МАСТЕРСКАЯ


 ДОМАШНИЙ ПИРОГ «СЧАСТЬЕ»

О вологодской поэтессе Ларисе Патраковой,
даже не столько о ней...
patrakova.jpg (8108 bytes)

     Лариса ПАТРАКОВА.

     Талантливый поэт, она печатается совсем немного. Невозможно представить Ларису Патракову обивающей пороги издателей.

     Живет как птица – тем, что Бог пошлет. Помогут друзья, продаст сундук старинный, удивительный – за бесценок. Беспомощная, бесстрашная, она сидит в окружении тех красивых вещей, что еще уцелели, бесчисленных книг и пытается понять, зачем я мучаю ее, задавая вопросы о судьбе.

     Мягко осекает:

     – Я не хочу и не буду говорить об этом, а лучше расскажу о тех, кого любила и люблю. Многих из них уже нет в живых. Нет Юрия Петровича Платонова. Он был человеком, мастером. Помню, как мы ходили с ним по Эрмитажу. Все часы в музее были на его попечении. Помню, как он повел меня наверх, на чердак, завел там главные часы Эрмитажа. Лицо каменного ангела было рядом, напротив.

     Потом мы спустились в мастерскую, где повсюду звонили часы. Я сказала его ученику, юноше:

     – Когда вы будете ремонтировать старинные музыкальные часы тонкой работы, вспомните обо мне.

     А из угла послышался бас Михаила Петровича – главного помощника Платонова:

     – Вы, Лариса Реональдовна, как-то больше с башенными ассоциируетесь.

     Это очень грустно, что с башенными, мне не понравилось:

     – Вот видите, Юрий Петрович, никто меня правильно не понимает.

     Как мы познакомились – это удивительно. Я вела экскурсию из Санкт-Петербурга по Ферапонтову монастырю. Когда пришло время прощаться, подошел человек. И сказал два слова:

     – Проблемы есть?

     Я посмотрела ему в глаза. Подумала: волшебник. И почему-то рассказала о наших колокольных часах – древнейших часах Севера, их сделали в 1634 году. Они так долго были мертвы, что их и часами назвать было трудно. Это были остатки удивительного механизма.

     Поздно ночью раздался звонок. Звонил мой волшебник, сурово вопрошая:

     – Как же могли отпустить меня, не показав эти часы. Мы хотели завтра с женой вернуться в Петербург, но не поедем. Ждите.

     И вот мы полезли наверх, к часам. Платонов был грузным человеком. Кое-как вскарабкались по шаткой лестнице... Он восстановил их за два года, вытачивая недостающие детали и стараясь соблюдать технологии XVII века.

     Такой он был человек. Первые часы починил в 12 лет, когда трагически погиб отец. А потом восстанавливал их по всей Руси – в Ярославле, Суздале, в Пулковской обсерватории.

     Восстановил в Ферапонтове колокольню трехоктавную. Тогда это не поощрялось, и он работал почти тайно. Под «занавесом» ремонта собрал звонницу из 19, кажется, колоколов. Привлек музыкантов – братьев Огородновых. Они приезжали и осваивали колокольню как музыкальный инструмент, играли на этих колоколах.

     Однажды Платонов привез колокол с трещиной из Белозерского монастыря. К нему прикладывались косноязычные, те, кто плохо говорит, – считая чудотворным. И я однажды приложилась перед выступлением. Поверьте, колокол очень старый. Платонов залил его неизвестным составом, вылечил, он звонит сейчас в какой-то церкви.

     Юрий Петрович. Я была его крестной матерью. Мне очень его не хватает. Платонова мне страшно не хватает.

* * *

     – Лариса Реональдовна, откуда у вас такое необычное отчество?

     – Мой дед был в плену в Первую мировую войну, несколько лет провел за границей. И кто-то из скандинавов – швед или норвежец – спас ему жизнь. Тогда дед решил, что, если вернется в Россию и у него родится сын, он назовет его по имени спасителя – Реональдом. А в крещении мой отец был Романом.

* * *

     Вот еще запомнилось:

     – Я много ездила по стране, чему очень рада. В моем детстве были, кроме Белоруссии, Сибирь, Ангара, Угрюм-река. Они оставили мощное впечатление. География воспитывает не меньше чем семья.

* * *

     – Лариса Реональдовна, расскажите, пожалуйста, об отце Николае с острова Залит. Мне говорили, вы с ним знакомы.

     – Отец Николай. Я была у него пять раз. Когда увидела впервые, он стоял среди людей на траве.   И в этом не было бы ничего необычного, но он совсем не касался ногами ни травы, ни земли.

     В другой раз дом был закрыт на замок. И мы не знали, дома он или нет, очень волновались, но вот послышались шаги. Отец Николай стал разговаривать с нами из сеней, и мы не видели друг друга. А потом пришла келейница, открыла дверь, и к нам вырвался сноп света, и постепенно стали проступать очертания отца Николая.

     Однажды он стал вдруг нас торопить с отъездом: «Бегите, бегите». Благословил идти. Зачем, недоумевали мы, ведь до переправы часа четыре. И вдруг на берегу встретили женщину-рыбачку, которая крикнула нам то же самое: «Бегите». Едва успели на лодку.

     Он так любил петь, отец Николай, не знаю, как сейчас. У него стоит фисгармония, и я написала ему колыбельную песенку.

* * *

     Мы сидели, говорили о чем угодно, только не о ней. Пришла ее знакомая девушка, стесняясь предложила испечь пирог «Счастье».

     – Если им угостить многих людей – будешь счастлив, – сказала она.

     И они стали печь пирог.

В.Г.

* * *

«Помру, и некому читать Псалмы, –
Сказала бабка. – Страшно только это:
Как уходить отсюда – не отпетой?»
И долго-долго с ней молчали мы.

Но смотрит на меня, решая что-то,
И говорит: «А не взялась бы ты?
Стихи писать – похожая работа...»
И старенькую достает Псалтирь.

* * *

Затаилась на миг на далекой окраине
Своей тихой души... рожь сомкнулась могучая...
Лишь слепец проходящий про Авеля с Каином
Хриплым голосом древнюю песню измучивал.

Тихо мама прошла и, молитвы не зная,
Все искала в стихах моих небу созвучное.
И любовью ко мне свою душу пытая, 
По складам назвала имя самое лучшее...

Приходил мой любимый... Меня не заметил:
Пили чай, я его собирала в дорогу...
Он о чем-то спросил – сам себе и ответил
И сквозь полдень кому-то кивнул от порога.

День июльский сгорал в медно-липовом пламени,
Я летела сквозь рожь в синеву ненасытную...
Лишь слепец с его песней про Авеля с Каином
Муку вечную – вечную радость испытывал...

* * *

sthi.jpg (10392 bytes)

Все ветры здесь и тянет сквозняком,
Дом обошел, а выход не приметил...
Однажды здесь проснулся на рассвете
И сам с собой как будто не знаком.

Но смутно вспоминался этот дом:
Портреты в рамах, книги, стол рабочий,
В окне река (теперь, куда захочет, течет,
А было устье и исток).

И ты был в доме том не одинок,
И жили в нем герои давних строчек...
Но тот же дом, лишенный вдруг примет,
Ориентиров жизни, звуков вечных...

Здесь от рассвета потянулся вечер,
А полдня в нем и не было, и нет...
Начни сначала... Близится рассвет,
А значит, там восток, а это – запад:

Вчера там луч последний трепетал...
Ты растерялся просто, ты устал,
Заплачь, ты можешь, ты умеешь плакать,
Заплачь, начни сначала, ты устал...

* * *

За туманами деревню узнаешь?..
Кони ржут – местный князь собирает рать,
И вдоль поля, где в колос уходит рожь,
Мчится русская конница умирать.

Бабам пыль застит свет васильковых глаз,
Колокольня отплачет прощальный звон:
Русь такою деревней не раз спаслась,
Когда лезли враги с четырех сторон.

На пригорке, который – могильный холм,
Громче крикнется, тише спросится:
Узнаешь этот дуб, этот крайний дом?
С крыши всадник в небо уносится...

* * *

Ночь, размытость чутких линий,
Монастырских глав сиянье...
У ворот сказала имя,
Как спросила подаянье.

Кто копейкой стертой, медной,
Кто куском ржаным, пахучим –
Поделился самый бедный
Самым лучшим...

Молча проводили в келью,
Принесли воды холодной,
И сама себе не верю,
Что уснула не голодной.

Ломбард

Я обмануть нужду сюда зашла
И встала в очередь за дамой старой,
Которая не выглядит усталой,
И мне не ясно, как она жила,

Какие платья в юности носила,
Какие серьги кто-то ей дарил,
Кого она когда-то разорила,
И кто ее под старость разорил...

Мне было время погадать об этом,
Пока сдавала очередь, как встарь:
Колечки, броши, царские монеты,
Старинные кулоны и браслеты,

Меха, алмазы, серебро, хрусталь...
Мы продвигались медленно и чинно,
Мне руку жег дешевенький браслет,
И было почему-то так обидно,

Что нет фамильных жемчугов старинных,
Алмазов, бирюзы и яшмы нет.
Моя соседка подошла к окошку
И, слова лишнего не говоря,

Сняла с руки наморщенной и жесткой
Потертый, тусклый перстенек неброский,
И получила тридцать три рубля.
Все оказалось проще и печальней:

Таких же денег стоил мой браслет...
Мы небогаты обе неслучайно,
Но ей спасать свой перстень обручальный,
А у меня его, по счастью, нет.

Я уходила, думая об этом,
И было мне опять себя не жаль:
Зачем мне эти звонкие браслеты,
Колечки, брошки, царские монеты,

Меха, алмазы, серебро, хрусталь...

* * *

Я видела совесть свою, стоящую в храме...
О, как непохожи мы были в тот вечер июля...
Как радостно было мне Бога бессмертного славить:
Я пела ему, до небес вознося: Аллилуйя!

А совесть дымилась в углу, на злодейку похожа,
Хвалебная песня ей явно была не по силам,
Она, чтобы выжить, рыдала: «Помилуй мя, Боже»...
И плакала кровушка – страшно прощенья просила...

Я пела хвалу. Я была не грешнее всех прочих –
Девчонка молилась с каким-то крылатым смиреньем
О страшных грехах...
«Их и знать-то Господь не захочет», –
Подумала я, когда встала она на колени...

Все выше мой голос – она же вот-вот изнеможет...
Я Господа славила в день нареченный июля,
А совесть, рыдая, просила: «Помилуй мя, Боже».
И я, заглушая ее, выше неба кричу: «Аллилуйя»...

* * *

На смолистых золотых ступенях
Присела в девять лет, как сон, пуглива,
Гортань щекочет солнечное пенье
И юной плоти первые приливы –
Все тянется за солнцем – тихо зреет...
Глаза закрыла, опустила руки:
Ласкает солнце, мучает, лелеет...
И со ступеней поднялась старухой.

* * *

Стучу в дубовые врата –
Все в кружевном убранстве кованом...
В кровь кулачки, и ногти сломаны –
Стучу до самого утра.

И на рассвете дверца узкая
Открылась, словно взгляд вприщур,
И баба, несказанно русская,
Зевнула: «Видывали дур...»

И осеклась. Взглянула пристально,
Швырнула узелок к ногам:
«Переоденься – только выстиран
Лазоревый твой сарафан...»

Узнала, как огнем плеснула
Из-под крылатых, смуглых век...
И я вслед утру проскользнула
В семнадцатый ознобный век.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru