ГЛУБИНКА

 

НА ПЕЧОРЕ, БЛИЗ ПОЛЯРНОГО КРУГА

Здесь живут потомки старообрядцев

Непросто выполнить редакционное задание – рассказать о жизни верующих в отдаленном районе, не побывав там. Тем более, что на весь район нет ни одного православного храма. Об Усть-Цилемском районе в Коми республике известно, что он – искони старообрядческий. Что сюда, в цилемские леса, бежали от государственных гонений те, кто не принял никоновских реформ. Конечно, годы советского безбожия сказались на религиозной жизни и этого района. Интересно, однако, то, что и теперь, в годы возрождения христианской веры, жизнь здесь не растеряла старообрядческих корней.

Газетное знакомство

Знакомство с жизнью района началось для меня с подшивки газеты «Красная Печора», выходящей в Усть-Цильме.

Первое впечатление: народ тут проще, в самом хорошем смысле этого слова. Через районную газету идут незатейливые дискуссии «за жизнь».

Вот заметил человек пропажу, обратился к людям через газету: «Верните пешню», а ему не только пешню не вернули, а еще что-то там украли. Вот, дескать, какое падение нравов у нас нынче. Городской читатель, давно прячущий свое добро за железными дверями, конечно, улыбнется, читая такое: тут и железные двери не помогают, а человек все еще к совести взывает.

Или другой пример. Невеселая заметка о демографическом состоянии района. Девушки получают образование и уезжают. Одна из причин, как пишет автор, в том, что парни-то у себя в селах больно простоваты. И разговаривать-то красиво не умеют: все только «блин» да «блин» через слово. А того, дескать, не ведает молодежь, что этот «блин» происходит от совсем другого слова, означавшего падшую женщину.

Спасибо за помощь

Шесть лет назад оказавшись в Усть-Цильме в командировке почти без денег, я особо и не встревожился, хотя наша машина, на которой мы туда добрались, сломалась, и надо было добираться до Сыктывкара иным транспортом. Помнится, я тогда вышел из села и бодрым шагом отправился через зимнюю Печору до Ижмы... пешком. Путь для пешего хода куда как неблизок, да понадеялся на русский авось. Авось, машина попутная попадется, авось, подвезет. Так и случилось. Через пару часов догнал меня какой-то «ЗИЛ» и, ни о чем не спрашивая, тут же подобрал меня.

Провезя часть пути, машина (ей надо было сворачивать на какую-то боковую трассу) не ушла до тех пор, пока ее хозяева не дождались следующей машины и сами не уговорили подбросить меня дальше, до Ижмы. Оба раза мне было неловко: расплатиться нечем. В ответ водители трудяг-грузовиков только смеялись: что деньги, мы их сами не видим.

О вере христианской

Что же до религиозной жизни, то тут меня «газетное знакомство» удивило немного по-иному. Я увидел большой материал о специальной конференции, проведенной в районе накануне в честь 2000-летия Господа нашего Спасителя. Само проведение такой конференции не удивительно, странно другое. Читаемые на ней «доклады» были более ожидаемы лет 10-13 назад, ну хоть в период 1000-летия Крещения Руси. Сейчас же многое, прозвучавшее в них, казалось бы, должно быть давно уже хорошо известно многим. Хотя бы изложения евангельских историй. Или сама Божественная роль Христа для спасения людей.

Создалось впечатление, что читалось все это для людей, имеющих о религии очень смутное представление. Зато в подаче материала чувствовалась и уверенная интонация: да, мы вспоминаем сейчас многое, ранее забытое, но мы не забыли и о том, что являемся потомками хранителей древлего благочестия. Специально это не акцентировалось, но выражалось в такой, например, упрямой детали: Спаситель в районной газете именовался не иначе, как Исус, с одной «и», что для многих православных все-таки не привычно.

По телефону

Связался с Усть-Цильмой по телефону. Поговорить почему-то захотелось не со «строгим» старообрядцем, а просто с жителем района. Моей собеседницей оказалась Ольга Васильевна Дуркина, сотрудник районной администрации. Она подтвердила: да, исконное население района считает себя старообрядцами. Православные тоже есть, хоть немного, это приезжие.

Отношения между общинами верующих спокойные, даже какие-то нейтральные. Ни конфликтов, ни специальных контактов не происходит. Ольга Васильевна призналась, что, когда они, бывая в других областях России, заходят в православные храмы и обращаются к батюшкам: мол, мы старообрядцы и крестимся по-своему, то никаких препятствий не встречают. «Как молитесь, так и молитесь», – отвечают им. В общинах же самих старообрядцев отношение к «пришлым» строже: сначала их проверяют, спрашивают, как те крестятся, как прощаются.

Есть в Усть-Цильме здание бывшей церкви, говорят, даже православной. После закрытия в ней был кинотеатр. Сейчас оно еще стоит как памятник, но разрушено настолько, что вряд ли подлежит восстановлению. Оно деревянное, и в местной администрации считают, что его надо бы разобрать из-за опасности, не дай Бог, пожара, поскольку там очень близко стоят здания. Однако бывающие в районе представители Сыктывкарской епархии думают о возможном его восстановлении. Хотя это уже вряд ли реально.

Православный батюшка

Сейчас заботами Православной Церкви в Усть-Цильме занимается сыктывкарский священник о.Александр Никитенко, периодически туда наведываясь из Сыктывкара.

По его рассказам, никакого особо настороженного отношения к представителям «государственной» церкви нет. Правда, поначалу его и пытались упрекнуть «в крови старообрядцев», пострадавших за свою веру еще в позапрошлые века, но начальное недружелюбие, слава Богу, не оказалось долгим. И священнику не препятствовали, когда, придя в старообрядческий молитвенный дом, он пожелал возжечь свечку и приложиться к святым иконам.

Поставить в районе новый храм, вести постоянные службы сейчас пока сложно. Дело еще и в том, что православных там все-таки меньшинство, и самим им сделать это вряд ли пока под силу. Сейчас, собираясь вместе, они проводят те виды богослужений, что доступны мирянам: читают псалмы, акафисты. Ну и о.Александр, бывая там наездами, встречается с верующими, служит молебны, другие требы, проводит обряд крещения.

Интересно, что никакого нарочитого отторжения со стороны хранителей старой веры православный батюшка не наблюдает. Напротив, он рассказывает о случаях, когда, например, во время крещения ребенка оба восприемника сами оказывались старообрядцами – и ничего: все проводилось с радостью и дружелюбием.

Был и такой случай. Однажды в селе Новый Бор в 37-градусный мороз пришла бабушка крестить семилетнего внука. Сама улыбается: «Думаете, что я его привела? Нет, это он меня привел. Хочу, говорит, креститься». Улыбнулся малышу и о.Александр: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Уж не православным ли священником?» Юный отрок на это серьезно кивнул: да, мол, именно так.

Записал В.ЦИВУНИН

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru