НАУКА И ХРИСТИАНСТВО


МИРЫ БОЖИИ

В последние месяцы мировое сообщество предприняло небывалый рывок в изучении космоса. 17 октября с космодрома «Байконур» запущена на орбиту Международная Астрофизическая Лаборатория «Интеграл», первая в истории ядерная космическая лаборатория. Это ключевой проект следующего десятилетия в области гамма-астрономии и астрофизики, направленный на проведение сверхтонкой спектроскопии космических излучений. Разработка уникального гамма-телескопа длилась 6 лет, в него вложены последние достижения науки. Российские ученые получат приблизительно 25% данных всех наблюдений. К нынешнему дню системы аппарата работают нормально. Уже получено первое тестовое изображение области неба в созвездии Треугольника с высококачественным разрешением.

Примерно в это же время в Париже состоялось первое рабочее заседание участников программы космических исследований «Аврора», рассчитанной на 30 лет (слева – ее эмблема). Одобрены первые четыре полетные задания, которые будут реализованы в ближайшие годы. Главные из них – «Exo-Mars» и «Mars Sample Return» – нацелены на исследование биосреды Марса и проверку технологий поиска жизни, которые планируется применять на других планетах.

Как видно, ученые не оставили надежды обнаружить во вселенной «иную жизнь». Насколько эти попытки оправданы и как к ним относиться православному христианину? Об этом – заметки нашего автора. Кому-то они могут показаться спорными...

Как-то встретилась мне заметка одного астронома-любителя. Он приводит такие данные:

«Самая удаленная от нас планета Солнечной системы Плутон – в 5.946.000.000 километрах.

Расстояние до ближайшей звезды Проксима Центавра – 4,24 световых лет (световой год – 9,46 в 15-й степени км).

Диаметр нашей галактики – 120.000 и толщина 6.500 световых лет.

Расстояние до ближайшей галактики Большое и Малое Магеллановы облака – свет летит туда 205 тысяч 380 лет.

До самой удаленной наблюдаемой галактики свет достигнет через 16 миллиардов 300 миллионов лет.

Расстояние до самого удаленного наблюдаемого квазара – почти в три раза больше. Сам Млечный Путь в сравнении с видимой частью мироздания предстает крохотным атомом: наблюдаемая Вселенная протяженнее в 100 тысяч раз. И при таких немыслимых размерах материального мира существуют люди, считающие себя пупами земли! Хорошо еще, что не Вселенной...»

И в самом деле, не слишком ли мы, христиане, возомнили о себе, полагая, что Господь создал только нас – одних – в этом космосе? Но дело в том, что мы действительно одни, ведь никаких признаков «живой деятельности» во вселенной не обнаружено. И кто в действительности мнит себя «пупом земли» – это еще надо посмотреть. В 1965 году в СССР вышла книга «Космос очеловечивается», в которой странное молчание вселенной объяснили так: инопланетяне еще «не доразвились», чтобы посылать нам сигналы. Так что мы – самые передовые во вселенной. Научный публицист В.Львов писал: «Мы первенцы. И если где-нибудь в других местах Космоса, а в этом сомнений нет, медленно созревают сейчас иные общества разумных существ, тогда человек с радостью примет их под свою эгиду, протянет им руку, как старший брат, наставник, друг...»

Знакомый мотив. Только с теорией вероятности как-то не согласуется. Если верить в самозарождение жизни, то обитаемых миров в радиусе видимой вселенной (48 миллиардов световых лет!) должна быть тьма тьмущая. И все они – недоразвитые?

Еще раньше, в 62-м году, видный советский астрофизик Иосиф Самуилович Шкловский (†1985 г.) писал:

«...Не следует, однако, впадать в черный пессимизм. Мы, астрономы, возлагаем большие надежды на орбитальный оптический телескоп с диаметром зеркала 2,4 м, который начнет работать через год. Есть основания полагать, что с его помощью удастся обнаружить ближайшие к Солнцу планетные системы. Что касается внеземной жизни, то есть надежда обнаружить ее по тем преобразованиям, которые она в процессе своей эволюции осуществляет в атмосферах материнских планет (вспомним происхождение кислорода в земной атмосфере).

Вполне надежные, научно обоснованные оценки показывают, что в принципе для овладения материальными и энергетическими ресурсами материнской планетной системы достаточно какой-нибудь тысячи лет. Например, через тысячелетие скорость переработки энергии нашим человечеством может достигнуть порядка 1030 эрг/с. С неизбежностью «ударная» волна разума начнет распространяться на всю Галактику. Для овладения ресурсами звездной системы и полного ее преобразования, по самым консервативным оценкам, потребуется только несколько миллионов лет. Этот срок совершенно ничтожен по сравнению с 10-15-миллиардолетней историей эволюции Галактики или даже с 200-миллионолетним периодом ее вращения!


Крупнейший в мире радиотелескоп Аресибо
в Пуэрто-Рико (смонтирован в кратере
потухшего вулкана), на котором
много лет пытались поймать сигналы
внеземной цивилизации. Прием велся
на длине волны 21 см. - излучения водорода,
самого распространенного элемента
во вселенной. Но - безуспешно.

Неизбежен вывод, что хотя бы малая часть возникших во Вселенной, в частности в Галактике, цивилизаций должна стать на путь неограниченной экспансии. Но в таком случае мы наблюдали бы космические проявления разумной жизни, т.е. своего рода «космические чудеса». И здесь мы подходим к основному пункту: несмотря на неимоверно возросшую эффективность наших телескопов и приемников радиации во всем диапазоне электромагнитных волн, никаких «космических чудес» обнаружить не удалось. А ведь современная астрономия стала всеволновой! Но не слышно позывных наших предполагаемых «братьев по разуму», не наблюдаются следы космической строительной деятельности, никто никогда не посещал нашу старушку Землю (а, казалось бы, – должны, уж очень симпатичная и комфортабельная планета!). Молчит Вселенная, не обнаруживая даже признаков разумной жизни. А могла бы! Ведь должны же быть, например, у сверхцивилизаций мощные радиомаяки. Можно утверждать, однако, что в соседней галактике М 31 (фото ее использовано на главной странице – ред.), насчитывающей несколько сот миллиардов звезд, ничего подобного нет. Молчание космоса представляет собой важнейший научный факт. Он требует объяснения, так как находится в очевидном противоречии с концепцией неограниченно развивающихся могучих сверхцивилизаций».

В конце своей статьи ученый неожиданно заявляет: «Альтернативой... выступает идея, что разум есть проявление некоего внематериального, трансцендентного начала. Это – старая идея бога и божественной природы человеческого разума. Далеким (и не всегда далеким) от науки индивидам эта концепция представляется куда более оптимистической и даже нравственной». Довольно смелое высказывание для 62-го года! Не случайно И.С.Шкловскому, корифею мировой науки, советская власть так и не присудила звания академика.

«Почему ты молчишь?»


Единственное «живое существо», обнаруженное
астрономами во вселенной.
Туманность Голова Лошади в созвездии Орион.
По красному свечению определили, что она
состоит из водородного газа, ионизированного
соседней звездой Сигма Ориона.

Прошло почти полвека... Теперь ученые имеют не только новые мощные средства наблюдения, но и совершенные методики. Например, знают, как определять «жилые» планеты. Астрофизики обсерватории Принстонского университета создали компьютерную модель отражения солнечного света от разных видов земного ландшафта: пустынь, лесов, поверхностей океанов, облаков. Они попытались посмотреть на Землю как бы со стороны. Оказалось, что в течение дня ее способность отражать солнечный свет разительно меняется. Океаны, например, в отличие от лесов, великолепно отражают солнечный свет. Находясь далеко за пределами Солнечной системы, за миллиарды километров, можно по одному лишь мерцанию света с Земли просчитать не только период ее вращения, но и обнаружить сушу и океаны, различия в облачном покрове.

«Подобных сведений о планете вполне достаточно, чтобы судить о возможности зарождения жизни, – считают ученые. – Соседка Венера мало отличается от Земли размерами, но совершенно не пригодна для жизни, поскольку полностью окутана яркими облаками, создающими адские условия – так называемый парниковый эффект. Если взглянуть на Солнечную систему издалека, вы увидите, что только Земля имеет уникальную световую кривую». Именно так теперь и «прочесывают» другие звездные системы.


Впрочем, вот еще один "обитатель" космоса -
газо-пылевое облако, напоминающее улитку,
в туманности Трифид. Она находится в районе созвездия
Стрельца, в 50 световых лет от нас.

Расширяется и ареал поисков. Прежде считалось, что в двойных системах (в них одна звезда вращается вокруг другой) не может быть планет. Поэтому ими не так интересовались. А ведь таких звезд – больше половины во вселенной. И вот буквально на днях, 11 октября, астрономы, работающие по программе Поиска Планет Обсерватории Мак Дональда, открыли первую планету, вращающуюся вокруг звезды в тесной двойной системе. Она находится в системе Гамма Цефея, расположенной на расстоянии 45 световых лет от нас. Масса главной звезды составляет 1,59 массы нашего Солнца, а масса планеты – 1,76 массы Юпитера. Планета вращается на расстоянии чуть большей расстояния между Солнцем и Марсом. Вторая, относительно слабая, звезда вращается на расстоянии примерно равном расстоянию между Солнцем и Ураном. «Из этого открытия следует, что в нашей Галактике намного больше планет, чем мы думали», – заключают астрофизики.

Так что поиски продолжаются. Но все же идут они не с тем «огоньком», что прежде. Осуществлено более 50 специальных программ по «контакту», в космос посылались мощные сигналы – с математическими формулами, кодом цепочки ДНК, другими символами. В результате – никакого, даже малого намека на иную жизнь. Ученые переживают это столь драматично, что дали ему наименование парадокса: Астросоциологический парадокс (АСП), или в обиходе «парадокс Ферми».

Что тут можно сказать? Пусть себе ищут, это их хлеб. Но если бы все ограничивалось наукой... Оказывается, провалом «контакта» разочарованы не только астрофизики. Уважаемый мной писатель Станислав Лем как-то написал: «Раньше мне казалось, что сигналы из Космоса мы получим через год, два, три... Годы идут, и меня охватывает все большее сомнение, мне начинает казаться, что здесь кроется какая-то тайна». А недавно наткнулся я на проникновенное, тронувшее меня, стихотворение, написанное одной девушкой, Светланой Аркадьевой:

Почему ты молчишь, Вселенная?
Одиночества тяжек плен.
Может, где-то, в созвездии вен
Жизнь пульсирует, столь же тленная?
Почему на своих виражах,
Как спираль ДНК закрученных,
Кинолентой лежишь неозвученной
О пустынных своих миражах?
Для кого же ты крутишь кино? –
Но понять твою горькую правду
Нам еще до конца не дано.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Только свет, твой безмолвный свет...

Господи, как, наверное, одиноки эти люди. И чего уж они так тоскуют по «иному разуму»-то? Или тоска на самом деле из-за другого?

Буквы на камне

Величие Божьего творения можно воспринимать двояко – или с восторгом, или со страхом. В детстве, помню, забравшись на крышу сарая, где сушились рыбачьи сети, я часами смотрел на звезды. Представлял себя героем популярного тогда фильма «Москва – Кассиопея». Звездное пространство манило загадкой. Повзрослев, как-то подрастерял я эту романтику. Потому что много чего узнал о космосе. О том, что это пустой вакуум, в котором зачем-то болтаются раскаленные газовые шары – звезды. Какая уж тут романтика. Огромность и бессмысленность космического пространства – пугала.

А потом был такой случай.

Однажды мы с другом проводили отпуск на Северном Урале. Знакомый вертолетчик высадил нас посреди горного массива и улетел. Весь путь до подножья хребта мой друг ворчал на горы: «Не люблю я это дело. Безобразие. Вот наша русская средняя полоса – милый пейзаж, а тут камни на камне...» Стали взбираться наверх. Сначала поредел и совсем пропал лес, потом куда-то делась трава, а дальше и мох исчез – остались одни голые безжизненные валуны на склоне, хаотически нагроможденные друг на друга.

«Ну, что я говорил?! Без-образие. Разве мог этот хаос Бог сотворить? Нет, это бес постарался», – запыхавшись, комментирует друг. «Тебя послушать, так бес и всю вселенную создал, – возражаю ему. – Ведь в космосе тоже порядка нет: галактики разбросаны там и сям, астероиды разные, осколки планет, пылевые облака, хаос...» Так препирались мы, пока не вскарабкались на самую вершину. И через секунду всегда выдержанный мой товарищ уже... прыгал и что-то кричал. И я тоже кричал «ура» и зачем-то махал руками – таков был восторг от увиденного! Окрест разверзлась красота великая, могучая. Яркое солнце золотило пики ближайших гор, а за ними раскинулся сине-голубой город с островерхими крышами и башнями загадочных замков.

Вершина, на которую мы забрались, представляла собой небольшой пологий пятачок, поросший ярко-зеленой травкой. Здесь, на самом верху, трава почему-то росла, причем такая ровная, аккуратненько «постриженная». Рассмеявшись этой мысли (ну кому понадобилось бы тащить в горы газонокосилку?), уселся я на траву и стал смотреть... Здесь, на Северном Урале, на многие километры нет ни одного человека, безлюдье. Но одиночества не чувствовалось. В очертании хребтов угадывались осмысленные письмена, словно эту ломаную линию провела живая рука, хотевшая нам что-то сообщить. Так мы долго сидели... Вспомнилось детство, крыша сарая, влажные, мягкие рыбацкие сети и – звезды.

Пугаясь космоса, его хаоса, мы почему-то отделяем его от Земли. Мол, вот есть наша планета, а вокруг нее – чуждая, неустроенная вселенная. На самом деле этот космос – в миниатюре – есть и на Земле. Горы, пустыни, дно океана. Разницы никакой.

– Но позвольте, – возразят мне, – Земля маленькая. А космос вон какой большой, необозримый. И там совершенно нет жизни. Разве... не страшно?

– Почему же, – отвечу, – очень даже страшно. Если только на секунду допустить, что Бога нет. Это ведь ужас холодный – представить, что мы сами собой зародились в хаосе, и нет больше никаких признаков жизни в радиусе 48 миллиардов световых лет. Тут поневоле кинешься искать «братьев по разуму». Но Бог-то есть! И каждый волос наш сосчитан. Чего бояться?

– Но зачем Богу создавать такую огромную вселенную ради маленького человечества? Бессмыслица какая-то...

– А зачем Он дал огромную планету лишь двум людям, Адаму и Еве?

– Им было сказано: плодитесь и размножайтесь, расселяйтесь по земле.

– Так и космос тоже можно заселять.

– Э, нет! – поймают меня на слове. – Такие пространства заселить невозможно. Ничто во вселенной не может двигаться быстрее света, это ведь каждый школьник знает. И никто никогда не отправится в путь длиною 48 миллиардов лет.

Действительно, загадка. Зачем Господь простер пространства, которые недостижимы? Зачем эти галактики, целые миры, если мы никогда на них не побываем? Ведь это не рационально, не экономично!

Но почему Бог должен быть рационален? Священное Писание – и Старый, и Новый Заветы – доказывают совсем обратное. Господь благ к избранным Своим. Для спасения любящих Его, для самой малой Своей овцы, Он может свернуть или развернуть свиток небес, погасить звезды или зажечь их. И видимый нами бескрайний космос, вероятно, тоже имеет спасительный смысл. Какой? Не мне судить, но посмею сделать предположение.

Как отучить человека от сладкого? Спрятать от него все шоколадки? Нет, бесполезно. Лучше всего накупить гору этой сладости: кушай, сколько влезет. И весь интерес к шоколаду пропадет, вкус отобьется на всю жизнь. Также и с космосом. Стяжать материю бессмысленно – вон ее сколько вокруг, так стяжайте дух! И вам откроются все царства мира.

Собственно, только таким путем – духовным – и можно постичь бесконечные пространства. Безбрежное вмещается безбрежным.

Три неба

Но вернемся к «иным мирам» во вселенной. Что говорит об этом христианское богословие? Как ни странно, ни одного прямого отрицания их существования я не нашел. Скорее, больше говорили «за», чем «против».

Первым идею «множественности миров» выдвинул Ориген, живший в III веке. На 6-м Вселенском Соборе его предали анафеме, правда, не по этой причине. В XVI веке «о бесконечности Вселенной и о бесконечном множестве обитаемых миров» много говорил Дж. Бруно. Как известно, он был сожжен инквизицией на костре, но опять же по другой причине: доказывая свои космогонические взгляды, он зачем-то высмеивал сами основы христианской веры. В настоящее время Римско-Католическая Церковь принесла покаяние за казнь над Бруно. И сейчас богословы, как католические, так и протестантские, строят смелые гипотезы в области «экзотеологии» («богословии космического пространства»), касающейся возможной природы «внеземных» рас.

А что же православные? Наиболее авторитетное издание на эту тему – книга о.Серафима Роуза «Православие и религия будущего». В ней несколько глав посвящены так называемым «летающим тарелкам». Демоническая природа этого феномена совершенно ясна – по искусительному образу действия, сходному с тем, как действуют бесы. То есть никакие они не инопланетяне. О самих же «иных мирах» о.Серафим высказался только одной фразой: «Нет никаких причин верить, что на других планетах есть «высокоразвитые» существа». Как точно – и по-православному! – сказано. Больше ничего, никаких «доказательств» против, никаких надуманных апологетических вывертов, и не надо.

Потому что верующему человеку придумывать аргументы за или против инопланетян – абсурдно. Как минимум, он должен д о в е р я т ь Богу, пути Которого неисповедимы. Даже если Он, представим, создал что-то неведомое нам во вселенной, то это нас никак не касается. Нам не даны откровения по этому вопросу, значит, он не важен для нашего спасения.

Во-вторых, для верующего другие галактики не так уж интересны. Потому что физический мир, хоть и огромен (48 миллиардов световых лет), но он – лишь одна из «обителей», которых «в доме Отца Моего много» (Ин.14, 2). По слову блаженного Августина, «существуют многие небеса».

1-е небо – то, «которое мы видим выше земли, с которого блещут светила и звезды».

2-е небо – «то, что созерцается духом в телесном подобии.., откуда спускалась к Петру в экстазе корзина полная животных (Деян. 10, 10-12)».

3-е небо – «то, что зрится умом настолько сосредоточенным и углубленным, отрешенным и очищенным от всех телесных чувств, что все там сущее, самую субстанцию Божию и Слово Божие... он может неизреченным образом видеть и слышать» («О Книге Бытия», гл. XXIX).

Блаженный Августин приводит и другие точки зрения, по которым небес насчитывают семь, девять и даже десять. Причем «и в том небе, которое называется твердью», – то есть в материальном мире – «существуют последовательно многие» миры (гл. XXIX). Наш современник назвал бы их «параллельными мирами».

И сколь прекрасны эти духовные пространства, сравнительно с нашим космическим! Св.Иоанн Златоуст писал: «Прекрасно небо (1-е – ред.), но не так прекрасно, как ангел; светло солнце, но не так светло, как архангел» («Восемь слов на Книгу Бытия», 1).

«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь», – сказал царь Давид (Пс. 18, 2). «Твердь», иными словами материальный мир, призвана свидетельствовать о том, что мир сотворен Богом. И эти свидетельства есть – в том числе среди последних открытий физиков и астрономов. Но это уже другая тема. Пока же предлагаю полюбоваться на снимки миров, где мы никогда не побываем – все-таки они красивы!

М.ВЫГИН

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга

 

Примечание:

В качестве примера аргументации против иного разума во вселенной приведу такой (он мне встретился в одной из конференций):

«Иных разумных существ, кроме нас, нет, потому что не мог Господь несколько раз распинаться на Кресте на разных планетах. Искупительная жертва за мир была принесена только единожды, а не много раз!»

По сути верно, но я бы все это выразил другими словами: «На своем опыте мы знаем, что Господь благ, поэтому ожидаемо, что Он принял крестные муки и за «иное человечество» - если, конечно, оно существует во вселенной, в чем мы весьма сомневаемся. При этом искупительная жертва была принесена единожды - сразу за всех». И ничего более бы к этому не прибавил. Почему?

Давайте внимательней рассмотрим цитируемый аргумент. В нем есть два утверждения: «не мог Господь» и «жертва была принесена... не много раз». Теперь вдумаемся, что значит НЕ МНОГО РАЗ? Это мера времени, причем, наша - человеческая - мера времени. Но почему мы Сущего Бога, Который пребывает за пределами двухмерного времени, ограничиваем своим земными, человеческими рамками? То, что мы называем «сегодня», «завтра», «миллион лет назад», для Господа может совершаться одновременно. Представим себе такую «абсурдную» картину: вот живет на земле человек, и одновременно с ним, но миллионны лет назад, этот же человек живет в другом месте на удалении миллиарда световых лет - тот же самый человек, состоящий из тех же атомов, вмещающий ту же душу, в общем, он сам. Скажете, не возможно? Но Богу все возможно! Что уж говорить, если даже в нашей косной, ограниченной материи одна и та же квантовая частица ОДНОВРЕМЕННО может пребывать в разных точках пространства (это «общее место» в квантовой физике). Тем более это возможно Творцу материи, пространства, и времени.

Но даже не это главное. Само по себе утверждение «не мог Господь» - ложно и есть начало ереси. Да, мы что-то знаем о Господе по Его откровениям, по проявлениям Его любви к нам. Но это знание не дает нам права утверждать: вот это Господь может, а то не может. Он дал нам свободу воли, почему же мы лишаем Его Самого этой свободы? Сегодня Он нас любит, но... может и перестать любить. Только при этом условии - свободы - возможна Любовь.

Поэтому любые аргументы, направленные на доказательства или отрицание того, о чем у нас нет положительного знания (т.е. что не было дано Богом в откровении) - уже априори есть ложь, ведущая в дальнейшем к ереси, к Богоотступничеству. Поэтому в вопросе "бытия иных разумов" нам не следует утверждать что-то определенное. Хотя мы вольны делать свои предположения, допущения и т.д.

Лично я не думаю, что инопланетяне существуют. Но - в то же время - у меня нет никакого страха, что вот астрофизики возьмут да и откроют в какой-то галактике признаки разумной жизни. Чего бояться-то? Если это есть во вселенной - значит это есть, значит Господь это создал. Если нет - значит не создал. ЕГО воля, а не моя.

Именно так! Моя свободная воля растространяется только на то, что я действительно могу изменить. Основы же мироздания мне не подвластны. Я лишь наблюдатель, исследователь этого творения Божия. Не могу я, не вправе заявлять: «вот это в Его творении должно совершаться так, а это иначе». Нет! Мне дано лишь смотреть, ожидать и... восхищаться величием Божьего мироздания.

(вернуться)