БЕСЕДА



 СВИДЕТЕЛЬ ПЕРЕМЕН

Разговор с вологодским священником, настоятелем храма
Покрова-на-Козлёне о.Валерием Бурковым

Два Покровских храма – Покрова-на-Торгу и Покрова-на Козлёне – действуют в Вологде, и оба в этом году отмечают свое десятилетие.
     Для церкви Покрова-на-Торгу юбилей получился не столь радостным, как задумывалось. Этим летом трагически погиб возобновитель храма отец Василий Павлов, о гибели которого продолжает скорбеть Вологодская епархия.
     10 лет назад в день Покрова Богородицы молящихся под его началом в саму церковь не пустили (там тогда еще был склад), и о.Василий отслужил тогда молебен прямо на крыльце.
     Главные торжества 14 октября этого года пришлись на храм Покрова-на-Козлёне. В день праздника богослужение в этом храме совершил владыка Максимилиан. Церковь была возвращена епархии в 1991 году, после реставрации. Еще нуждается в небольшой доделке иконостас, зато на внутренних стенах уже красуются замечательные фрески.
     Занимается росписью вологодский художник Александр Демидов. В свое время закончивший полиграфический институт, он известен и как книжный график, работавший в Москве, Архангельске. А став храмовым художником, в своей работе он стремится восстановить традиции XV-XVI веков.
     К первой круглой дате покровская община даже выпустила о своем храме специально подготовленную книгу. А наш корреспондент после празднования побеседовал с настоятелем церкви о.Валерием Бурковым.

– Отец Валерий, в информационно-издательской комиссии Вологодской епархии нам сказали, что вы человек с двумя высшими образованиями. Где вы учились?

– Сначала я закончил Второй ленинградский медицинский институт. Потом заочно учился в ленинградском Государственном институте театра, музыки и кинематографии. Работал в системе культуры. И уж потом принял решение обратиться к служению Богу.

– Когда это произошло?

– Я был рукоположен в сан дьякона в 84-м году.

– Давно...

– Да, пожалуй. В 87-м я уже был священнослужителем.

– Сейчас-то многие к Богу приходят, а в начале 80-х уход в священство человека с высшим образованием власти рассматривали как ЧП. Что же вас подтолкнуло к церковному служению? Может быть, какой-то случай?

– Случай? Нет, все происходило постепенно. Я заинтересовался труднодоступной духовной литературой, и она стала все больше меня привлекать. Мысли пошли в эту сторону. Постепенно стал прозревать и в конце концов принял окончательное решение: оставить поприще культуры и перейти на новое для меня поприще церковной деятельности.

– А к кому вы обратились? Как это происходило в те времена?

– У меня мама всю жизнь была очень верующим человеком. С ее помощью я обратился в епархиальное управление, искренне желая посвятить жизнь Богу. Тогдашний владыка, ныне покойный, архиепископ Михаил принял меня, выслушал и благословил на служение Богу. Мне было 39 лет.

– А до этого вы ходили в храм?

– Церковь я посещал как мирянин, но, можно сказать, тайно. Время было сложное. Тем более, что, работая в системе культуры, я занимал определенную должность. Были так называемые дома народного творчества: это такая структура при областном управлении культуры. И я как бы руководил народным творчеством в области.

– В Вологодской области?

– Да, я – вологжанин и жил в Вологде.

– А из окружения вашего, из товарищей кто-то ваши взгляды тогда уже разделял?

– Были такие люди. Но был и один очень хороший знакомый, который с подозрением на меня смотрел в то время: в своем ли я уме. Как это я, человек благополучный, известный в сфере культуры, – и вдруг принимаю такое решение. А потом проходит несколько лет, и он сам становится священнослужителем. Так что все меняется, все меняется, да.

– У вас уже было два высших образования, поэтому специального духовного образования вы не стремились получить?

– Да я пытался поступать, но меня прямо как бы Господь пресекал. Один раз был пожар в Духовной академии, когда я собирался поступать, и все это дело отменили. Дважды подавал прошение ректору академии, но по каким-то причинам так и не получал вызова. А потом понял, что на все Божий промысл.

Но у нас комиссия была, тогда ведь было строго, и мне нужно было сдать ей экзамены по основным предметам.

Самостоятельно готовился. Комиссия создавалась правящим архиереем. И если ты сдавал эти экзамены, то мог стать священнослужителем. В то время так было.

– А в ту пору, как вы стали церковнослужителем, само видение мира для вас как-то изменилось? Тем более, что все перемены в стране происходили, когда вы уже были священником.

– Я тогда служил в Череповце, известном городе металлургов. Это было при Горбачеве как раз. Помню те перемены в отношении государства к Церкви. Мы очень пристально на все это смотрели, наблюдали. Когда отмечалось тысячелетие крещения Руси, вся страна узнала о торжествах. В средствах массовой информации они для народа освещались.

Так что да, я был свидетелем всех этих перемен.

– Церковь их радостно принимала?

– Очень, очень... Это не радость – не то слово. Ликование. Это было великое ликование, когда людям вдруг открылся доступ к Церкви. И самое интересное, помню, как только стало доступно крещение, пришла в церковь группа «металлистов». Не металлурги, а такое молодежное движение – назывались «металлисты» почему-то.

– Да у них одежда вся в железных заклепках...

– Так вот они, со своими заклепками, с такими прическами, панки череповецкие, пошли вдруг прямо подряд. Прежде, было, один-два человека крестились (следили за этим делом соответствующие органы), а тут прямо поток хлынул. Молодежь пошла. Вот они, такие смелые, решительные, приходили креститься. Это было для меня очень памятно.

– А более поздние изменения в стране? Какое-то уныние после этих экономических реформ появилось...

– В Церкви уныния не было. У нас всегда есть причина для радости.

– А в настроении людей вы не заметили изменений к худшему?

– В настроении людей? Ну, конечно, реформы эти, экономические, финансовые, социальные, постоянные встряски, они угнетающе действовали. Но Церковь-то ведь – это как корабль среди бушующего моря. Прошло уже сколько времени с начала перестройки, и я заметил, что неизбывное влечение человеческой души к Богу остается и, я бы сказал, не по убывающей, а по нарастающей.

Вот наш храм Покрова Богородицы отмечал в этом году свое десятилетие – и мы были в центре внимания всего города. По телевизору была передача о нашем храме, в газете писали, ну и так далее. И народу собралось – храм был полон, причем в течение всего дня праздника Покрова. Каждый в меру своего церковного, религиозного понимания приносит свою лепту на алтарь служения Богу.

– Да, слава Богу. А церковь-то сама ваша, она – давняя? Когда построена?

– Это XVIII век.

– И название ее – Покрова-на-Козлёне – видимо, тоже давнее, историческое? Откуда оно, интересно?

– Храм стоит на улице Козлёнской. А насчет самого названия – я дал задание своим людям, и есть несколько версий, однако ни одна из них не может быть окончательно достоверной – откуда вообще это название пошло – Козлёна.

В 1930-м храм был закрыт. Там расположилась мебельная фабрика, а потом призывной пункт. Он известен всему городу. Я сам оттуда в армию призывался. Конечно, храм, превращенный в гражданское учреждение, осквернен был очень сильно.

А десять лет назад в нем опять было богослужение, первое после более чем полувекового перерыва. Еще полов не было, церковь не была обустроена, но ее передали общине. И 14 октября в 91-м году состоялся первый молебен.

В этом году на Покров у нас служил владыка, торжественно, празднично было. О нашем храме мы и юбилейную книгу выпустили. Написал ее вологод-ский писатель Роберт Балакшин: «Церковь Покрова Богородицы, что в Козлёне. Историко-церковный путеводитель». Материалы на эту книгу мы собирали три года. Зато и вышла она хорошо: с иллюстрациями, в суперобложке, солидная, такая праздничная. Не стыдно было преподнести даже Патриарху.

– А кто ее выпускал? Епархия?

– Нет, мы сами. Нашли спонсоров, которые взяли на себя расходы. Она очень дорогая. Тем более, что издание – подарочное, на так называемой праздничной бумаге. Это не просто мелованная, а особый ее вид – «супер». Иллюстрации цветные, кроме дореволюционных, конечно, те-то черно-белые. Так что мы рады, что такую память обрели. Книга будет церковно-исторический характер иметь.

– Кто реставрировал церковь?

– Вологодские мастера. Они реставрировали ее еще до того, как она была передана: купол восстановили, колокольню. Планировалось сделать из храма музей. А вышло иначе. Я был как раз секретарем епархии и участвовал в передаче этого храма Церкви. Внутреннее обустройство церкви продолжала уже сама община. Сейчас храм у нас имеет благолепный, хороший вид.

– Говорят, он хорошо расписан?

– Фрески идут. В трапезной части храма по всей стене идут фрески. Написаны они в наше время, но по всем правилам. Очень толковый художник.

– А храм – большой? В каком районе города он находится?

– Храм не сказать чтобы очень большой. Но и не маленький. Средний такой, однокупольный, с колокольней перед входом. Состоит из двух частей: храма Покрова и храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Вот такое сочетание. Оно не часто встречается, хотя подобный тип постройки попадается в разных епархиях и в разных областях.

А район у нас – центральный почти. Рядом, метрах в трехстах, – областная администрация. Очень близко город-ская больница – метров 400-500. Мы с ней постоянно связь поддерживаем. У нас есть священник, который курирует медицинские учреждения города, наш священник. Ему поручено от правящего архиерея.

– А вы сами как медик – не практикуете? У вас ведь медицинское образование.

– Как медик нет, конечно. Я пользуюсь тем образованием, теми знаниями просто в общении с людьми, которые заняты в медицине. Ну, они видят, что я разбираюсь в этом деле, имею толк.

– Еще, о.Валерий, из приходской жизни какие-нибудь случаи не могли бы рассказать?

– Какие-то случаи остросюжетные сходу не могу рассказать, а придумывать не хочу ничего. Но вот у нас есть икона Божией Матери, написанная великоустюжскими иконописцами – «Пантанасса», с греческого это – Всецарица. Она имеет благодать исцелять человека от рака. Приезжают люди с области в нашу онкологическую больницу. Я зову их к себе: вот, обращайтесь. Есть у нас специальная молитва, она прямо внизу под иконой висит. Люди к ней очень часто прибегают, заказывают молебны, прикладываются к этому образу. Акафист у нас читается этой иконе. И я знаю несколько случаев, когда люди исцелялись от рака.

Вопросы задавал В.ЦИВУНИН

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru