ОТЧИНА


КРЕСТЫ НАД ЛАДОГОЙ

27 сентября – праздник Воздвижения Честного
и Животворящего Креста Господня

Этот праздник был установлен в память об историческом событии: в IV веке в Иерусалиме был найден и утвержден царицей Еленой чудотворный Крест, на котором был распят Христос. Это событие стало торжеством православной веры, распространявшейся по лицу земли. Прошли сотни лет, и новые народы принимали спасительную веру, и повсюду воздвигались кресты.

Для приладожских карел эти кресты были в прямом смысле путеводными... Первые карельские поселения появились на берегах Ладоги в IX веке от Рождества Христова. Эти места понравились поселенцам, их число быстро возрастало. Людей привлекали плодородные земли, безопасные длинные и узкие заливы-фиорды, в которых легко было обороняться от грозы морей – викингов. Но самое главное – было обилие пушнины. Меха дорого стоили на рынках Западной Европы и Византии. И пошли карельские меха на рынки Новгорода, Готланда и Константинополя.

Суров нрав у Ладоги. Всего за 20 минут может разыграться страшная буря – беда тогда застигнутым врасплох судам. Но Ладожские шхеры позволяли безопасно дойти, не выходя в открытую Ладогу, от устья реки Вуоксы, где стоит город Корелы (современный г.Приозерск), до Сердоболя (г.Сортавала).


На месте церкви
во имя Успения Богородицы
в Лапинлахти

Со временем карелы обнаружили, что по рекам и озерам можно пройти на судах, а зимой на санях до самого Ботнического залива (Каянова моря) и до Белого моря. Стали богатеть карелы. От г.Корелы до Сердоболя появилось множество карельских поселений, а затем и крепостей на высоких холмах для защиты от разбойников. Главным торговым партнером карел стал богатый Великий Новгород. Сначала торговое партнерство, а затем и культурные связи сблизили карел и новгородцев. И тогда же от новгородцев получили карелы свет истинной веры. Красота службы в новгородских храмах, рассказы новгородских купцов о милосердном Боге запали в душу карел.

В то время все чаще приходится выступать карелам вместе с новгородцами против общего врага. И после очередного такого похода на племя Хямь решили братья по оружию скрепить себя и духовными узами. Вот как повествует об этом событии нам новгородская летопись в 1227 г.: «...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди».


Освящение Креста на месте церкви
во имя преп. Серафима Саровского
в Тиурула

Православная вера быстро вошла в жизнь карел. И, может быть, одним из самых характерных проявлений этого стали путеводные навигационные кресты. Множество карельских кораблей ходило по водам Ладоги. Ладожские шхеры укрывали от бури, но в то же время и запутывали кормчих в своих лабиринтах. И вели древних кормчих на их пути кресты, установленные на всем протяжении водного пути. Эти кресты не сохранились до наших дней, но осталось множество названий, связанных с ними. На современных картах мы находим повторяющиеся названия: Ристиниеми (Крестовый мыс), Ристимяки (Крестовая гора), Ристикаллио (Крестовая скала), Ристисаари (Крестовый остров). В древние времена на этих местах стояли навигационные кресты. Они указывали карельским мореходам путь к безопасной гавани и одновременно напоминали о пути к жизни вечной.

До нашего времени сохранился, пожалуй, единственный каменный крест древних карел. Он был найден на о.Кильпола в XIX веке и ныне находится в Национальном музее в Хельсинки. Это был памятный крест по образцу новгородских крестов. Мы, вероятно, уже не узнаем, по какому поводу был он высечен из камня и установлен на месте, где в XII-XIV веках находилось поселение в начале великого карельского мехового пути из Ладоги к Каянову морю. Но, по всей видимости, событие это было очень важным. Всего несколько таких крестов сохранилось во всей Новгородской земле.

Навигационная система, отмеченная крестами, существовала на берегах Ладоги до конца XVI века. К этому времени в карельских поселениях на берегах появились красивые православные церкви. Они обычно устанавливались на высоком берегу, чтобы плывущие суда издалека видели их. И дорогу к ним указывали путеводные кресты. Появилось в Карелии множество больших и малых монастырей. Часто карельские корабелы находили приют и отдых на монастырских подворьях. В переписной книге Водской пятины 1500 г. упомянуты монастырские подворья, деревни. Все они расположены по главным водным путям. В среднем на каждые 500 человек приходилась одна церковь.

Но пришла беда. В 1570 году началась большая война со шведами. Огнем и мечом прошлись шведские армии по этой земле. И где бы ни повстречали, уничтожали шведы православные церкви и путеводные кресты. Последние церкви в Корельском уезде были сожжены в ходе войны за веру в 1656-1658 годах. Тогда же и бежало 95 процентов карел со своей родины в Россию. И хотя через 70 лет Корельский уезд был возвращен России, население его уже было по преимуществу пришлым – лютеранским. Православные церкви по большей части не восстанавливались. И к началу XX века о них напоминали только народные предания да редкие православные церкви на древних местах – таких, как Сортавала, Тиурула, и некоторых других.


Остров Каннансаари,
установка Поклонного креста на месте
православного монастыря

Православная жизнь начала восстанавливаться в северо-западном Приладожье совсем недавно, в 90-е годы. Стали расти православные приходы. На месте старинного скита в п.Вятиккя в 1994 г. появилась часовня во имя Сергия и Германа Валаамских. 6 мая 1995 года в г.Лахденпохья была освящена часовня во имя великомученика Георгия Победоносца. 1 августа 1999 года епископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил церковь во имя преподобного Серафима Саровского в Хийтола. Так же было и в других приладожских районах.

И память о православном прошлом вернулась на родину карельского народа. Куркиекским краеведческим центром было найдено более 40 мест, на которых в XVI веке стояли православные церкви, часовни и монастыри. Чтобы вернуть о них память, прихожане православных приходов Лахденпохского района со священником Георгием (Цапом) устанавливают на этих местах Поклонные кресты.

И снова вознеслись путеводные кресты на древних берегах Ладоги. Может быть, они напомнят людям о древнем карельском народе, который, будучи поставлен перед выбором, остаться на родине с чужой верой или уйти, сохранив, православную веру, выбрал веру. Да будет такая стойкость примером современному поколению.

И.ПЕТРОВ, М.ПЕТРОВА.
Куркиекский краеведческий центр

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга