ОТЧИНА


kerzh1.jpg (7937 bytes)
ПИСЬМА
ИЗ КИТЕЖ-ГРАДА

     В № 373 наша газета печатала отчет нижегородца Василия Комлева «Невидимый град Китеж» о его поездке в село Владимирское, что на озере Светлояре. Он рассказал о празднике Казанской иконы Божией Матери, а также коснулся удивительной истории этого святого озера и храма, в котором проходил праздник. И вот спустя время на имя Комлева пришло послание. Завязалась переписка. С согласия автора мы решили опубликовать его письма...  

Письмо ПЕРВОЕ. С.Седов – В.Комлеву.

     «Тимуровцы» Светлояра

     Здравствуйте, Василий!

     С радостью прочитал вашу статью «Невидимый град Китеж».

     Я живу в Москве, но с 1989 года каждое лето приезжаю на Светлояр паломником помолиться на святом месте. Знают меня очень многие местные бабушки. С отцом Евгением мы старые знакомые, довелось вместе послужить и во Владимирском храме, и в Москве в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, и в храме Серафима Саровского в Кунцеве. Отец Евгений часто приезжает в Москву.

     Приезжал я всегда в село Владимирское (это село находится в нескольких стах метрах от озера Светлояр – ред.) с группой верующих еще до того, как стал алтарником храма; еще до того, как возобновились службы в храме Владимирской иконы Божией Матери.    

kerzh2.jpg (12045 bytes)

...До праздника еще два дня. Мы красим крышу и
церковную ограду. Храм во Владимирском
деревянный, постройки 1762 года,
а выглядит как новый

В первый же наш приезд, когда мы взяли с собой палатки, решив разбить лагерь в лесу, метрах в 500-600 за озером, мы поняли, что палатки взяли зря. Мы ходили по домам в селе и спрашивали, кому нужна безвозмездная помощь – починить забор или выкосить траву. Нас тогда прозвали «Тимур и его команда», и многие бабушки приглашали на ночлег.

     Представляете, какая была у нас радость, когда в один из приездов мы попали на освящение храма, познакомились с его первым настоятелем о.Владимиром Каревым. Впоследствии мы помогали ему чем могли: покупали и привозили недостающие богослужебные книги, шили облачения. Именно при о.Владимире был отреставрирован и покрашен в голубой цвет храм.

     Но владыка перевел этого опытного батюшку в Нижний Новгород, где он и до этого служил в единоверческой церкви. Мне очень интересно было беседовать с ним о старообрядчестве, к которому, как мне казалось, о.Владимир относится с любовью, хоть и является православным священником. Это очень добрый, умный, эрудированный человек, да и сан у него – протоиерей.

     С этих пор перед тем, как приехать, мы благословлялись на поездку и у московского настоятеля, и у владимирского. Письмо от имени настоятеля нашего храма в Москве с просьбой разместить группу москвичей-паломников на ночлег в домах верующих в с.Владимирском зачитывалось в храме в конце службы непосредственно перед нашим приездом, а когда приезжала группа – бабушки нас «расхватывали» по домам. Удивительно добрые люди. Однажды я слышал, как одна из бабушек предлагала нашим детям молока «втихаря», так как шел Петров пост: «На, попей! Батька-то не видит!» На что мудрый отрок отвечал: «Зато Бог видит».

     Вторым настоятелем храма стал алтарник отца Владимира Александр. Отец Александр во время своего служения там жил во Владимирском, где у него родилась дочь, а одна из наших паломниц стала у нее крестной. Молодой батюшка, добрый, хороший, но робкий. Не радовало его людное место. Он молитвенник, до женитьбы много раз просился в монастырь, но так и не получил на то благословения. Перевели его в более тихое место в Нижегородской области.    

kerzh4.jpg (20929 bytes)

Отец Евгений

Вот тогда и назначили о.Евгения Горбунова, который там уже несколько лет настоятель. Он старается поддерживать большой храм в хорошем состоянии, сам не гнушается принять участие в самых разных работах. Я видел, как он, обвязавшись веревкой, красил купола. Летом 2000 года весь храм перекрасили в желтый цвет.

     Когда о.Евгений стал настоятелем, мы писали ему, просили установить крест на том месте, где стояла часовня. Потом, благословясь, мы установили на горе транспарант с текстом, где рассказывалось о том, что раньше на этом месте стояла часовня, и просили не осквернять это место разведением костров и распитием спиртного. Через год дубовый крест был освящен в храме, крестным ходом отнесен на гору и установлен. Мы были счастливы, что приняли участие в этом. А как появился на горе второй крест – не знаю. Его не освящали, откуда он взялся – для меня загадка.

     С тех пор, как открыли храм, у нас не было проблем с работой. Приезжающая группа после размещения по домам тут же получала благословение на послушание. В основном это были работы по благоустройству храма и прорубания тропы вокруг озера, так сказать, в высоту, чтобы крестный ход мог пройти с высокими церковными знаменами – хоругвями. (Так уж получается, что очень часто, в том числе и 6 июля 1999 года, когда митрополит Николай благословлял закладку часовни на озере, мне выпадало нести один из хоругвей во время крестного хода). О Светлояре снято четыре документальных фильма, в двух из них я рассказываю о храме, Светлояре и Владимирской иконе.

     Почти в каждый наш приезд я узнавал много интересных случаев исцеления от разных болезней, некоторым исцелениям был свидетелем. А с 1992 года получил благословение записывать такие необычные случаи, встречался с удивительными людьми, многие из которых сами исцелились на озере, многие из которых живы сейчас.

     Статью вашу прочитал с радостью. Быть может, нам есть о чем поговорить.

     Мой электронный адрес: ssedov26@mail.ru    

Письмо ВТОРОЕ. С.Седов – редакции.

     Господня длань

     Здравствуйте, редакция!

     Вы спрашиваете, можно ли опубликовать мое письмо к В.Комлеву. А также просите уточнить обстоятельства первой встречи с озером.    

kerzh3.jpg (3686 bytes)

Сергей Седов

Об озере Светлояр я слышал с раннего детства. Удивляло меня то, что взрослые всегда говорили об озере, несколько понизив голос. Были эти рассказы всегда какими-то необычными, содержащими нечто таинственное. Но поехать самому посмотреть на удивительное место мне тогда вовсе не хотелось. Больше меня привлекали рыбалка на Ветлуге да отдых в лесу. Байки про озеро вызывали у меня улыбку, ведь я считал себя образованным человеком, не верящим в небылицы. Однако все рассказанное о Светлояре почему-то запоминалось, как детская сказка, которую помнишь всю жизнь.

     Первый раз желание съездить во Владимирское появилось у меня году в 1971 (тогда мне было 15 лет), а осуществить я его смог только спустя несколько лет. Тогда же произошел и случай, особо запомнившийся мне и всем моим спутникам.

     В самом начале перестройки большая группа моих друзей и единомышленников, перечитав все, что смогли тогда достать о Светлояре и граде Китеже, отправилась в туристическо-экскурсионную поездку к загадочному озеру. Ни о каких паломничествах в то время мы и не помышляли. Мы приехали на Светлояр во второй половине дня. Необычным для нас было многое, но больше всего – чистота и тишина.

     Мы решили заночевать недалеко от озера; ушли в лес по направлению к источнику Кибелек метров на 400, развели большой костер и расположились вокруг. Все мы тогда чем-то увлекались, жадно читали книги, которые стали вдруг доступны после 1982 года. И хоть многие наши увлечения были разными, мы были едины в понимании того, что мир устроен гораздо сложнее, чем его нам представляла советская материалистическая наука. Едины были мы и в том, что исповедовали здоровый, трезвый образ жизни: никто из нас не курил и не употреблял спиртного. Сейчас мы встречаемся нечасто, но когда такая встреча случается, обязательно вспоминаем события той ночи с 5-го на 6-е июля.

     ...У костра нас было 32 человека. В 2 часа 10 минут (ошибка во времени может составлять минуту-две) со стороны поля донесся удар колокола. Звук шел издалека, но был настолько сильным, что задрожала земля, из костра поднялся пятнадцатиметровый столб искр, а мы вскочили на ноги и повернули головы в сторону поля. Какого бы размера ни был тот невидимый колокол, но он не мог произвести столь сильных колебаний земной поверхности. Удивительным казалось и то, что встали на ноги и повернулись к полю лишь 20 человек. Двенадцать же удивленно смотрели на нас, не понимая, почему мы поднялись с удобных бревен-сидений. Они испуганно спрашивали нас: «Что случилось?», «Какой колокол?», «Какой звук?», «Какое дрожание земли?» Они ничего не слышали и ничего не почувствовали, хотя и видели необычно большой и густой сноп искр, поднявшийся вдруг из костра.

     И тут раздался второй удар в колокол, который был сильнее первого. Услышали его все те же 20 человек. Теперь мы явно ощутили подвижку земли под ногами. Новый сноп искр, вырвавшийся из костра, был выше первого. Мы, не сговариваясь, тут же вытянули руки, указывая направление, откуда доносился звон. Больше ударов колокола мы не слышали. Позже от местных жителей мы узнали, что поле, откуда раздавались удары, называется у них Господня Длань.

     Интересно то, что мы, в то время еще только идущие к вере, не искали никаких материалистических объяснений увиденному. Возможно, в глубине души мы готовы были встретиться на Светлояре с чем-то необычным, необъяснимым. Тогда впервые и сказал кто-то фразу, запомнившуюся всем: «Наверное, Светлояр свои тайны раскрывает не каждому».

     Через несколько лет снова слышали звон на Светлояре, но уже не отдельные удары колокола, а перезвоны, и четко различали его даже те люди, которым не посчастливилось стать свидетелями в первый раз. А я, грешный, так явственно слышавший оглушающие удары колокола в первый приезд на озеро, ничего не смог различить во второй раз из-за шума ветра и далекого рокота мотоцикла.

     Нельзя разгадать тайны Светлояра, задавшись такой целью. Верно говорят старожилы Владимирского: «Кому нужно, тому и откроется!»

     Не знаю, то ли я написал, что вы хотели узнать...

(Продолжение на следующей странице)

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru