ПРАЗДНИК

«ДРУГ МОЙ, ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОСКРЕС!»

О Распятии и Воскресении Христовом глазами исследователей

Кто-то сказал: «Пустая гробница Христа была колыбелью Церкви». Точнее выразиться невозможно. Вспомним отчаяние учеников накануне и после казни. Но вот они вбегают в пещеру и видят Плащаницу. Еще накануне в ней пребывал израненный, скончавшийся от страданий Спаситель.
     Спустя 19 веков Ницше воскликнет: «Бог умер» – и эти слова подхватят миллионы людей. И это правда, великая страшная правда. Он умер. Но немецкий философ не сказал всей правды, не смог выговорить два последних слова: «И воскрес».
     Поэтому в конце концов он лишился разума, а вслед за ним с ума сошел весь мир. Попытки разъять истину о Спасителе никогда не прекращались. Так мусульмане утверждают, что Христос не умер. Иудеи – что не воскрес. Взглянем на факты – и убедимся, что было и то, и другое.

Смерть

Святая Плащаница, которая хранится сейчас в Турине, запечатлела на себе следы страшных истязаний, которым люди подвергли своего Спасителя. Его били палкой, метя в голову, сломали переносицу. В Евангелии написано «трость», на деле все было еще хуже. Потом воины возложили на Иисуса Крест и погнали к тому месту, где собирались убить. Ткань сохранила глубокий след от бруса на правом плече Христа.

Физически измученный и обессиленный, Он много раз падал под тяжестью ноши. Его колено было разбито, тяжелая балка Креста била Сына Божия по спине и ногам. Следы этих падений и ударов также, по свидетельству судебно-медицинской экспертизы, запечатлены на Плащанице.

* * *

Крест был грубо сколочен, один его конец волочился по земле. Ни один из иудеев не высказал желания помочь, и это всерьез обеспокоило воинов. Они поняли, что перестарались с истязаниями, что Царь Иудейский Сам донести Крест до места казни не сможет.

Что делать? Для римлянина волочить крест считалось позором. Принудить к этому беснующуюся толпу иудеев также было невозможно. И тогда солдаты стали высматривать физически сильного мужчину, на лице которого было бы хоть немного сочувствия.

И такой нашелся. Евангелисты Марк и Лука подчеркивают, что Симон Кириенянин не был зевакой, охочим до чужих страданий. Не был он и христианином. Просто случайно шел мимо, возвращаясь с поля домой, и увидел, как издеваются над Человеком.

Лицо Симона исказилось жалостью, и солдаты предложили ему помочь Христу. Земледелец согласился.

* * *

И вот Лобное место. Римляне протянули Спасителю губку, пропитанную желчью и уксусом. Это было средство, призванное затуманить разум приговоренного и облегчить ему боль.

Господь отказался, предпочитая страдать, но сохранить при этом ясную голову. Это, судя по всему, зацепило за душу одного из разбойников. Поначалу он, подобно своему товарищу-злодею, поносил Спасителя, но его уважение к мужеству Христа все росло. Разбойник замолчал...

Ни один из присутствовавших на казни учеников Христа не заметил этого переворота, не услышал слов: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Но они донеслись до Матери, стоявшей рядом с Крестом. С Ее слов много лет спустя и записал историю этого обращения святой Лука.

* * *

Теперь скажем о тех минутах, когда Спаситель умирал. Над толпой, ликующей от мысли, что кого-то убивают (как это свойственно человеку – радоваться, что распинают не тебя самого), разнесся крик умирающего Христа: «Или, Или! лама савахфани?» – то есть «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Лишь один безымянный, очевидно, кто-то из числа солдат, содрогнулся, схватил губку с вином и желчью и подбежал, поднося ее к губам Спасителя. Надеялся утишить боль.

Толпа же, завистливая, подлая, продолжала торжествовать. Она не расслышала, а может, сделала вид, что не расслышала имени Творца: «Или». По звучанию оно схоже с именем Илия. И иудеи говорили солдату: «Постой; посмотрим, придет ли Илия спасти Его».

* * *

Христос крикнул последний раз, уже бессвязно, и испустил дух. Началось землетрясение. Римские солдаты устрашились и впервые задумались над тем, Кого же они убили.

Ответим на сомнения тех, кто утверждает, будто Господь не умер, а лишь потерял сознание. Эти сомнения испытывали не они одни. Солдаты пронзили ребра Христа копьем, после чего из раны вытекло немного крови и воды.

Это не совсем обычная картина при распятии с точки зрения медицины. Посмертное прокалывание левого бока может привести к следующим последствиям:

1. Как правило, из раны нет никакого истечения, за исключением нескольких капель крови.

2. Обильный поток крови из раны в случае распятия, отравления стрихнином, утопления.

3. Истечение крови и воды или воды, а затем крови происходит при разрыве сердца, плеврите, перикардите.

Об этом пишет Сэмюэль Хафтон, известный физиолог из Дублинского университета. Хафтон исключает плеврит и перикардит и приходит к тому же выводу, что и другие исследователи-медики. Например, в книге «Физические причины смерти Христа» ее автор Джеймс Томпсон утверждает, что причиной смерти Спасителя стало «не физическое изнурение и не страдания от распятия, но душевное отчаяние, вызвавшее разрыв сердца».

Так от медиков мы получаем подтверждение тому, что и сами чувствуем. Душевные страдания Христа были неизмеримо сильнее физических. Он умер от муки за людей.

Если бы Спаситель впал в обморок, то кровь из раны хлынула бы обильным потоком. Но римляне – это народ, который одно умел делать добросовестно наверняка – лишать людей жизни.

* * *

И еще одно доказательство, что Сын Человеческий погиб на Кресте. После смерти Господь был облечен Иосифом Аримафейским в погребальный саван. Часто это был кусок материи, в котором состоятельные иудеи (к которым принадлежал и Иосиф) хранили Тору – Пятикнижие Моисеево. Это удивительный символ. Покров, освященный Ветхим Законом, переходил к человеку с тем, чтобы он восстал из него по воскресении из мертвых.

Саван пропитывался соком алоэ и смирной – довольно едкими, сильными веществами, а затем помещался в герметически закрытое помещение – пещеру. Даже если допустить, что Господь впал в обморок на Кресте, то испарения от ста литров благовоний в пещере способны были отравить абсолютно здорового человека.

Но допустим все-таки, что Христа он не убил. Но что дальше? Мог ли Он на рассвете третьего дня вдруг появиться перед учениками здоровым, исполненным радости? Сам размотать погребальные пелены с десятками килограммов благовоний, откатить камень, который не под силу было сдвинуть трем женщинам, и пройти несколько километров на израненных ногах!?

Потребовалось бы много месяцев на то, чтобы оправиться от распятия. Даже те, кого снимали с креста явно живыми, как правило, потом умирали.

Между тем общение Спасителя с учениками после Воскресения меньше всего походит на встречи в больничной палате. В те дни Господа видели более пятисот человек, и, судя по описаниям очевидцев, в Нем было больше жизни, чем в любом из них.

Воскресение

Тем не менее, врагам Божиим необходимо было как-то объяснить исчезновение Спасителя. В результате иудеи выдумали две версии того, почему пещера оказалась пуста. Здесь что замечательно: тем самым они согласились, что Господь «исчез» из опечатанного, хорошо охраняемого места.

Первая версия появилась сразу после Воскресения. Она гласит: «Христа похитили ученики» (об этом упоминает апостол Матфей).

Но как они могли это сделать? Ведь апостолы были совершенно деморализованы распятием Учителя. Если бы Господь не воскрес, нарушив Свое обещание, то они бы просто разбежались. Однако эти загнанные, робкие люди вдруг словно утратили всякий страх и положили начало самому массовому героизму в истории мира – двадцативековому мученичеству за Христа.

Да и как они могли подкупить стражников, даже если бы захотели это сделать? Солдаты, которые позволяли сломать имперскую печать, приговаривались к смерти.

Но вот произошло немыслимое – печать сломана.

В ужасе воины бросились к иудеям. Этот шаг совершенно понятен. Столкнувшись с чем-то необъяснимым, стражники потребовали от местных религиозных вождей либо пресечь эту мистику, либо доказать Пилату, что в Палестине исчезновение мертвых из запечатанных могил – это обычное явление.

Члены Синедриона не могли, естественно, сделать ни того, ни другого. Не могли они и обвинить солдат в сговоре с учениками. Четыре человека (численность римского наряда) не могли одновременно сойти с ума от жадности. Если бы они взяли деньги, то немедленно постарались бы покинуть Иудею.

Остается последний, весьма сомнительный, ход – обвинить апостолов, что они выкрали тело Христа, усыпив бдительность стражи. Так иудеи и поступили, но...

Это была такая официальная ложь, которую никто всерьез не воспринял. Ни один из учеников за «похищение» не был наказан. И даже тогда, когда иудеи обвиняли апостола Иакова и других христиан в разных грехах, о «похищении» не было сказано ни слова.

Историк Фэрбэрн в своей книге «Изучение жизни Христа» пишет по этому поводу, что «молчание евреев не менее важно, чем речи христиан».

* * *

Отчаяние иудеев было столько велико, что они создали новый миф: «Тело Иисуса (Иешуа) украл Иуда (Иегуда)».

В XIII веке был составлен целый сборник глумлений над Христом – «Книги родства Иешуа». Ничего более мерзкого из-под человеческой руки, наверное, никогда не выходило. В то же время мы узнаем из этого трактата, насколько Спаситель поразил воображение своих врагов.

Там, в частности, признается, что Иешуа был человеком, обладавшим способностью (благоприобретенной) говорить с Господом. Однажды Он якобы сказал Творцу: «Да благоугодно будет Тебе, чтобы Я стал Богом». И в то же мгновение послышался голос с неба, сказавший: «Будешь!»

После этого «Иешуа стал летать по воздуху, ходить по водам, укрощать бурю, исцелять слепых и прокаженных, воскрешать мертвых и совершать другие, гораздо большие, чудеса, чем те, какие известны о Нем».

Ничего худого Спаситель, по словам аторов книги, никому никогда не делал. Чем же была вызвана ненависть к Нему? Этого в тексте не говорится, но в других местах Талмуда поясняется, что Христос «развращал народ и склонял его к новой религии». Это обвинение практически дословно совпадает с тем, что было предъявлено Сократу. Но греки потом все же покаялись за смерть человека, а иудеи за убийство Бога – нет.

В «Книге родства...» говорится о том, как член Синедриона Иегуда Ишкариот (Иуда Искариот) поступил в число учеников, чтобы вести подрывную работу. Вскоре ему предоставилась возможность предать своего названного учителя. После казни Иегуда похитил тело Иешуа, чтобы помешать сделать это апостолам.

Поражает, дышит нечеловеческой злобой финал этого рассказа. Тело прячется Иудой на дне гнилого потока, а потом оскверняется толпой: «Над трупом Иешуа Ганоцри издевались всевозможным образом: плевали, вырывали волосы из бороды и головы...»

Вот автопортрет нации, отвергшей Бога (мы, естественно, не стали приводить наиболее отвратительные подробности). Но каким образом Иуда мог похитить тело Христа на виду у стражи, в «Книге родства...» также не объясняется.

* * *

Между прочим, стража была выставлена Пилатом у Гроба по просьбе Синедриона. Возможно, кроме римлян, там присутствовала охрана из числа иудеев. И вообще свидетелями Воскресения стало довольно много людей.

Член Синедриона по имени Маферкант, казначей, из рук которого Иуда получил деньги за предательство, пришел ко гробу расплатиться со стражей и стал свидетелем того, как «раздался удар грома, и громадный камень был отброшен неведомой силой».

Затем он увидел над гробом разливающееся сияние и описал все случившееся в книге «О правителях Палестины».

Грек Гормизий, занимавший специальную должность биографа Иудеи, в том числе и Понтия Пилата, рассказывает, как отправился ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет:

«Приблизившись ко гробу, находясь в полутораста шагах от него, мы увидели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле. Было очень тихо. Мы шли медленно, и нас обгоняла стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера.

Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет, но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сверху облака. Оно опускалось ко гробу, и над землей нам показался человек, как бы весь состоящий из света. Затем раздался как бы удар грома, но не на небе, а на земле.

От этого стража, находящаяся у гроба, вскочила и потом упала в ужасе. В это время ко гробу по тропинке, справа от нас, спускалась женщина, она вдруг закричала: «Открылось, открылось!» – и в этот миг нам стало видно, что, действительно, очень большой камень, лежавший на гробе, как бы сам собой поднялся и открыл гроб...»

Были и другие описания случившегося. Например, согласно пресвитеру Тертуллиану, Пилат написал отчет императору. Это объясняет, почему ни солдаты, ни ученики не были наказаны и почему император Тиберий не преследовал христиан. Пилат поверил в Воскресение.

Полемизируя с правителями Рима, Тертуллиан предлагает им самим прочесть упомянутый текст. То есть в конце второго века отчет прокуратора все еще лежал в римских архивах и был доступен для желающих с ним познакомиться.

Итак, Христос действительно умер и действительно воскрес. Кто-то верит этому, имея Евангелие и чуткое сердце. Кто-то не поверит, не взирая ни на какие доказательства. Он подобен тем иудеям, которые все знали, но, тем не менее, отвергли Сына Божьего. Потому что были мертвы не телом, а душой.

Но есть люди, чья душа только спит. Для них и оставил Господь неоспоримые свидетельства Своей смерти и Своего Воскресения. Неверующий профессор Сорбонны Овелаг, убедившись вдруг в подлинности Плащаницы, погрузился в глубокое размышление. Затем будто очнулся и с просветленным лицом прошептал товарищу: «Друг мой, Он действительно воскрес!»

В.Г.

sl.gif (1638 bytes)

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга


eskom@vera.komi.ru