АЗ ВЕДИ


ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ОГНЬ ПАСХИ

Приближается Страстная седмица, Пасха. Теперь мы чаще будем бывать в храме. И, конечно, будем слышать пасхальные песнопения, которые поет хор. В чем их смысл? По мнению петербуржского ученого В.ВАСИЛИКА, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии, древний текст пасхального канона таит еще много неразгаданных смыслов и подтекстов. Например, в тех местах, где поется об удивительном свете, или огне, который видели жены-мироносицы в момент открытия Гроба Господня. Ученый считает, что объяснение этому можно найти, если обратиться к раннехристианскому почитанию знаменитой Туринской плащаницы, в которую был обернут умерший Христос и на которой остались следы Его Воскресения. Статью, предоставленную В.Василиком нашей редакции, мы печатаем в изложении.

Во-первых, надо сказать, что если Туринская Плащаница является подлинной, то ее вполне могли использовать в богослужении. Что и подтверждается наличием на ней двух небольших отверстий с обожжеными краями (т.н. «следы от кочерги»), которые, возможно, появились в результате падения угля из кадильницы на вдвое сложенную Плащаницу. Эти два отверстия, безусловно, предшествуют пожару 1532 года, и они засвидетельствованы благодаря миниатюре из латинской Псалтири 1192 года, хранящейся в Венгрии. Литургическое употребление Плащаницы также засвидетельствовано использованием с IX века антиминса с изображением Христа, лежащего во гробе. Следовательно, Плащаница могла быть объектом литургического почитания, и связанные с ней традиции могли отражаться в церковных богослужебных текстах.

Мозарабское богослужение Пасхи дает блестящий пример подобного отражения: в мозарабских пасхальных гимнах говорится о «следах страданий» – «vestigia passionis» на Плащанице. А существуют ли в православной гимнографии тексты, связанные с изображением на Плащанице? Вот я и задался целью найти эти свидетельства, связанные с Плащаницей и появлением на ней изображения в результате Воскресения.

ogn.jpg (5080 bytes)Согласно гипотезе Александра Белякова (также петербургского ученого – ред.), изображение Христа на Плащанице произошло в результате термического излучения, исходившего от тела воскресшего Господа и вызвавшего легкий термический ожог на поверхности ткани. Поэтому необходимо искать свидетельства, говорящие об «огненном» или «светоносном» теле Спасителя, восставшего из гроба. Следует подчеркнуть, что в святоотеческих и богослужебных текстах свет и огонь являются синонимами, если правильно переводить с греческого.

Итак, прежде всего рассмотрим примеры из Пасхального канона Иоанна Дамаскина: «Очистим чувствия и узрим неприступным СВЕТОМ воскресения Христа БЛИСТАЮЩАСЯ, и «радуйтеся» рекуща, ясно да услышим...» На первый взгляд может показаться, что здесь – просто риторический призыв к слушателям. На самом деле в этом тропаре содержится отражение исторического события – явления воскресшего Христа мироносицам (Мф. 28, 9). Можно сравнить этот тропарь с проповедями святых отцов на Пасху, в частности, с одной неизданной гомилией Иоанна Златоуста: «Всегда подобает радоваться в нашей Христовой Церкви. Насколько же более (подобает радоваться) в светоносное ношение светильников настоящего праздника, когда и само Солнце Правды Христос ВОССИЯЛ от гробных брачных чертогов воскресением, и прежде всего явился роду жен. Он говорит им «радуйтесь». Как видим, свт. Иоанн ставит в один ряд вещественный свет от обычных светильников, которые мы зажигаем на праздник, и сияние от Христа в момент его Воскресения. То есть «воссиял» – это не только явился во славе, но и вещественным образом излучал необычный свет. Так это можно понять.

Но возвратимся к тексту тропаря. Сияние, исходящее от Христа наподобие молнии, по-гречески передано там словом «эксастраптонта». Обратим внимание на префикс «экс» в этом слове. По законам греческого языка он дает представление не только об источнике света, но также и о его направлении – из одного места в другое. Таким образом этот глагол выражает представление о свете, достаточно близком к модели «излучения» или к процессам, которые могли произойти с Плащаницей в момент Воскресения, когда некий свет изошел из тела Христа и оставил тонкий след на ткани.

А третий тропарь седьмой песни Пасхального канона окончательно убеждает в «телесном» характере сияния во время явления Христа мироносицам: «Яко воистину священная и всепразднственная и спасительная сия нощь... в ней же безлетный свет из гроба ПЛОТСКИ (буквально: телесно – В.В.) всем возсия».

Александру Белякову принадлежит интересное наблюдение, связанное с темой «огненного крещения». Он обратил внимание на одно место в 19-й главе Евангелия от Иоанна, где говорится о снятии Господа с Креста: «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно его свидетельство; он знает, что говорит истину, чтобы вы поверили. Ибо это произошло, да сбудется Писание: «Его кость да не сокрушится» (Ин. 19, 32-36). Что значит «кость да не сокрушится»? Это цитата из Исхода, 12-й главы, в которой Господь объясняет, как надо есть Пасху – принесенного в жертву агнца. Одно из требований: можно есть только мясо жертвенного ягненка, не трогая его костей. И символично, что воины не перебили костей у распятого Христа – они признали в нем жертвенного агнца. Но вот что удивительно. В той же главе Исхода есть продолжение повеления, как поступать с костями и в целом с остатками агнца: «И не оставляйте от него до утра (и кости его не сокрушайте), но оставшееся от него до утра сожгите НА ОГНЕ» (Исх. 12, 10). То есть и здесь говорится о пасхальном огне! Итак, если заповедь не сокрушать кости относится к Страстям, то повеление о сожжении относится уже к Воскресению.

Так или иначе, огненный опыт Пасхи, который до сих пор испытывается в нисхождении Благодатного Огня над Гробом Господним, соответсвует последним выводам науки о природе изображения на Туринской Плащанице.

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане. О редакции.Архив. Почта


eskom@vera.komi.ru