АРХИВ


 «КАКИЕ БЫ ВРАГИ НИ ПРИХОДИЛИ
НА РУССКУЮ ЗЕМЛЮ...»

О проповедях в Вологодской епархии во времена СССР

     Архивные материалы уполномоченных по делам религии в СССР – чтение познавательное. Они хранят следы самых разных кампаний против Церкви.

     В конце 50-х, например, разоблачали хозяйственную деятельность священников. У приходов отнимали, бывало, все имущество, включая фикусы и фисгармонии, а батюшку лишали регистрации. На рубеже 70-х главной темой стало крещение детей. Но попутно решено было отслеживать темы проповедей, произносимых в храмах.

     Как это происходило в Вологодской области?

     Каждое воскресенье активисты, главным образом женщины, устремлялись на службы и добросовестно их отстаивали. Любопытное, должно быть, зрелище – все кругом кланяются, крестятся, а в уголке стоит дама в плохоньком советском пальтишке, краснея или каменея лицом, – это уж от характера зависело. А может быть, тоже крестилась, чтобы не выделяться?

     «Исполнительный комитет – тов. С.В.Матасову.
     Тов. Костыгова Н.Н. посетила службы. Содержание проповедей изложить трудно, так как записывать их в ходе церковной службы нельзя. 19 апреля предпасхальная служба содержит в себе в основном рассказы о жизни Христа, его страданиях и терпении.
     Читалась... проповедь и о том, что евреи в Израиле ведут справедливую войну за свои исконные земли, так как евреи раньше были гонимы... не раз испытывая нашествия ассирийского царя. Евреи откупились от него, отдав ему все серебро, какое нашлось в домах, и золото сняли с дверей «Дома Господня», но и это не помогло...
     И звучала мысль, что Израиль мстит за это своим соседям. Все это высказывалось в завуалированной форме. Фамилии священника тов. Костыгова Н.Н., к сожалению, не запомнила».

     Что значит «все это высказывалось в завуалированной форме»? – вот загадка. Впрочем, не слишком трудная. Об арабо-израильской войне священник, естественно, не сказал ни слова. Израиль тогда клеймился во всех советских газетах, да и симпатии батюшки достались бы, скорее, православным палестинцам, чем иудеям.

     То есть налицо ложный донос, за который проповедник мог жестоко пострадать. Но это не единственная неувязка в документе.

     Утверждая, что забыла фамилию священника, Костыгова явно говорит неправду. Если она ее не знала заранее, то нечего было и забывать. Священник на службе своих Ф.И.О. не называет, у прихожан тоже не спросишь, да и не скажут, заподозрив неладное.

     Возможно, Костыгова думала, что имя батюшки потом будет нетрудно установить по названию церкви. Но не учла, что в храме могут служить несколько священников.

     Так Господь уберег Своего пастыря от беды.

* * *

     Из этого эпизода можно понять, насколько небезопасным было чтение проповедей в те годы. Другим препятствием становилась нехватка литературы. В архивах сохранилась опись епархиальной библиотеки Вологды. Она насчитывала аж 15 книг. Такого «изобилия» не бывало на Руси, наверное, со времен монголо-татарских набегов.

     Вот несколько названий: «Патриарх Сергий: духовное наследство», пятый том митрополита Николая (Ярушевича), «Ко дню церковного праздника 800-летия Москвы», «Богословские труды» – три выпуска, Типикон...

     Слезы, а не библиотека. А что, в таком случае, творилось на приходах! В результате уполномоченному на стол ложились такие вот сообщения:

     «Информация Тотемского района.
     Проповеди бывшим священником не читались. Новый священник читает проповеди по престольным праздникам. Так, в Рождество читал послание Московского Патриарха Алексия и послание епархии... В проповеди призывал молиться за борющийся народ Вьетнама, за мир и благополучие на земле, за всестороннее развитие нашего общества, за дальнейшее процветание православной церкви».

* * *

     Но главных источников благовестия – Евангелия и христианского сердца – богоборцы отнять не могли. За 1970 год в епархии было прочитано около 900 проповедей.

     Советские активисты упорно пытались запомнить их содержание, и вот что интересно. Сквозь донесения иной раз довольно живо пробивается характер автора. Вот один пример, когда человек, пришедший в храм с недобрыми намерениями, явно заслушался:

     «В праздник «Сретенье» в проповедях изучался ветхозаветный закон, по которому каждая израильтянка, став матерью, должна была в 40-й день после рождения своего младенца приходить в храм... приносить при этом очистительную жертву.
     Дева Мария не имела нужду в очищении. Младенец ее был сыном божиим. Но, несмотря на это, она пришла с младенцем в храм иерусалимский и исполнила требования «закона» Моисеева. Божественного младенца в храме встретил благочестивый старец Семион, с восторгом и радостью принял в свои объятья.
     Записано со слов настоятеля Воскресенской церкви о.Виталия Белова».

     Здесь характерно, что запомнились автору записки слова «благочестивый», «с восторгом и радостью». Так подробно передавать проповедь не было, конечно, никакой нужды. Но... что-то, видно, шевельнулось в сердце бедняги.

* * *

     Кое-что хорошее можно узнать из этой «истории проповеди Вологодской епархии» и о батюшках начала семидесятых:

     «Священник Богородской церкви Василий Чугунов... говорил, что мир греховен, осуждал наличие в обществе супружеской неверности, расторжения браков и т.д. Призывал к человеческой любви и верности. К воспитанию детей в духе православной веры.
     Настоятель Лазаревской церкви г.Вологда... Геннадий Яблонский пространно говорил верующим, как велика милость божья и как часто мы бываем неблагодарны. К числу «милостей божиих» отнесены рост материального благосостояния нашего народа, рост науки и культуры, даже достижения в области исследования космоса. За все это призывал верующих приносить благодарность богу.
     Имея случай встречи с Яблонским, я спросил его – правильно ли относить на счет божий успехи нашего советского строя? Он ответил, что, по его понятию, как человека верующего, все свершения происходят по воле божией».

     Спор любопытный. Даже этого краешка православной жизни, увиденной глазами атеиста, достаточно, чтобы критически оценить миф о «красных попах», что наша Церковь будто бы подчинилась богоборцам.

     14 октября 1973 года, в праздник Покрова, священник Богородской церкви о. Владимир, догадываясь, что в храме присутствует осведомитель, говорил верующим «...о силе русского народа, что какие бы враги ни приходили на русскую землю, народ не покорялся, выдерживал все испытания».

Материал подготовил В.МАМАЕВ.     

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru