БЕСЕДА


«СЛАДОК ГРЕХ, НО ПЛОД ЕГО ГОРЕК»

Мы продолжаем традицию духовных бесед с авторитетными в православной среде пастырями. Сегодня слово – известному петербургскому священнику Иоанну Миронову, настоятелю храма иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».

– Отец Иоанн, была ли у вас внутренняя, духовная нить, предопределяющая служение на этой стезе: спасать пьющих людей?

ioann.jpg (5400 bytes)– С детства я не пил и не курил. Господь, слава Богу, не допустил познать эти пороки. Мне легко нести эту заповедь. Другим, конечно, тяжело избавляться от этого греха. Но у нас в нашем храме «Неупиваемая чаша» все делается добровольно. Нет всяких разных там кодирований. Если человек решил бросить пить, но сил у него мало, то он приходит к нам в храм. Мы проводим с ним беседу, потом он берет и подписывает обетную грамоту, где обязуется больше не пить вообще. Не сквернословить, не курить, не играть в азартные игры – карты, рулетки, не ходить на разные там дискотеки... Поскольку все эти грехи тянут один другого. И если разрешить потом себе хотя бы одну такую поблажку – остальные грехи сразу же пролезут в душу человека через эту щель. Все эти развлечения только портят и развращают. Возьмите, к примеру, дискотеки. Чего там только нет: и наркомания, и проституция, и хулиганство. Одним словом, Содом и Гоморра. Помните, как на такой дискотеке, кажется, в Швеции, сгорело 60 человек? Куда же это годится?!

Господь говорит нам, что мы прежде должны искать Царствия Божия и Правды Его. Мы же ищем развлечений и всяких других непотребных грехов, удовлетворяя свои страсти.

– Можно ли сдавать мужа в милицию, когда он, напившись, сквернословит и поминает нехорошими словами Матерь Божию?

– Я считаю, что если супруги венчаны, то этого не должно быть в семьях. Господь говорит, что Царствие Божие внутри вас самих. Я помню, что раньше жены никогда не отправляли своих мужей в медвытрезвитель. Они как-то их уговаривали, находили ласковые слова, и мужья успокаивались, ложились спать. Давайте подумаем сначала, а почему мужик начинает заглядывать в рюмку? Может, пришел с работы усталый, а жена не приготовила обед, неласково встретила, белье не постирала, дети грязные, неухоженные. Нет у него дома, в который приходишь с радостью, в котором тебя ждут, где ты истинный хозяин и кормилец. У нас ведь сейчас как: мужик нужен, только чтобы зарабатывать деньги, а все остальное жена и сама решит. Многое зависит от жен. Не всегда мужчины виноваты. Создай в семье уют, научи детей уважать своего отца, дай ему понять, что он глава в семье. И мужчина станет истинным кормильцем и добытчиком. Он будет сердцем болеть за такую семью и все сделает, чтобы сохранить ее. Не будет тогда он убегать из своего дома к дворовым дружкам, которые научат его многому «хорошему».

Раньше как в семье было? К примеру, садятся за стол. Первая ложка хозяину – он добытчик, кормилец. Дети не смели шуметь за столом, слово отца было законом. И мать понимала, что так и должно быть, иначе мира в семье не будет. Если каждый будет делать так, как он хочет, то какая ж это семья? Кто сильнее, у кого горло крепче, тот и «глава» на сегодня, а завтра еще кто-нибудь появится. И в таких «семьях» становятся мужики «блудными сынами» – ищут уюта и тепла на стороне.

Господь многое дал женщине и заповедовал спасаться ей чадородием. Она же, бывает, живет сначала в свое удовольствие: поживу, мол, какое-то время для себя, а потом и детей рожу. А не получается так! Отнимает Господь у таких женщин способность родить. И начинают они, бедные, бегать по врачам и экстрасенсам. Если и рожают, то с грехом пополам, и дети у них рождаются больными. Бедные эти дети... Сколько болезней в них с самого рождения, как им приходится страдать за грехи своих матерей. И сколько потом горя хлебнут такие матери со своими непокорными чадами. Кто виноват? Господь не помог?! Сама виновата, своими грехами сделала себе такую жизнь.

Поэтому и брак должен быть венчанным. Но, венчаясь, супруги должны понимать, какие венцы они берут на себя. Венцы чаще бывают венцами скорби, трудностей, а не радости. И только тогда Господь постепенно управит нестроения в молодой семье. Народятся дети, появится настоящая любовь, будет тепло и уют. Но это приходит не вдруг. Для этого надо потрудиться, сломить свое «Я» и понять, что теперь главное – это создание «малой церкви». А что такое «малая церковь»? Это заботливый и любящий муж, жена, как первая его помощница и в радости, и в горе, и послушливые дети. Когда такая семья приходит в церковь, то сердце радуется, глядя на них. Но, к сожалению, очень и очень мало сейчас таких семей.

В наше время многие дети не понимают, что о своих родителях нельзя говорить плохое. Раньше этого не было. Сегодня я на проповеди говорил об одном таком благочестивом сыне, который, услышав, что плохо отзываются о его матери, взял и закрыл рукой хулящие уста. Нельзя повторять грех Хама. За это Господь наказывает.

– Что лучше: упирать на малое питие или вообще воздерживаться от вина?

– Апостол Павел говорил: «Пейте, но не упивайтесь. Ибо в вине есть блуд». Кто знает свою меру, то тогда и разговора с ним нет. Пришли в гости, посидели, немного выпили – все в меру. Если же меры не знаешь, лучше совсем отказаться. Как, например, если язык человеческий злословит, хулит ближнего своего, то, чтобы не грешить, надо стараться вообще молчать в такие минуты. Чрезмерное же винопитие уподобляет человека скоту.

– Кому молиться от пьянства и наркомании?

– Молиться надо Матери Божией, нашей иконе «Неупиваемая чаша», мученику Вонифатию. Только надо прибавлять в молитве: «Избави мя от пьянства» или «Избави мя от наркомании».

– Отец Иоанн, к вам приходят люди, страдающие и таким страшным пороком, как наркомания. Что вы можете сказать по этому вопросу?

– Наркомания – это грех хуже и сильнее пьянства. Познав этот грех, человек становится полностью от него зависимым. Пьяница еще может протрезвиться, и ему станет стыдно. Он и покаяться может в своем грехе. Наркоман же, когда находится в этом состоянии, ничего и слышать не хочет. А когда кончится действие этого зелья, ему нужно только одно: любыми путями снова достать наркотики. Сколько у меня тут наркоманов брали обеты, и что?! Так и ушли снова, пропали. Враг поиздевался над ними, потом сломал, как бук, и выбросил на помойку. Погибли они, бедные.

– Они еще и клятвопреступниками стали?

– Да. Это очень сильная страсть. Частенько и обет, который они берут в нашем храме, не помогает. Они и родителей выгоняют из дома, все выносят, продают. Я как-то говорил, что одному наркоману надо столько, что на эти деньги в день можно прокормить хлебом 100 человек.

– Матери-то страдают, что им делать?

– Молиться, на Бога уповать. Отдать все в Его руки. Они уже сотворили из своих детей кумиров. Все им разрешали, ублажали с детства. Ставили их выше Бога. «Моему чаду надо – я лоб расшибу, а достану». А на пользу ли это ребенку, не страсть ли в нем говорит? Не думали – жили, как все. Давали самое лучшее, а получаете теперь самое худшее. В ад широка дорога, в рай же попадают через страдания и смирение перед волей Господа.

– Благословляет ли церковь уходить от буйных мужей-алкоголиков, когда жизнь с таким мужем угрожает жизни детей?

– Когда идет распад семьи, то лучше, конечно, уйти. «Отойди от зла и сотвори благо». Но если венчаны, то тут вопрос очень сложный. Сейчас на последнем Соборе были даны определенные указания в этом направлении, но все равно Таинство брака остается. Это крест. И в этом вопросе надо проявлять особую осторожность, терпение. И без духовника, правящего архиерея, такие вопросы не решаются. Я уже говорил, что не всегда муж может быть виноват в своем пьянстве. Может, ты его сама, как жена, подтолкнула к этому. Злым словом, раздражением, унижением, а покаяться в этом ох как трудно. Это проще: он во всем виноват, а я как ломовая лошадь везу на себе семью. А ты умали себя немного, научи его быть хозяином, лаской и заботой отвлеки от этого греха. Помолись за него слезами горючими. И не оставит Господь – научит уму-разуму, даст терпения и мудрости житейской.

Почему ап.Петр говорит, что женщина украшается не плетением волос, не красивыми одеждами, а чистотою, смирением своего сердца? Приходят ко мне иногда намалеванные девицы и женщины, а я спрашиваю у мужа: «Что тебе так хочется, чтобы твоя жена была такая разукрашенная?» – «Нет, батюшка, она сама так делает. Меня и не спрашивает». Видишь, и муж даже не волен тут сказать свое слово. Какие мы есть естественные, такие мы и должны быть. Нас такими создал Господь. Каждый человек – это образ Божий. Изукрашивая себя, мы идем против Бога. Нам хочется выглядеть лучше, а внутри мы остается такими же греховными. Опять проявление самоволия – против Бога и против мужа. Господь заповедовал нам: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его. Остальное все приложится». Но ищем ли мы это Царствие Божие? Далеко не всегда. Мы ищем всего земного: чтобы и пища у нас была хорошая, ложе мягкое, чай ароматный, муж хороший и не пьяница, не куряка, дочь и сын примерные и послушные – всего хотим хорошего. А получается у нас, как в русской пословице: «Какие сами – такие и сани». По нашим грехам Господь и посылает нам эти тяготы и скорби. Мы заслуживаем этого. Не горело в нас сердце любовью ко Господу, не благодарили Его за те милости, что он нам посылал, детей своих не приводили в церкви, сами редко ходили. Когда пришли к нам несчастья, то только тогда мы возопили к Богу: «Господи, помоги! Нет сил терпеть!» А где мы были в радости, счастье жизни, помнили ли мы Господа – не до Бога нам было, все принимали как должное. Вот и очерствело сердце наше, перестали мы замечать ближних своих, их проблемы и скорби. И допустил нам Господь ради нашего спасения все эти испытания, которые мы теперь частенько несем. Но несем не смирившись, а с ропотом и возмущением.

Творим кумиров из барахла, денег, детей своих. Вот человека одолевает страсть. Приходят к нам пьяницы и наркоманы. Я говорю ему: «Скорее открывай Божественное Евангелие и прочитывай до тех пор, пока эта страсть от тебя не отойдет». Падаешь в грех блуда и не знаешь, как отойти от него? Опять открывай Евангелие и читай! Научимся у Предтечи Господня Иоанна полному смирению и в общем деле будем стараться забывать о себе, о своей выгоде, и всегда будем готовы уступить место другому. И всегда надо иметь в виду ту цель, к которой мы стремимся. Не останавливаясь на подробностях, так часто тормозящих дело. Какую бы силу и мощь приобрел общий труд, если бы к нему не примешивались наши мелкие личные чувства и счеты, из-за которых гибнут многие хорошие начинания.

Трудно человеку порвать с грехом. Грех кажется человеку очень сладок, но плоды его горьки. Поэтому надо отбросить все худое, увидеть и ужаснуться от смрада греха и начать жить по воле Божией.

Записал И.ВЯЗОВСКИЙ

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


     eskom@vera.komi.ru