором Кеми на деньги прихожан при содействии ОАО «Электросвязь», состоялось в Кемской центральной районной библиотеке. Называется она «Сказание о Варлааме Керетском».

Преподобный Варлаам Керетский – поморский святой. Его чтят и признают покровителем мореходов. Единственный в России придел в честь Варлаама Керетского находится в Благовещенском соборе в Кеми.

Представлял книгу настоятель Успенского собора о.Андрей Бондаренко.

Часовня миллениума

7 января в Вологде был установлен закладной камень на месте сооружения памятной часовни в честь 2000-летия христианства и вступления в третье тысячелетие. В минувшем году победителем конкурса на лучший проект памятника был признан вологодский архитектор Герман Виноградов. К 1 сентября этого года часовню планируется возвести. В церемонии закладки приняли участие епископ Максимилиан, губернатор В.Позгалев, председатель Законодательного Собрания области Геннадий Хрипель.

По материалам информагентств

Под покровом Сил Небесных

pkr.jpg (3134
bytes)В канун Нового года в Важкурском мужском монастыре (Республики Коми) была освящена часовня в честь Небесных сил бесплотных (на снимке). По-видимому, она станет последним храмовым строением монастыря, образованного четыре года назад и возведенного в стиле древних монастырских «городков» – из бревен, за частоколом с башенками. Сейчас в монастыре, отстоящем от столицы республики на 60 км, службы совершаются на четырех престолах, в том числе в каменном бывшем приходском храме (за оградой) и церкви св.Пантелеимона с мироточивой иконой целителя. Весь монастырь, в том числе и часовня, построены силами братии, которая состоит лишь из восьми мантийных монахов – без послушников и трудников.

Соб.инф.

Многими молитвами

Жизнь за Полярным кругом имеет свои сложности. Приезжающим, особенно из южных областей, не всегда бывает легко акклиматизироваться. С юга приехал и о.Михаил, настоятель храма Архистратига Михаила в Воркуте. Случалось ему попадать в больницу, но все как-то обходилось. А вот в начале сентября случай оказался настолько сложным, что он сразу же был помещен в реанимацию. Прихожане забеспокоились и начали усердно молиться о здравии болящего. Прибегали к молитвенной помощи и сами врачи – некоторые из них были верующими и бывали в храме. (К слову, один из врачей принял святое крещение сразу после сделанной о.Михаилу операции). Однако положение было столь серьезным, что врач-реаниматор уже почти не надеялся на благополучный исход. Состояние долго оставалось неопределенным: больного то переводили в хирургическое отделение, то снова в реанимационное. И, как полагали врачи, шансов выжить было очень мало. Все это время по всей епархии, да и за ее пределами, служились молебны о здравии болящего, читались домашние молитвы. И усть-вымский старец Феогност сразу сказал, что о.Михаилу доведется многое претерпеть, но жить он будет. Так и случилось. Специально приезжали врачи из Сыктывкара, поражались такому редкому случаю. Иначе как чудесным вмешательством тут не объяснишь. Теперь идет процесс выздоровления. Настоятель храма по молитвам многих прихожан чувствует себя удовлетворительно. Он ходит по палате (а долго был напрочь прикован к постели). Читает газету «Вера», даже пожурил журналиста, упомянувшего о нем в своей заметке. Да и сейчас, поди, не очень рад очередному упоминанию о нем, однако мы решились на это только ради пользы верующих, чтоб показать, как сильна может быть общая молитва многих и многих верующих. Прихожане о.Михаила посещают его и в лечебнице. А когда номер уже верстался, мы получили из Воркуты радостное известие: отец Михаил еще не выписан окончательно, но уже посещает храм и буквально в этот день совершал таинство святого крещения.

В.ПЕТРИЧ

Памятник Ленину убран

Он стоял на месте взорванного большевиками Андреевского собора в Кронштадте. А 29 декабря руководство города выполнило просьбу православной общественности. Бронзовый вождь пролетариата переместился к зданию администрации, освободив бывшее место храма, в котором 53 года служил прав. Иоанн Кронштадтский. На знаменательном для верующих событии присутствовал один из старейших священнослужителей Петербургской епархии, диакон Николай, служивший в соборе до его уничтожения.

2 января, в день памяти великого русского пастыря, православные прошли крестным ходом к этому месту и отслужили молебен. Об Андреевском соборе будут напоминать камень с мемориальной плитой, который решено установить после демонтажа постамента. Здесь же будет реконструирована часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

Е.ЮГИНА

Вот так подарочек!

Мы уже сообщали, что в прошлом году дирекция по охране памятников Вологодской области передала епархии в пользование исторический памятник – усадьбу «Покровское», родовое поместье Брянчаниновых, где прошло детство святителя Игнатия. А на днях в Вологодскую епархию пришло сообщение о том, что годичная арендная плата за пользование усадьбой составляет 32 тыс. рублей.

Дирекция посчитала, что передаваемые строения имеют некультовый статус (хозпостройки, левый и правый флигели усадьбы).

Для православных вологжан такой поворот событий стал полной неожиданностью. Подготовлено письмо на имя губернатора области с разъяснением о том, что в переданных епархии постройках все проводимые мероприятия имеют культовый характер. В помещениях уже проводятся молебны, христианские беседы с детьми и другие занятия.

ИА «СеверИнформ»

Солдатское Рождество

Если спросить кого-нибудь из сыктывкарцев, в каком храме его родного города была самая многолюдная рождественская служба, то вряд ли кто сможет правильно ответить. И тому есть две причины. Во-первых, о существовании этой церкви мало кто из горожанsold1.jpg (5956 bytes) знает. Церковь эта новая, «родилась» она как раз в праздник Рождества – на рождественской службе и был освящен ее престол. Во-вторых, подавляющее большинство ее прихожан – люди иногородние.

О каком же храме речь? Загадка легко объясняется. 7 января малым чином была освящена церковь святого Александра Невского, которая расположена в Сыктывкарской воинской части. И на праздничной службе стояли в нем в основном солдаты. Всего личного состава в части около двух тысяч человек – и почти все они, исключая караул, посетили службу. Все было организовано по-армейски четко: построение на плацу, вход в храм колонной по одному. Армейский храм получился довольно большим, в него вмещается батальон (250 человек), но все равно сразу все не поместились, пришлось заходить партиями.

sold3.jpg (4210 bytes)– У нас много настоящих верующих бойцов, особенно среди ребят из Чувашии, – рассказал после службы настоятель храма, зам. командира бригады по духовному воспитанию, капеллан внутренних войск МВД Северо-Западного округа о.Дмитрий Матвеев. – Двести солдат я крестил уже в этом храме – тех, кто уехал в Чечню. Вообще, в основном ребята приходят с гражданки уже крещеные. Правда, есть исключения. Вот пришел призыв из Петербурга, Москвы и Подмосковья – среди них много некрещеных. Но и они изъявили желание... Среди принявших православие есть и бывшие мусульмане. Эти ребята сами пожелали работать на строительстве храма, а потом как-то просветились и попросили меня совершить таинство.

– Долго храм строили? – спрашиваю священника.

– Быстро. Еще 5 декабря установили купола с крестами. Но затянули чуть с убранством. Хочется же, чтобы было все sold2.jpg (4992 bytes)красиво. Сейчас храмовые иконы пишет рядовой Владимир Ложкарев, хороший, верующий парень. Замполит его, художника-иконописца, специально по моему наказу в Удмуртии искал среди призывников. Ребята у нас хорошие. Вот совсем недавно из Сыктывкара призвался Александр Бурмистров, закончивший аспирантуру. Он и на клиросе поет, и в других делах помогает. Но в храме могут молиться не только солдаты. В нем мы устроили двое ворот – со стороны части и со стороны улицы Катаева, для гражданских. Так что жители микрорайона «Строитель» могут свободно приходить на службы, минуя КПП.

sold4.jpg (6635 bytes)Как я понял со слов священника, приход его довольный бедный. Солдаты-то своих денег не имеют, так что некоторые даже стеснялись на службы приходить: не на что свечку купить. Но и свечи, и совершение треб – все это в Александро-Невской церкви бесплатно. И не только для солдат, но и для гражданских – чтобы не делить приходскую общину на своих и чужих. Между тем обустройство храма требует средств. Отец Димитрий надеется на добровольные пожертвования. Ведь у многих дети, родственники служат в армии, и ведь благое же это дело – помочь Церкви, которая духовно поддерживает молодых ребят в трудных армейских буднях. Позвонить в храм можно в рабочее время по коду 821(2), тлф. 43-03-49.

М.СИЗОВ

krst.gif (365 bytes)

28 декабря в селе Замежном, что на реке Пижме Усть-Цилемского района Коми, от инфаркта умер Иван Васильевич Семенов, руководитель местной старообрядческой общины. Неделю не дожил он до своего 67-летия. Еще незадолго до этого делился с земляками планами на ближайшие десять лет, которые у него были связаны с обустройством и укреплением в этом старинном староверческом районе молельного дома и общины.
Мне довелось познакомиться с Иваном Васильевичем в командировке к Великопоженскому скиту еще до возникновения газеты «Вера», в середине 80-х. Долго беседовали тогда мы с ним о былом, об утерянных традициях древлеправославного благочестия. Тогда он был еще председателем местного сельсовета, но вскоре вышел на пенсию и занялся восстановлением этих самых традиций: собрал общину, успел обустроить молитвенный дом. Главное, внутренний свой дом – душу стал обустраивать. Сердцем он воспринимал заповедь Господню о ближнем. Мало таких людей я встречал – открытых, готовых помочь всякому встречному. Вот и в день своей кончины он ходил по домам – раздавал старушкам рябчиков, которых настрелял накануне. Дело для него было привычное – отдавать...
Не раз он с оказией передавал нам, в редакцию «Веры», поклон, приглашал в гости потолковать о жизни, о божественном. Но далека дорога на Пижму. В блокноте у меня – его телефон. Не позвонил...
Мир праху твоему, Иван Васильевич. Да упокоит тебя Господь в селениях праведных!

И.ИВАНОВ

СОЛОВЕЦКАЯ ЗИМА

solovki.jpg (6971 bytes)Средь морского безмолвия
оживает внутренний сокровенный человек

Соловецкий монастырь, наверное, самый известный в России, особенно после безбожных лет советского времени. Печальную славу Соловки приобрели, не одно десятилетие прослужив репрессивному режиму. Однако десять лет назад началось духовное возрождение острова. О том, чем живет Соловецкая обитель в эти дни, рассказал наместник монастыря о. архимандрит ИОСИФ.

– О.Иосиф, что вы считаете наиболее примечательным из того, что происходит в обители сегодня?

– В любом монастыре самое важное и необходимое – его духовная жизнь. Если нет духовной жизни, он просто превращается либо в колхоз, либо в какую-то коммерческую структуру. Без жизни духа монастырь не может существовать, и в этом плане Соловецкий монастырь, в отличие от многих, расположенных на материке, находится в ином, уникальном, положении, особенно сейчас, зимой. Каждому насельнику в монастыре можно серьезно заняться своим внутренним человеком.

Зимой не так много туристов и паломников, а среди местных прихожан – люди подготовленные, случайных нет. Но, к великому сожалению, в этом году даже на Рождество у нас было не так много народа, в сравнении с другими годами. Хотелось бы, конечно, больше. Тем более, что был воскресный день и имелись все условия для того, чтоб желающие могли прийти поклониться рожденному Младенцу. А пришли только 250, максимум 300, человек. Раньше, как правило, было больше.

С нового года билет на самолет стал стоить более 800 рублей. Это в одну сторону. Немногие могут позволить себе такую роскошь при сегодняшних зарплатах. И так – до июня. А в июне начинается навигация, и сразу после школы станут приезжать группы. Тогда больше суеты.

– Как протекает жизнь зимой?

– В замкнутом таком пространстве. Ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения, где присутствует братия. Во время Рождественского поста каждый старался быть причастником святых Христовых Таин. Кроме того, у всех имеется келейное послушание. А в течение дня, после утреннего богослужения, которое заканчивается где-то в 8 часов, братия берется за послушание по внутренним работам, как в любом хозяйстве. Каких-то особых событий нет. Со стороны, может, что-то и заметно, а нам все кажется обыденным.

Вот скоро будет праздник Богоявления, у нас по-особому встречают его, и 18 числа мы совершаем освящение воды на Святом озере. Обычно к этому дню очень многие приезжают из Архангельска и Северодвинска, чтобы в ночь крещенскую здесь, на Соловках, погрузиться в воды, а на следующий день набрать богоявленской воды из Святого озера и увезти ее к себе домой.

– А что, люди окунаются прямо в ледяную воду?

– Мы выпиливаем шестиметровый крест изо льда. В эту прорубь, в ледяную воду, входят все желающие, и год от года их все больше и больше. Вот в прошлом году был очень сильный ветер, причем северный, и я думал, что не так много будет народа, но оказалось наоборот. Мужчин было около сотни, женщин и того больше. Слабый пол оказался на Соловках крепче. Несколько десятков были приезжие, остальные – из местных.

Раз люди приезжают, значит, сознают свою греховность и хотят взять хотя бы малый, разовый, труд, чтобы Господь простил грехи.

– А что сами соловецкие жители? Велико ли население острова?

– Полторы тысячи человек. Часть местных жителей занимает бывшие монастырские постройки, а часть живет в более поздних строениях, появившихся при лагере, а также при воинской части. Это к югу от монастыря. Ближайшие дома начинаются метрах в двухстах, на бывшем монастырском кладбище уже стоит дом, там же находится больница. Она была построена в 30-е годы под госпиталь.

– Так они что, прямо на костях построены?

– Ну да. Как ни странно, советская власть всю свою сущность строила на костях. В 30-е годы строить на костях считалось нормальным.

– А люди-то как там живут, как это на них действует?

– Две семьи живут на месте бывшего монастырского кладбища. Господь один знает, что будет дальше. С одной семьей, Смирновых, у нас хорошие отношения. Жена очень активная, она преподаватель и одна из наших прихожанок.

Другое дело, что они попали в экономическую ловушку. Они и перешли бы оттуда, но сейчас это стоит немалых средств. Когда они там поселились, в 80-е годы, еще не знали Церкви, не знали Бога. Ведь восстановление здесь пошло только после празднования 1000-летия крещения Руси. И то сначала возникла просто община, а в качестве монастыря, он получил благословение Священного Синода только в октябре 90-го года. И люди, например, семья Смирновых – Сергей и Любовь, – очень положительно относятся к монастырю. А другая семья, хотя они и родственники, совершенно в храм не ходит. Ну, Господь рассудит, и будь, что будет. А так – слава Богу. Среди бывших комсомольцев, советских людей многие просто не знали о Боге, а сейчас они приходят в храм, причащаются, хорошо относятся к монастырю, и монастырь им помогает очень много.

В прошлом году была большая смертность на острове, и монастырь всегда помогал местным жителям. Потому что, к великому сожалению, многие структуры государственные, в частности, жилищно-коммунальные хозяйства, которые должны заботиться об изготовлении гробов, не занимаются этим. И часто люди обращаются к нам в монастырь. В прошлом году я встречался на День Победы с ветеранами войны, и многие обижались, говоря, что светские власти даже похоронить их не могут; они вынуждены обращаться в монастырь. Так что люди поселковые иные, может, и не хотели бы обращаться, но вынуждены, хотя бы за гробом, если не за отпеванием.

У нас случилась трагедия 27 декабря: утонул капитан музейного катера. Этой зимой очень долго не становился лед, и катер ходил в Кемь за продуктами. На обратном пути он подошел ко льду, остановился, долго не мог пройти через него. Тогда капитан на лыжах по льду пошел до этого катера. Уже почти дойдя, он провалился в ледяную воду. Те, кто были рядом, пытались его спасти: сначала схватили за руку – она выскользнула, за капюшон – тот оторвался, и человек ушел ко дну. На следующий день его достали и 30 числа похоронили. Навигация юбилейного года закончилась для соловчан трагедией. Многие очень сильно переживали такую неожиданную смерть человека, который, будучи капитаном судна, был известен на острове. А музей опять обратился к нам, и мы сделали гроб для него. Да и сегодня в очередной раз музей к нам обратился с той же просьбой: у них умер один рабочий.

Выходит, что монастырь и духовно, и материально участвует в жизни островитян.

– О.Иосиф, вот вы сказали, что монастырь может превратиться и в коммерческую структуру. У вас что, какие-то соблазны были в этом отношении?

– Нет, просто я имел в виду, что самое важное для монастыря – его духовная жизнь. У нас, слава Богу, с этим, кажется, нормально. Мне изнутри об этом трудно судить, но у нас бывает много паломников, и ни от кого нареканий в плане духовном еще не было. Люди уезжали с теплом в сердцах, и, встречаясь с ними на материке, не стыдно смотреть им в глаза.

– А нет ли в вашем монастыре каких-то особых послушаний, связанных с духовной жизнью? Есть ли схимники?

– У нас пока просто некому идти в схимники. Схима – очень серьезный шаг. Это более приемлемо для людей постарше, которым не меньше шестидесяти. Должны быть люди опытные, необязательно даже в духовном плане, но нужен хотя бы большой житейский опыт. У нас таких, к сожалению, пока нет. Монастырь молодой, и старшим из наших насельников пятьдесят с небольшим. Так что рано пока говорить о схиме, к этому подвигу надо готовиться серьезно.

Но пять человек у нас в этом году остались зимовать на острове Анзер, в Голгофо-Распятском скиту. Иеромонах Евлогий, монах Севастьян и три трудника. Остались там молиться, трудиться. Но, к великому сожалению, сегодня поступил сигнал, что один человек заболел. И теперь появляется проблема: как его оттуда извлечь, ибо никакого сообщения с островом нет. Совершенно.

– Это пока лед не упрочится?

– Между островами 7 километров, и Салма, пролив между ними, при сильных морозах встает только в феврале-марте, и то по этому льду небезопасно идти. А большие, по нескольку километров, припаи у одного и у другого острова делают очень рискованными попытки добраться туда по воде. Я слышал от о.Евлогия, что местные до Анзера как-то все-таки добираются. Там они браконьерничают, стреляя лапландских оленей. Но чтобы специально послать туда человека и перевезти больного – в этом я вижу очень большую степень риска, и неизвестно, чем это может закончиться.

– А ваш-то остров – у него с материком какая связь?

– К нам по милости Божией раз в неделю по пятницам прилетает самолет из Архангельска, маленький чехословацкий самолет вроде нашего Ан-2. В ноябре сюда приезжал премьер Михаил Касьянов. Журналисты сообщили тогда, что будет летать Ан-24. И когда я был в Москве, мне говорили: «Вот, о. Иосиф, скоро у вас будут самолеты». Но оказалось, что больше шума, за которым ничего. По крайней мере, в эту зиму большие самолеты летать к нам не будут.

– А хозяйственная жизнь сейчас, зимой, на чем держится?

– Запасливый хозяин заботится о зиме летом. Все, что нужно для монастыря, мы завезли еще по воде. Теперь потихонечку ведем внутренние работы в монастыре. И за его территорией приходится много работать – снег убирать, чтобы не занесло совершенно.

– Спасибо за беседу, о. Иосиф. С праздником вас!

– Храни вас Господь, с Богом оставайтесь.

Беседовал В.ЦИВУНИН

sl.gif (1214
bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru