ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ


ВСПОМИНАЯ О СИНАЕ

О поездке на гору Моисея
рассказывает игумен Филипп (Филиппов)

Синайский полуостров

Паломничество на Синай стало для нас с владыкой Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом приятной неожиданностью. Отправились мы туда по приглашению нескольких верующих москвичей, которые взялись оплатить часть расходов.

И вот – Египет! Прибыли мы туда в наиболее благоприятное время для путешествий по жаркому Синайскому полуострову, хотя всех трудностей восхождения себе не представляли. Подъем на гору можно осуществить в любое время суток, но паломники и туристы предпочитают делать это ночью. Потому что, несмотря на осень, солнце в Египте палит так, что одна мысль постепенно овладевает человеком – укрыться бы в тени и там дождаться сумерек.

Вечером около девяти на Синай начинают отправляться первые группы. Там, на вершине, они располагаются в спальных мешках, ожидая рассвета. Но большинство трогаются в ночь после полуночи. У подножия в этот момент толпится неисчислимое множество людей из разных частей света – Европы, Азии, Африки, Америки – сюда стекаются не только христиане, но и иудеи, мусульмане. Более чем для половины человечества гора Моисея является святыней.

Рядом с нами собрались путешественники из славянских стран, в том числе бывшего СССР, многие из которых говорили по-русски. Немало было католиков из Польши, Италии... слышались немецкая и английская речи.

Не всех, кто готовился к восхождению, можно было назвать паломниками. Большинство являлось, скорее всего, туристами. Как нам объяснили, есть такое поверье, что если встретить на вершине Синая восход солнца и поклониться ему, загадав желание, то оно непременно исполнится. К сожалению, часть людей поднимается именно с этой целью.

Есть два варианта восхождения. Можно весь путь пройти пешком, а можно часть его, не самую сложную, проделать на верблюде. Удивительное это животное, грациозно и легко оно движется по горным тропам. Мы решили не переоценивать своих сил – и прибегли к их услугам. Я рад, что это произошло, потому что прежде ни разу на верблюде не ездил.

Сопровождали нас бедуины в белых чалмах. Как известно из истории, бедуины – это переселенцы из Румынии, которые прежде были православными христианами. В Египет они бежали в первые века христианства, спасаясь от гонений, и остались в этих горах и пустынях. Там они в VIII-IX веках приняли мусульманство. Сейчас бедуины ведут очень интересный образ жизни. Они кочевники, живут в палатках, в самых примитивных условиях. Но очень приветливы, многие говорят по-английски.

Меня вез бедуин Абдала. Он задавал много вопросов о России, о Путине. Как выяснилось, он с огромным уважением относится к нашей стране. Даже бедуины помнят, какую огромную помощь оказала в 60-е годы Россия Египту в борьбе за Суэцкий канал, за независимость. Помощь эта была не слишком миролюбивой, но очень важной.

Поднявшись на высоту примерно в тысячу метров, мы спешились. Дальше предстояло двигаться, полагаясь на собственные силы и молитву.

Восхождение

Как я уже сказал, днем подъем почти невозможен из-за жары. Но ночное восхождение оправдано и другим обстоятельством. Ты не видишь тех пропастей, тех отвесных скал, которые при свете дня просто потрясают. Ты не понимаешь, как смог подняться по этим горным тропам и ступеням, кое-как вырубленным в камне.

Я думаю, что в жизни неведение часто оказывается благом. Редкий человек не утратил бы мужества, узнав, сколько трудностей, несчастий ожидает его впереди.

Единственное, что видишь, поднимаясь на Синай, – это свет фонариков. Без них тебе не обойтись, не понять, куда ставить ногу в следующий момент. И кажется, что к вершине поднимается живая светящаяся река. Поднимаешь голову и любуешься ею.

Восхождение продолжается около трех часов. Вершина горы расположена на высоте 2285 метров. С каждым метром идти все тяжелее, и, что интересно, рядом карабкались самые разные люди – и старики, и дети. Кто-то медленнее поднимается, кто-то быстрее. Сильные часто полагаются на себя, немощным дает силы Бог. Мы видели одну женщину-француженку, она вообще передвигалась на костылях.

Наконец наша группа – владыка, я, диакон Варахиил и православные москвичи – достигла цели путешествия. И вот радость – на вершине мы увидели православную часовню. Она принадлежит монастырю св.великомученицы Екатерины. Там служатся литургии, молебны, есть даже маленькая звонница. И, конечно, это трогает сердце православного христианина. Есть где совершить молитву. Среди разноплеменных паломников и туристов мы одни на Синае не чувствуем себя гостями.

До восхода оставалось еще какое-то время, и владыка Питирим начал говорить о Моисее, о десяти заповедях, данных ему здесь на вершине, на каменных скрижалях... Очень скоро вокруг собрались десятки людей, знающих русский язык. К моему удивлению, большинство из них даже о заповедях слышало впервые, не говоря уже о каких-то подробностях. Впрочем, слушали они с радостью и были очень благодарны за рассказ.

* * *

А потом начался рассвет. Солнце поднималось, словно из большой чаши, показывая всю красоту сотворенного мира, величие Господне. Восход длился несколько минут, и то, что открылось нашим глазам, было прекрасно. Мы немного подождали, когда народ начнет расходиться, станет посвободнее и, обратившись к Востоку, начали служить молебен. С первыми песнопениями воцарилась тишина... Я подумал, что мы, наверное, остались одни на вершине. Но когда обернулся, то увидел множество людей разных национальностей и вероисповеданий, они стояли и слушали нас, затаив дыхание.

А нам было радостно и в то же время тревожно. Несколько минувших дней мы очень переживали за судьбу заложников, захваченных на мюзикле «Норд-Ост». Ловили всякое сообщение из России...

Монастырь великомученицы Екатерины

Молебен закончился, пора было сходить с горы, но молитвенный настрой не оставлял нас. Пока спускались к монастырю великомученицы Екатерины, то сначала пропели все песнопения всенощного бдения, потом Божественной литургии и тропари ко святым, которые, конечно, поддерживали нас.

Спуск, естественно, занимает меньше времени, чем подъем, на это потребовалось 2,5 часа. Там, на горе, есть в одном месте развилка, где расходятся два пути. Один сравнительно легкий и пологий, другой, построенный монахами, состоял из 3750 ступенек, ведущих к монастырю. Идти по нему трудно и довольно опасно. Ступени на самом деле были просто камнями разной величины, при этом не все из них надежно укреплены. И разделился народ, как разделяется в жизни.

Но вот что замечательно. Увлеченные песнопениями вслед за нами двинулось несколько протестантов и католиков, в том числе и та француженка на костылях, о которой я уже упоминал в своем рассказе. Они специально подстроили свой маршрут так, чтобы быть рядом с нами. Вернее, не с нами. Сначала что-то тронуло сердце, а потом они уже не могли оторваться. И когда подходили потом поблагодарить, то признавались, что Господь открылся им на Синае через красоту православного пения.

А одна православная пожилая христианка из России так сказала: «Если бы я не слушала ваше пение, то никогда бы не решилась спуститься по этой лестнице. Но когда вы повернули туда, ноги сами пошли за вами».

* * *

Несмотря на бессонную ночь, идти с молитвой было очень легко, сердце все больше пело, ликовало, мы не чувствовали усталости. Впереди показались стены обители, где ждала нас Неопалимая купина. Тот горящий куст, в виде которого Господь явился Моисею. Для нас, христиан, – эта купина предвозвестила Божию Матерь и приход через Нее в мир Спасителя.

Я представлял себе Неопалимую купину несколько иначе, чем-то вроде дерева с поднятыми кверху ветвями. Но оказалось, что ветви спадают со стены. Куст растет прямо над часовней в монастыре. На высоте около тысячи метров над уровнем моря. Вернее, это монастырь вырос вокруг него. Купине много тысяч лет. Это очень пышное, разветвленное растение. Старые ветви отсыхают, но корни дают век за веком бесконечное количество отростков.

* * *

Другой радостью в монастыре стала возможность приложиться к мощам великомученицы Екатерины. К ним допускаются только православные – так здесь принято. Хранятся в обители и удивительно сохранившиеся честные останки св.Стефана. Он жил в шестом веке, когда монастырь только-только открылся, и исповедовал паломников. Тех, кто не каялся искренне, он не благословлял подниматься на гору. Память об этом по сей день заставляет паломникам с трепетом относиться к восхождению на Синай, задумываться над тем, соблюдают ли они заповеди Божии.

Так же, как и на Святом Афоне, в этой обители можно увидеть кости почивших монахов. Почва здесь каменистая, могилы рыть очень трудно. Поэтому останки инока предают земле лишь на время, а потом переносят в специальное место – в костницу.

Побывали мы также в прекрасном музее икон. Там есть образа, созданные двенадцать веков назад; осмотрели великолепную Синайскую библиотеку, где хранятся древние рукописи. Говорят, она уступает по числу бесценных реликвий только библиотеке Ватикана.

В общем, нам показали полностью весь монастырь, как он устроен, как бережно монахи ухаживают за своим садиком. Вообще-то, в этих местах почти ничего не растет, но монахи, паломники веками привозили сюда землю. В саду много цветов из семейства розоцветных, не знаю их точного названия, растут кипарисы, грейпфруты, лимоны. Это такое маленькое чудо в горах.

В последние десятилетия в монастыре великомученицы Екатерины возобладала тенденция принимать иноков из числа арабов, коптов – то есть местных жителей, хотя есть и греки, и славяне. Братия встретила нас очень приветливо. Дело в том, что в XVII-XIX веках, в самое трудное для монастыря время, он выжил благодаря щедрым пожертвованиям из России. Деньги сюда отправляли государи и частные лица, собирала средства для Синая Троице-Сергиева лавра. Очень важна была и моральная поддержка.

Монахи это помнят и принимали нас как очень дорогих гостей. Принадлежит обитель к Синайской архиепископии Александрийского Патриархата.

Духовно сопереживая

Можно было бы еще многим поделиться, но вот что потрясло нас больше всего. Я уже рассказывал, что на Синае мы молились об освобождении заложников, захваченных террористами в Москве. Сойдя вниз, мы узнали об их освобождении. Когда выяснилось, в какое время это произошло... мы вдруг осознали, что как раз в эти часы, с половины пятого утра до семи, молили Бога о плененных с вершины Синая. Мы возблагодарили Бога и восприняли случившееся как чудо.

Молился о жертвах захвата Патриарх, молилась вся Церковь, и, наверное, не было случайностью то, что Господь привел нас, нескольких христиан из России, в нужное время на гору, где Он некогда говорил с Моисеем и дал через него нравственные законы человечеству. Это было очень символично и поучительно. Ведь только с этой вершины – нравственности – мы можем вымаливать друг друга.

* * *

Конечно, не всякий может попасть сегодня на Синай, наша страна слишком бедна, но я советую каждому, если появится возможность, совершить это паломничество. Для кого-то, надеюсь, станет утешением и мой рассказ. Когда я поведал о путешествии общине нашего Свято-Казанского храма, то люди слушали, затаив дыхание, и у многих даже заболели ноги. Ко мне подходили прихожане и признавались:

– Как будто мы тоже там побывали, на Синае. Мы духовно рады, но и физически словно пережили восхождение.

Это такая замечательная черта у наших братии и сестер в России – способность к сопереживанию. Она будто делает нас одной душой и одним телом, как и должно быть во Христе. Так закончилась история нашего восхождения. Конечно, в Царствие Небесное подниматься еще труднее, но я благодарен Синаю за те уроки, которые он нам преподал.

Записал Г.ДОНАРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга