ПЕРЕПИСКА


«НА СЕЛЬСКОМ ПРИХОДЕ СВЯЩЕННИК СОВЕРШЕННО ОДИНОКИЙ...»

Читатели продолжили обсуждение темы, заявленной в заметке
свящ. Пафнутия «Несть у Господа нашего неправды, ни приятия мзды»
(«Вера», № 372)

Уважаемая редакция газеты «Вера»!

Прочитал я несколько мнений о том, насколько правильны цены в православных храмах, и вот что заметил: ни в одном из мнений нет даже упоминания о расходах церквей на электричество и отопление! Непонятно, почему так получилось. Все приходящие в храмы должны бы понимать, что осветить и обогреть даже небольшое помещение стоит немалых денег, не говоря уж о больших! А ведь храмам не делается ощутимых скидок, чтобы за все остальное брать с прихожан меньшую плату. К тому же теперь нет у церквей такого твердого (в смысле – постоянного) дохода, как «десятина». Может быть, все это стоит тоже объяснить читателям «Веры»? Тогда меньше будут упрекать церкви в высоких ценах, установленных в них. Да поможет вам Бог!

С уважением, ваш читатель В.ЕЛИСЕЕВ.
г.Сыктывкар

* * *

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Вера»!

Опять я хочу вас побеспокоить. Хочется, чтобы у людей было правильное понятие о Церкви и духовенстве и чтобы не было крайностей. Предыдущее мое письмо («Вера», № 373, стр. 21), конечно, не претендует на исчерпывающее разрешение этой проблемы – платы за требы. Поэтому я помещаю в моем письме интересную заметку о плате за требы. Она принадлежит свящ. Владимиру Данкевичу и была опубликована еще в 1904 году. Покорнейше прошу поместить ее в вашей газете.

«Поучение против излюбленного нарекания на пастырей Церкви относительно платы за требы»

«Часто, братие, приходится слышать жалобы и сетования на то, что духовенство получает от прихожан вознаграждение за совершение разных христианских треб. О нас сложилась даже поговорка в народе: «Берут с живого и с мертвого», берут за то-то и столько-то. Пустая речь эта – не новость в мире христианском: еще в самом начале распространения христианства злые языки укоряли св. апостола Павла за то, что он будто бы проповедовал Евангелие из корысти; но он не оставил этих упреков без рассуждения и чести своей без защиты. А потому и мы, преемники апостольского служения в Церкви Христовой, не должны оставлять подобные же упреки без рассуждения. Грешно, братие, упрекать нас в том, что мы живем за чужой счет и «берем с живого и с мертвого». Неужели мы, пастыри ваши, за свои труды и заботы о вашем спасении должны находиться на правах нищенских подаяний, довольствоваться какою бы то ни было подачкою? Спаситель сказал апостолам: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо вы достойны пропитания» (Мнф. 10, 9-10). Повинуясь этой заповеди Спасителя заботиться об апостолах и преемниках их служения, первенствующие христиане приносили все к ногам апостолов, которые и распоряжались всем (Деян. 4, 34-37). Но в настоящее время этого усердия именно и нет. Всякий из вас заботится о себе, о своих средствах, а о пастырях Церкви, об их средствах заботы мало, а чрез это они и остаются в крайней бедности без достаточного обеспечения.

Но мне, быть может, на это скажут: «Для того, чтобы были средства, трудись, работай!» На это я поспешу ответить: если бы священник занялся посторонним трудом, то тогда ему некогда и невозможно было бы исполнять как следует свои пастырские обязанности, как то: поучать народ, совершать неопустительно церковные богослужения, совершать требы. А это опять не любо приходу, и если бы это случилось, тогда бы вашим жалобам не было бы конца.

И в самом деле, что за польза была бы для вас, если бы пастыри ваши обрекали себя на всегдашнюю бедность и нужду непроглядную? (Кстати, это так и есть в наше время,о.Виктор). Ведь тогда бы они, подавленные нуждою и преогорчеваемые тоскою сердечною, правили Божественную службу и самые молитвословия творили за вас не с радостью, а с воздыханием, что, по слову Св. Писания, «несть для вас полезно» (Евр. 13, 17). Поэтому вполне должно быть вразумительно для вас слово апостола: если мы сеем в вас духовное, проповедуем правила веры и жизни христианской, совершаем богослужения и требы для освящения душ и телес ваших, то велико ли, если за все это пожнем у вас телесное, т.е. получим за свои труды для спасения вашего материальное вознаграждение от вас?

«Но какой труд духовенству? – говорят некоторые. – Есть ли жизнь легче и покойнее, чем у духовенства?» Братие! Труды житейские познаются не за цепом только и плугом; труды пастырские так же тяжелы, да только не все хотят видеть их и разуметь. Всякий из вас может располагать временем, как хочет, а священник ни в коем случае; он часто по ночам и по самой дурной дороге должен разъезжать с требами (например, у нас до сих пор нет асфальта,о.Виктор); во время великих праздников, когда все свободны и веселятся, у священников еще больше труда. Всегда ли он свободен и покоен? Никогда! Мысль о том, как бы какая приходская душа, вверенная ему Богом, не погибла безвозвратно, за что он должен дать строгий и тяжкий ответ пред Богом, тревожит его днем, будит ночью – словом, не дает ему покоя никогда. А что сказать о тех трудах священников, которые переносят они во время эпидемических и заразительных болезнях... Но довольно! Слишком уж тяжело говорить о подобных вещах.

Возлюбленные о Христе братие, истинные чада Христовой Церкви! Молим вас, не внимайте льстивым словам непризнанных учителей, глаголющих развращение, – что ныне нет истинных пастырей, а только наемники, сребролюбцы, корыстолюбцы. Ведь пастыри Церкви пользуются средствами от прихожан по Божию указанию – Бог заповедовал давать священникам и деньги (Числ. 3, 46-51), им принадлежали остатки жертв (Лев. 2, 10-16; 7, 8-10), им давали начатки от хлеба вина, елея, от шерсти овец (Втор. 18, 1-5), им отводилась и земля (Иезек. 45,5). Посему – молим вас – не внимайте бредням людей, внушающих вам невыгодные мысли о православном духовенстве. Эти мысли происходят не из чистого источника любви христианской. Послушайте, что говорит св. Иоанн Златоуст: «Аще нерадиши о священнике, не нем нерадиши, но рукоположившем его Бозе». Аминь».

Только упрямые и неверующие с этим не согласятся. От себя добавлю. Итак, это не плата, не такса, пусть даже не жертва (хотя жертва), а это вознаграждение за труды. Люди платят за труд, бензин, машину, но только не за благодать. А цены-то смешные! У большинства людей даже и вопросов нет. Спрашивают только скупые. И неужели человеку жалко дать церкви и священнику? Стыдно должно быть. Неимущим Церковь никогда не отказывает. Прямо мне говорят такие: «Отец Виктор, мне неудобно, но у меня нет денег». Неужели я его буду гнать? Вам будет обидно, если про вас люди скажут: вот, мол, журналисты торгуют Словом Божиим, апостолы-то писали бесплатно? Но мы знаем, что платим за ваш труд, видим, что цены очень низкие. Так и Церковь всегда идет навстречу людям. Да ведь эти требы совершаются один раз в жизни: крещение, венчание, отпевание, освящение дома. Неужели жалко раз в жизни или хоть несколько раз дать денег на Церковь? И не наше дело, куда они идут: священнику в карман или в Церковь, ибо священник и Церковь неотделимы. Да и какая нажива от треб или свечек? Требы бывают очень редко. Свечи же дешевые до смешного. Боишься бабушек обидеть, наценяешь с таким страхом. А в миру цены безумные, и нам приходится жить в нищете. А людям надо, чтобы и батюшка был, и служба была, чтобы храм благолепный был, чтобы тепло было, да чтобы еще и бесплатно. Для этого надо ангела вызывать или пластмассового священника.

Когда я еще не был священником, я помогал отцу своему освящать дома. В один день мы освятили более 20 домов. И что вы думаете? На другой день у отца резко поднялась температура до 39 градусов, он лежал и умирал. Милостью Божией он поднялся. В этот момент у меня тоже поднялся жар. Еле вытерпел отец: несмотря на свое недомогание, покадил весь наш дом и покропил св. водой. Моментально стало легче. А когда я соборую, то дома у нас все вверх дном переворачивается. Матушка всегда мне жалуется. А крещение? Это же натуральным образом священник выдирает человека из когтей сатаны! А само богослужение, например, праздничное? Да если бы не Божия милость, сатана бы уже давно разорвал любого священника на куски. Так он ненавистен ему.

Вообще, священство осуждать нехорошо. Пусть встанет В.Мельников из Новосибирска на место любого священника, тогда только он поймет о тяжести этого сана и заговорит о том же: что, где, почем, когда и дров нужно заготовить, и храм отремонтировать, и краску искать, и думать, как бензин купить, чтобы поехать в епархию за товаром и взносы заплатить.

Вот на Украине люди живут беднее, но вопросов по этому поводу там нет. Там настолько щедро дают, что священник даже отказывается от зарплаты. И церкви там ухоженнее, чем в России. Я сам там совершал требы, когда был в отпуске. А у нас священник занимается посторонним трудом, чтоб прокормиться. Семьи ведь больше, а люди не помогают! И приходится заводить кур, поросят, корову, теленка. И все это не полезно для верующих. А если цены сделать соответствующими нынешней экономике, то люди вообще не пойдут в храм. Без свечек человек обойдется, а без хлеба нет. Так что цены на требы самые минимальные. Люди даже удивляются и добавляют сами. Но мы верим, что Господь никогда не оставит священника голодным. Он Сам его кормит.

Конечно, в городском храме другое дело. Я веду речь про сельские приходы, где священник совершенно одинокий и думает за все сам. Помощники есть, но не всегда. Письмо писал вам безо всякого раздражения и с сердечной простотой. И писать на эту тему очень неприятно.

Желаю вам помощи Божией в ваших трудах на благо Православной Церкви!

С любовью о Господе, многогрешный о.ВИКТОР.
Вятская епархия

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru