РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ


«МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ»


В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

С точки зрения иудаизма, растирание зерен могло быть приравнено к молотьбе – одной из 39 рядовых работ, которые запрещено было совершать в праздничные дни.

И вот фарисеи решили, что поймали Спасителя за руку на месте «преступления».

* * *

Читая евангельские стихи апостолов Матфея, Марка и Луки, посвященные срыванию колосьев учениками, мы задаемся таким вопросом. Не было ли это воровством со стороны учеников? Оказывается, нет. Согласно ветхозаветным законам, голодный, подобно птице, мог есть все, что росло на полях Палестины.

То есть закон был добр и боговдохновен. Поэтому Спаситель, желая вразумить преследователей, начинает ответ не с того, что Он Сын Божий. Прежде всего Христос ссылается на Пятикнижие:

Разве вы не читали, что сделал Давид, когда проголодался сам и бывшие с ним?

Здесь речь идет о том, что, проголодавшись, Давид и его спутники зашли в храм и насытились хлебами, которые имеют право есть только священники.

Пояснив, что голодному можно нарушать не только субботу, но и некоторые другие установления, Господь сказал:

Суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Что важно отметить – эти слова Христа имеют двуединый смысл. С одной стороны, Он выступает как Бог, замечая, что является господином субботы. С другой – как человек, поясняя, что верующий должен сам, исходя из чувства правды, решать, что ему делать в тот или иной день.

Заметим, что в словах Спасителя не было ничего вызывающего, революционного.

Так, один из учителей иудейских, раввин Ионафан, говорил, что суббота должна подчиняться иудеям, а не наоборот. И другой авторитетный раввин – Иуда – писал: «Законы, по словам Писания, даны для того, чтобы человек через них жив был».

То есть, даже по иудейскому разумению, ученики Христа не согрешили.

Фарисеи же сделали упор на самое жестокосердное прочтение закона, на его мертвую букву, ради того, чтобы изобличить Христа. Как писал по этому поводу святой Феофан Затворник, «на вид неразумная ревность, а в существе – дух пресудливости. Этот дух за все цепляется, и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности... Но в то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видел... Он как будто для того и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хотя бы и неправых».

Далее, как говорит св.Матфей (12 гл.), Спаситель высказал фарисеям и ученикам такую мысль:

Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма.

Фарисеи были поставлены в тупик началом этой фразы. Они не могли ответить, почему одним (священнослужителям) можно работать в субботу, то есть убивать жертвенных животных, сдирать с них кожу, вынимать внутренности, а другим нельзя и колосьев растереть, чтобы насытиться.

Но для нас вот что еще важно отметить. В этих словах Господа нашего Иисуса Христа служение Богу вне храма приравнивается к священнослужению, освящается внехрамовая жизнь христиан, если они, подобно апостолам, служат любви и внимают Господу.

Милости хочу, а не жертвы.

Поясняет Господь Свои слова, прибегая к книге пророка Осии, где сказано: «Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжений» (Ос. 6, 6).

Это вовсе не значит, что в храм верующему можно не ходить, если он занимается богоискательством. Вот что об этом писал св.Филарет Московский: «Неделание (в субботуВ.Г.) отделяло фарисеев от делания добрых дел; а христиан позволяемое ими себе делание отводит от них. Вечером под воскресенье – театр, потом еще какое-то увеселение. Утро проспано, в церковь некогда... Так отдается все время... услаждению; о Боге и благотворении некогда и вспомнить».

* * *

Между прочим, те последствия, о которых говорит св.Филарет, фарисеи предвидели (это было нетрудно). Они знали, как опасно всякое покушение на косность, бездумное исполнение правил. Ведь некоторые люди, утратив формальное отношение к вере, не спешат приобрести духовное.

В деяниях Христа фарисеи увидели покушение на правопорядок – этим они и оправдывали ненависть к Нему. Но они не желали при этом предвидеть другого следствия призыва Господа – верить по духу, а не по букве, а именно – появления бесчисленного сонма святых и праведников, имеющих огненную веру.

Фарисеи предпочитали гибнуть в духовном отношении поголовно, но «благочинно» – так, чтобы никто этого не замечал. Спаситель же обнажает суть дела, и многие, узнав правду о себе и о мире, ужасаются и приходят к покаянию.

Сейчас часто в России винят Царя-мученика, что он не предотвратил революции. А между тем то зло, которое мы увидели после 17-го года, имелось у нас и до этой даты. Но многие его не замечали и, лишь испытав на себе, обратились к Господу.

Царь хотел жить и править по евангельским законам там, где все более воцарялись иудейские, – за что и сподобился мученической кончины. Беда была неотвратима, но Государь готовил нас к ней, прививая любовь к стоянию в правде.

* * *

И Спасителю Иудеи не простили поражения в споре о колосьях. В следующую субботу, когда Он вошел в одну из синагог, Его уже ждали. Фарисеи указали на сухорукого и предложили исцелить его. А целительствовать, между тем, в субботу запрещалось. Предварительно, как можно понять из евангельского контекста, в синагогу были приглашены иродиане – представители светской власти.

Поразительно прекрасны слова Христа, сознательно ступающего в расставленные Ему сети ради други своя. Он исцеляет больного, говоря иудеям:

Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит.

Подчеркнем здесь слово «одну». Для фарисеев сухорукий был разменной монетой. А для Христа – центром мироздания, потому что Он любит каждого из нас отдельно, а не в массе. Всякий из нас является единственным для Него, бесконечно дорог Богу.

Фарисеи же, вышедши, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

Зачем понадобились иродиане, понятно. Фарисеи не имели права убивать самолично.

В.Г.

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции. Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru