ХРОНОГРАФ


ПЛАТА ЗА ВХОД

Информационное агентство передало новость с оттенком сенсационности: две из действующих в Таллине протестантских церквей, среди которых – известный Домский собор, начали взимать – преимущественно с туристов – деньги за вход. Городские чиновники, узнавшие об этом, назвали эту инициативу неслыханной и непозволительной. «Не дело городских властей указывать приходам, как себя вести, но подобная политика близорука и никак не соответствует европейскому контексту. Все это напоминает СНГ», – заметил вице-мэр Рейн Ланг. «В Европе, к которой хотела бы считать себя причисленной Эстония, это просто не принято», – сказала зав. департаментом ценностей культуры Таллина Агне Труммаль.

Что-то не припомню, чтобы где-либо на просторах бывшего Союза с меня брали деньги за вход в действующий храм. Зато не так давно довелось мне побывать в Хельсинки – ну и первое желание, конечно, – попасть в православный кафедральный собор. Если не на богослужение (было около полудня), то хотя бы храм осмотреть, перекреститься на образа. Поднимаемся на скалу в самом центре города, на которой красиво возвышается собор. Храм закрыт. Как жаль! Только что проходили мимо католического собора – он открыт, хотя и нет в нем службы. Ну да ладно, не судьба, значит. Стоим, любуемся на залив. Вдруг – гомон: по лестнице поднимается толпа высадившихся из автобуса иностранцев (не финнов). Так же, как и мы, стучат в храм, и – удивительное дело – им открывают! Спешим присоединиться к группе и мы: пытаюсь изъясниться на английском, дескать, «ортодокс фром раше», можно войти? Нет-нет, запустив иностранцев, отвечает нам служка собора: «Прайвит». В переводе это слово значит «частный», «не для всех». Выясняется, что в собор зашла заранее заказанная платная экскурсия. Остальным – нельзя. Я как-то сразу успокоился, а мой спутник удивляется, как это собор может быть частным, почему нельзя зайти в собор вместе с туристами, повторяет: «Мы из Коми республики!» (Все-таки родственный финно-угорский регион, может, подействует?) Но служитель собора непреклонен, официально-любезно улыбается и закрывает перед нами дверь. Напоследок обещает, что через несколько минут, после экскурсии, мы сможем зайти. Мы ждем пятнадцать минут, проходит полчаса, но храм по-прежнему закрыт, и мы ни с чем удаляемся.

* * *

Когда идешь крестным ходом, не всегда все-таки настроение молитвенное, о многом постороннем успеваешь передумать. Одну такую свою цепь размышлений во время вятского крестного хода на реку Великую я помню. На одном из привалов я расположился на взгорке и долго смотрел, как около получаса из леса вытекал непрерывный поток паломников – «хвост» крестного хода. А навстречу им, наоборот, заглублялись в чащу с мотками туалетной бумаги те, что пришли раньше. И я тогда чисто по-городскому подумал, что неплохо бы на пути хода в местах таких вот привалов расставить туалеты: ведь маршрут крестного хода каждый год один и тот же.

Но, начав развивать мысль, вздрогнул: за биотуалетами пойдут киоски с пепси-колой и жвачкой, потом заасфальтируют все рытвины на лесных дорогах, разместят рекламные щиты какого-нибудь крема от мозолей и т.д. Ну уж нет! Все-таки есть закон, по которому за цивилизацией следом идет коммерциализация, а от этого – упаси нас Боже.

Все последнее полугодие мы были свидетелями того, как неумолимо отступает под натиском коммерции спорт. Зимняя Олимпиада в США стала самой позорной за всю историю. Чемпионат мира по футболу в Японии и Корее также поразил всех болельщиков коррупцией. Всемирные соревнования стали напоминать, к сожалению, шоу с заранее определенным (выкупленным) концом.

Коммерциализация наступает по всем направлениям. Недавно дочь артиста Папанова Елена обратилась в суд с иском против использования изображения Папанова в рекламе леденцовой карамели «Антиполицай», устраняющей запах табака и алкоголя. Дочь артиста расценила использование образа отца как оскорбление памяти. Суд оставил иск без последствий.

Другой суд – в Калужской области – в июле начал рассмотрение иска авторов известного памятника победы России над татаро-монгольским игом («Стояние на р.Угре») к одной коммерческой организации. Дело в том, что бизнесмены использовали фотографию памятника в качестве своей торговой марки. И очень обиделись, когда их обвинили в этом, заклеймив авторов памятника в антипатриотизме, антихристианстве и подражании Западу. Наверное, не только они всерьез полагают, что, используя на этикетках минеральной воды виды храмов и памятников, «пропагандируют» христианство, а не зарабатывают на нем.

* * *

В те же дни, когда в Дзержинском суде Калуги шло это судебное разбирательство, в Москве состоялось представление неожиданного проекта: через три года в московских Нижних Мневниках должен появиться развлекательный комплекс «Святая Земля». Генеральный директор компании, взявшейся за осуществление проекта, израильский бизнесмен Эмиль Пагис (председатель совета директоров, кстати – небезызвестный Умар Джабраилов) сообщил, что проект одобрен городскими властями и Межрелигиозным советом России.

Проект стоимостью 40-60 миллионов долларов предполагает создание на 32 га земли панорамы мини-Палестины, макетов главных христианских, иудейских и мусульманских святынь в масштабе 1:10. Создание комплекса преподносится как религиозно-образовательный и примиряющий конфессии проект. Хотя странно: как раз эти конфессии в России и без того сосуществуют вполне мирно. Похоже, как пишет «Газета», прежде всего проект станет коммерческо-атеистическим. Кроме аттракционов, на территории «Библейленда» предполагается открытие массы кафе и ресторанчиков. Посетителям, которые заплатят за вход в парк около 50 рублей, предложат воду реки Иордан в разной расфасовке (от 15 руб.), аттракционы (100-120 руб.)...

Так и представляешь мальчугана на каруселях, давящегося гамбургером и вопрошающего у мамы: «А это что за домик?» – «Это, сынок, храм Воскресения, на этом месте Христа гвоздями ко кресту приколотили...» Что тут скажешь? Я глубоко сомневаюсь, что после такой экскурсии у него в душе зародится желание когда-либо прикоснуться к действительным святыням христианства.

Когда-то, еще при патриархе Никоне, под Москвой был построен Новоиерусалимский монастырь, храмы которого повторяют святыни Святого града. Но тут принципиальное отличие: он создавался для монашеской жизни как приношение Богу, а не мамоне. Новоиерусалимские паломники ввиду трудностей дороги на Святую землю, действительно, как бы совершали «малое паломничество» ко Гробу Господню.

* * *

Попытки зарабатывать на православном сообществе не новы. Что-то такое появлялось в России еще дореволюционной, а в наши дни это особенно заметно на книжном рынке, где существует масса литературы «на потребу» в до карикатурности сусальных суперправославных обложках. Все это и тогда начиналось в российских столицах, и сейчас то же.

Но за пределами первопрестольной православие упорно не хочет коммерциализироваться. Даже вопреки усилиям некоторых очень активных батюшек, пришедших в церковь в 90-х из бизнеса. Не раз уже приходилось мне слышать сетования, что, несмотря на все усилия, не удается «наладить дело» – то есть поставить на поток «услуги» церкви, производство свечей, утвари и т.п. Какие-то необъяснимые все препятствия. Хочется верить, что Господь не попускает.

И.ИВАНОВ

sl.gif (1638 bytes)

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга