ВЗГЛЯД


РАСШИРЕНИЕ ДУШИ

Железнодорожные думы
по завершении V Иоанновских чтений в Архангельске

«Душа приходит в мир голой силой – во время земной жизни богатеет, наполняясь знаниями, и расширяется действием Духа, чтобы уже затем явиться на суд перед Творцом».

Эта фраза была последней, которую я услышал на заключительном пленарном заседании, – сумку на плечо и быстро на вокзал, к отходящему поезду. Глядя в окно вагона, увозившего меня из Архангельска, я пытался рассуждать: выходит, душа, переполняясь знаниями, может просто взорваться – если не оживлена Духом? Подумалось, что дышим-то мы точь-в-точь так же. Еще в школе меня это удивило: оказывается, когда мы дышим, не всасываем воздух в себя, точно чай из стакана, а сначала у нас легкие расширяются, образуется как бы вакуум, ну а уж свято место пусто не бывает – туда и воздух лезет. Вот так и Дух: вначале Он расширяет душу, а уж потом туда знания устремляются. Надо, стало быть, вначале искать Духа, а знания... их надо уметь выбирать.

Вообще-то, по-простому говоря, всю информацию о чтениях можно было и по телефону взять. Не ехать за тыщу километров на край моря. Лишаться общения с детьми, бросать неотложные дела... Но Богу слава, что пока у меня так: задаешь себе вопрос, и ответ Он обязательно дает, хотя и в самом неожиданном месте.

...Под железнодорожным мостом проплывала Двина: берега уже смерзлись, лишь кое-где полыньи, да возле быков холодно плескала вода – а лед ровный, укрыт сухой снежной порошей. Третьего дня, когда ехал через этот же самый мост, внизу, борясь с волнами, натужно полз сухогруз, разворачивая на воде геометрические льдины. Как быстро у нас, на Севере, опускается с небес зима!

Время жизни утекает так стремительно, что и думаешь порой: сидение на всяких конференциях и собраниях – для времени самое бессмысленное и жестокое убийство. С некоторых пор на Рождественских чтениях в Москве у меня стало возникать ощущение, слово все это уже было, слышано, пройдено. В Архангельске кто-то из московских гостей, завсегдатай многочисленных провинциальных и столичных православных собраний – то ли отец Владислав Цыпин, иеродиакон ли Киприан Ященко, то ли дьякон Андрей Кураев, – устало так обронил: «Из года в год мы говорим об одном и том же...» Одна из собеседниц, похоже учительница, попыталась утешить: «В этом году появились какие-то подвижки...»

Но, по-видимому, не в этом находил утешение московский гость: «Главная радость Иоанновских чтений в Архангельске – это то общение, которое мы здесь имеем». Точно подмечено. Этого нет в столице – такой семейственной теплой атмосферы, которую постоянно на чтениях поддерживает главный их организатор архимандрит Трифон. Эти традиционные ужины, причем иногда даже на квартире у кого-нибудь из прихожан. Эти паломничества автобусами в Сийскую обитель с обязательными общими трапезами. Тут нынешние чтения дали рекорд – на поездку в обитель записалось семь автобусов людей, и многим еще места не досталось. И лица большей частью младые, незнакомые.

Ситуация в православном образовании в стране меняется, но медленно, гораздо быстрее сменяются лица студентов в аудиториях. Одни уходят, приходят иные, и надо, как бы продолжая, начинать все сначала...

И вот, глядя из окна поезда на все усиливающийся снегопад, я вдруг пришел к незамысловатому выводу, что смысл чтений для меня, по крайней мере, – не столько в том, чтобы, слушая доклады, наполнять ум, сколько в том, чтобы, общаясь с братьями по духу, расширять душу. Ведь сказал же Господь: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

* * *

Главная новость нынешних, V Иоанновских чтений пришла из Москвы и была оглашена на первом же заседании – наконец-то Министерство образования России утвердило ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ курс православной культуры в школьной программе. Так вырос перед нами, сидящими в зале, и главный вопрос: кто будет преподавать? и как?

Вопрос на сегодняшний день, к сожалению, не разрешимый. Кадров нет. И готовить их, по большому счету, некому. И единственная российская православно-образовательная газета «Воскресная школа» перестанет выходить с января. Поговорка готовить сани летом – не для нас. Скажи нам хоть за три года, не успели бы приготовиться. Не в нашем это характере. Что ж делать, поедем по сугробам на тарантасе, будем в пожарной спешке печатать методички и учебники, откроем кафедры в педвузах...

* * *

Из новшеств нынешних чтений – семинар по журналистике.

Среди заявленных на нем выступлений – и мое. Организаторы предложили выступить на тему обратной связи редакции с вами, дорогие читатели.

Удивительно, но и на наш узкоспециализированный семинар собралось довольно много людей. Разгорелся даже спор: нужны ли православные издания – не лучше ли православным журналистам сотрудничать со светскими изданиями: и тиражи у них повыше, и уровень профессионализма. Спорщиков в конце концов едва ли не растаскивать пришлось.

* * *

Всего радостнее, что не только в областном центре и даже не в райцентре, а под безмолвными снегами в отдаленнейшем селе Сура на Пинеге, где родился св.Иоанн Кронштадтский, и куда асфальта-то нет, в начале ноября прошли свои сельские образовательные чтения. Наверное, единственные такие в России. Организованы они были для местных детей сестрами из общины, возрождающей закрытый здесь некогда монастырь. Не без удивления узнал я, что костяк этой сестринской общины составляют матушки из солнечных Молдавии и Казахстана... Не знаю, к месту или нет, вспомнилось мне, что возобновителями монашеской жизни на Соловках в начале 90-х годов прошлого века были тоже молдаване...

* * *

...Уже на ночь глядя в купе разгорелся спор о Чечне. Этот захват заложников в Москве – он еще у всех в головах. Вначале довольно согласно говорили о необходимости отделить Чечню от России, построить что-то вроде стены, наподобие китайской. Потом кто-то предложил все республики превратить в губернии, а чеченцев всех вывезти и расселить по России. Посыпались возражения. Наконец, кто-то ляпнул, что «так этим москвичам и надо», тут завязался спор: ведь там, на «Норд-Осте», не только москвичи были...

Вот и на чтениях тема Чечни и радикального ислама была – так можно выразиться – сквозной. Один профессор говорил о благожелательной реакции исламских лидеров на теракты в Москве. Писатель утверждал противоположное: он много ездил по Ближнему Востоку, и его везде хорошо принимали... Разговоры эти обычно ничем не кончались – ни заявлений, ни строки в итоговом документе. Не это главное, в конце концов. Главнее то, что мы все больше понимаем – в расслабленном, расхристанном состоянии России не выжить в XXI веке под напором чужаков.

И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга