ПО СЕВЕРУ

Из Кронштадта - в центр России

В России известно всего три сохранившихся подлинных богослужебных облачений прав. Иоанна Кронштадтского. Одно – в петербургском Иоанновском монастыре на Карповке, второе – леушинское, хранящееся в частном собрании в Москве, и новосибирское – полное пасхальное облачение прав. Иоанна. Именно оно было предоставлено архиепископом Новосибирским Тихоном для открывшейся 23 мая в Новосибирском краеведческом музее выставки «Всероссийский пастырь».

Экспозиция, организованная Мемориальным музеем-квартирой прав. Иоанна Кронштадтского, прибыла сюда по приглашению настоятеля храма прав. Иоанна в п.Пашино (пригород Новосибирска) свящ. Дмитрия Николаева. На выставке были представлены уникальные архивные фотографии прав. Иоанна Сергиева и его ближайшей духовной дочери игуменьи Таисии. Посетители экспозиции смогли увидеть вышитую великопостную епитрахиль о.Иоанна – дар Мемориальной квартире архимандрита Гермогена (Муртазова), палицу золотого шитья, другие его личные вещи.

Как будто сам Батюшка посетил Сибирь и благословил всю Святую Русь в центре ее необъятных просторов (как известно, Новосибирск считается географическим центром России).

По материалам пресс-релиза Мемориальной квартиры

Сердобольский бастион

21 мая в Сортавале состоялось долгожданное событие – архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил престол обновленной Никольской церкви. Проект реконструкции, подготовленный преподавателем Мухинского художественного училища Г.Ткачуком со студентами, оказался довольно удачным – храм будто ожил.

Надо заметить, в этом небольшом пограничном с Финляндией городке православным приходится трудно. За последнее десятилетие он превратился в финский «Лас Вегас» – центр развлечений. Законопослушные у себя дома иностранцы приезжают сюда «отдохнуть от сухого закона», подебоширить и т.д. Многие из безработных русских горожан и горожанок стали зарабатывать на этом, организуя соответствующий «сервис». Ситуацию осложняет и проникновение в Сердоболь (так в старину назывался этот русский город) миссионеров-лютеран. На видном возвышенном месте гости построили кирху, похожую на концертный зал, – и община их приумножается.

Это с одной стороны. А с другой – обновленный Никольский храм (на фото справа) с древними иконами, некогда вывезенными из разоренного Валаамского монастыря. А также Валаамское подворье с активным миссионером иеромонахом Парфением. Да и сам Валаам под боком – полчаса езды на катере. Кроме того, в Сортавале готовятся освятить еще один, хоть и небольшой, но православный храм – Иоанно-Богословский. Такая вот расстановка сил...

Соб. инф.

Икона на шесток – долгожданный гость

 

«19 мая в Санкт-Петербурге была освящена церковь во имя Шестоковской иконы Божией Матери. В 1993-м этот храм на Старорусской улице, тогда еще сильно разрушенный, был передан грузинскому православному приходу. За восстановление церкви взялась грузинская диаспора, насчитывающая в городе около 30 тысяч человек. На освящение храма, украшенного иконами грузинских иконописцев, приехали четыре епископа и священники из двадцати приходов Грузии, чин великого освящения церкви возглавил митрополит Санкт-Петербургский Владимир.

Икона, от которой происходит название храма, по преданию, была обретена в середине XVIII в. в одном из московских домов. Из печной трубы неожиданно выпал на шесток (площадка перед русской печью) сверток холста, на нем были изображены Богородица с Младенцем. От этого печного шестка, на котором была найдена икона, она и получила название Шестоковская. Образ был передан в церковь в Тверскую губернию, где со временем возник Шестоковский Вознесенский женский монастырь. В Петербурге было основано подворье этой обители с главным храмом во имя Шестоковской иконы Божией Матери которую в 1903 году освятил св. прав. Иоанн Кронштадтский.

В 1917 году подворье было закрыто. В храме советская власть устроила общежитие. Все девять куполов были снесены, церковная утварь вывезена. И вот за десять лет по кирпичику восстановили этот храм Божий люди.

Е.ОРЛОВА

Без угла

Нет ничего более трудноразрешимого в Санкт-Петербурге, чем получение собственного «угла» – будь то новое строительство или возвращение незаконно отнятой когда-то недвижимой собственности.

Такая история возникла сейчас с бывшим подворьем Троице-Сергиевой лавры. После обращения наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Феогноста к полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном округе Виктору Черкесову и председателю КУГИ администрации Санкт-Петербурга Валерию Назарову решение о передаче в собственность Лавры первого этажа здания библиотеки им. Маяковского, расположенного на набережной реки Фонтанки, 44, что называется, повисло в воздухе. В построенном на средства Лавры и принадлежавшем ей здании располагались постоялый двор для монахов и часовня прп. Сергия Радонежского.

На сегодняшний день в этой части здания находится компьютерный класс, который был открыт при содействии Американского совета преподавателей русского языка и литературы.

Мнение по данному вопросу директора библиотеки Зои Васильевны Чаловой: «Мы готовы освободить это помещение, но все дело в том, что в КУГИ было предварительное заседание, где решили, что библиотека должна отдать эти 25, 2 метра. Но взамен-то нам город ничего не предоставляет».

Как сообщили нашему корреспонденту в отделе по связям с религиозными организациями мэрии Санкт-Петербурга, «вопрос находится в стадии рассмотрения, но говорить о конкретном результате рано».

Нелегкие времена переживает сейчас и Школа народного искусства имени Императрицы Александры Федоровны в С.-Петербурге. В созданной еще в 1911 году школе около 60 крестьянских девушек из 29 губерний России учились искусству вышивания, иконописи, кружевному, ткацкому делу.

В 1915 году школа переехала в здание возле «Спаса-на-крови» (набережная канала Грибоедова, 2). Здесь она и встретила революцию, а вскоре школа была закрыта.

В 1992 году школа народного искусства была возрождена, но она так и продолжает ютиться в помещении бывшего детского садика. Прежние помещения, в центре города, удалось отстоять от продажи коммерческим структурам, но решения о предоставлении их школе нет. Здание находится в аварийном состоянии, а администрация и учащиеся школы пишут обращения к губернатору и регулярно совершают крестные ходы вокруг.

И.ВЯЗОВСКИЙ

Малое апостольство наших дней

В эти дни в санкт-петербургских духовных школах идут экзамены. Как и во всех учебных заведениях, студенты целыми днями готовятся, занимаются в библиотеке, волнуются перед испытаниями. А для слушателей Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсов в Александро-Невской лавре 4 июня состоялся молебен по поводу девятого их выпуска. На молебне присутствовал митрополит С.-Петербургский и Ладожский Владимир, который затем обратился с торжественным словом к выпускникам трехгодичных курсов, сравнивший эту стезю с малым апостольством, формирующим нравственное лицо нашего общества. Молебен возглавил свящ. Александр Зелененко. 85 слушателей, получивших свидетельства об окончании курсов, теперь имеют возможность вести занятия по курсу «Основы православной культуры» в общеобразовательной и воскресной школах. Очередной прием на богословско-педагогические курсы начнется с 21 августа.

Соб. инф.

Слово о новомучениках Коми земли

В Сыктывкаре из печати вышла книга жизнеописаний новомучеников, в земле Коми просиявших. В издании, впервые вышедшем отдельной брошюрой, собраны сведения о жизни причисленных в 2001 году к лику святых шести священников и двух мирян. Составитель книги – иерей Борис Прокофьев, а готовила издание, встречаясь с потомками новомучеников и работая в архиве, его супруга – редактор епархиальной газеты Наталья Прокофьева. Большое участие в подготовке книги приняла краевед Анна Малыхина, сама являющаяся родственницей нескольких новомучеников. Уже не в первый раз помощь православному изданию оказал глава администрации северного города нефтяников Усинска Феликс Марков.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга