РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

СХОЖДЕНИЕ С ГОРЫ

Сегодня мы побеседуем, опираясь на толкования святых отцов и христианских (главным образом, православных) богословов о Нагорной проповеди Спасителя.

Некогда Господь на горе Синай передал еврейскому народу десять заповедей – главный закон ветхозаветного мира. Один лишь Моисей смог достойно внимать речам Бога. Остальным слышались громы и виделись молнии, быстро усиливался звук трубный; Синай, окруженный пламенем и дымом, – эта гранитная громада в пустыне – покачнулся раз-другой, задрожал, словно от невиданного землетрясения.

Нагорная проповедь сравнима по значению с этим великим событием. Господь в ней истолковывает и дополняет заповеди, данные на Синае. Но как изменились обстоятельства. На этот раз не человек восходит на колеблемую гору, а Бог спускается к людям с вершины (очевидно, Курн-Гаттин – Горы блаженств). Он идет к ним, просто улыбаясь, на цветущую поляну, где тишину нарушают не звуки могучей грозы, а гудение шмелей и стрекот цикад.

Цену этого покоя ученики еще не осознают, о ней смутно догадываются лишь фарисеи. С этой тихой поляной на Горе блаженств окажутся несовместимы:

– сожжение миллионов животных и птиц на Храмовой горе и сотни мелочных обрядов, регулирующих все вплоть до ширины каемок на рясах;

– надежда на власть Израиля над миром, со всеми вытекающими из этого выгодами и поводами для тщеславия;

– вся театральность ветхого мира, его любовь к эффектам и страшным зрелищам, вроде тех, что так поразили воображение евреев на Синае.

Все это после Христа стало вчерашним днем. Шмели гудели, кузнечики стрекотали, веял летний ветер, а Бог негромко, спокойно говорил.

Нас до сих пор притягивают правители, к которым можно приставить слова «грозный» или «великий», несмотря на оставленные ими разрушения. Это языческое – оно в человеке неистребимо. Но по-настоящему, до жертвенности, мы любим князей и царей-страстотерпцев. Именно эти люди, которых ветхий мир не заметил бы или даже осудил, владеют нашими сердцами.

Потому что они уместны и желанны в том месте, где Спаситель перечислял заповеди блаженства, а «великие» и «грозные» – нет. И так во всем.

* * *

Прежде всего нам следует обратить внимание на то, что у евангелистов есть одно серьезное, на первый взгляд, разночтение в том, где именно была произнесена Проповедь.

Так, апостол Матфей свой рассказ (5 гл.) начинает словами: «Увидев народ, Он взошел на гору».

А у святого Луки, грека по национальности, читаем в 6-й главе: «И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте».

Это кажущееся противоречие. На вершине горы Господь говорил с учениками, а потом спустился вниз. Об этом говорит, например, блаженный Августин.

Апостолы, в том числе и Матфей, были все время рядом с Господом. Некоторые перемещения в пространстве не играли для них особого значения, о них легко можно было забыть.

Зато евангелист Лука в тот день вполне мог стоять внизу в толпе новообращенных в ожидании Спасителя. Схождение Христа стало для этих людей величайшим событием жизни.

Заметим, что перед тем, как начать проповедь, Господь уврачевал тех, кто был болен. Суть дела здесь не в том, что Он совершил это чудесным образом, а во внимании к людям. Так он заповедал нам, что если хочешь быть услышанным, сам прежде выслушай.

* * *

У богословов существуют разные точки зрения на то, сколько именно блаженств называет Спаситель в Нагорной проповеди. Иные считают, что десять, полагая, что миру было предложено новое десятисловие взамен Моисеева. Другие полагают, что их число равно восьми (например, лютеране). Православные думают, что их было девять, по числу упоминаний Спасителем слова «блаженство».

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Это обетование иногда вызывает недоумение. Не раз делались попытки свести его к материальной бедности, униженности. Еврейское слово «ани» означает как неимущего, так и смиренного, то есть человека, полагающегося в своих бедствиях на Бога. Русский перевод «нищие духом» удивительно хорошо высветляет, передает суть этого блаженства.

Речь идет о людях, которые готовы к принятию Святого Духа.

Это не значит, что они невежественны или некультурны. Препятствием для веры становятся не знания сами по себе, а та самоуверенность, которую они рождают.

Собственно говоря, развитие человека в любой области может быть посвящено как Богу, так и самому себе. И в том, и в другом случаях мы говорим о его духовности.

Но нищие духом – это те, кто, возрастая, умаляются, потому что им все явственнее открывается величие Божие. Подвижник чем дальше, чем больше сознает свою греховность, а ученый – свое невежество, восклицая: «Я знаю, что ничего не знаю». Но в этой их немощи, их нищете Дух начинает действовать по-настоящему свободно.

О том, почему это блаженство было названо Христом в первую очередь, рассуждал св.Иоанн Златоуст: «Так как гордость, говорю, есть верх зол, корень и источник всякого нечестия, то Спаситель и приготовляет врачество, соответствующее болезни, полагает этот первый закон (нищету духа), как крепкое и безопасное основание... Когда же не будет этого основания, то хотя бы кто до небес возвышался жизнью, – все это легко разрушится».

В заключение следует сказать, что нищета духовная нередко встречается у людей простых сердцем, не слишком ученых. Именно к ним, пришедшим со всей Палестины, и была обращена речь Спасителя. Характер этого собрания очень хорошо определяет русское слово «народ», когда речь идет не столько о национальной общности, сколько о родстве совестливых душ, готовых к принятию Слова Божия, подобно тому, как пчелы готовы к принятию меда.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Среди даров, которые получают подвижники, есть один особенно драгоценный – это слезный дар. Одни скорбят о разлуке с Богом, другие – о своих грехах, третьи горюют о ближних. Вспомним, как разрыдался Спаситель, глядя на обреченный Иерусалим. Плачущие не значит унывающие, но те, кто имеет нежную, любящую душу. И с какой теплотой говорит о них Спаситель, обещая утешить их, отереть слезы!

Блаженны кроткие

То есть тихие, скромные, незлобивые. По блаженному Августину, «кроткие суть те, которые уступают бесстыдным делам и не противятся злу, но побеждают зло добром». Здесь важно подчеркнуть слово «побеждают» – то есть имеется в виду не расслабленность, а нравственная сила человека, чуждого тому, чтобы судить обидчика и принимать в отношении его какие-либо меры.

Почему Христос не сказал «смиренные»? Человек нервный, деятельный может быть в то же время и смиренным, но никто не назовет его кротким. Как у эскимосов существуют десятки названий снега, так в христианской культуре есть много слов, обозначающих послушание Богу.

Что касается наследования земли, то никто до сих пор не объяснил того чуда, что кроткие христиане Римской империи победили яростных язычников и наследовали их землю.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru