ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ


БАБА ГАЛЯ

«Господь тянет, и у меня нет никого, кроме Бога...»

В благолепный храм Пантелеимона Целителя, что в Мурашах Кировской области, ходят в основном одни старушки. Они сами его и построили вместе с настоятелем о.Стефаном Сидором. Теперь все строительницы храма напрочь связали свою жизнь с домом Божиим, не пропускают ни одной службы. Некоторые даже согласны постоянно жить при храме, как баба Галя. Рядом с величественным каменным храмом разбросаны подсобные помещения: возводится богадельня для старушек, стоят сараи, мастерские и жилой деревянный дом, где они раньше молились. В нем и живет баба Галя – худенькая, сгорбленная, вся седая, с добрыми детскими глазами. И ходит она еле-еле с палочкой в черном монашеском облачении, сильно прихрамывая на одну ногу. Больно смотреть, как во время службы она с трудом опускается на колени вместе с другими старушками и подолгу молится, а потом с большим трудом поднимается. Правда, рядом с подсвечником, за которым она присматривает, есть небольшая лавочка, и по немощи своей баба Галя иногда присаживается на нее.

После службы зашел я к ней в намоленную избушку и увидел, что баба Галя делает восковые свечи.

– А где вы воск берете? – спрашиваю старушку.

– Так ведь у нас батюшко пчел держит. У нас батюшко очень хороший, хозяйственный, предусмотрительный, – не разговаривает, а ласково поет старушка, протяжно вытягивая слова. – Он ведь у нас сам все делает: и служит, и на машине ездит, и по хозяйству, всем его Господь одарил. Во всех Мурашах единого экого мужика нету, как батюшко, единого. У нас все пьяники... (смеется она такой вот житейской несуразице). Когда батюшко к нам приехал, ему ведь лет двадцать всего было, а сейчас сорок. Посчитай, сколько всего он сделал. И мы ведь были помоложе, когда церковь-то начали строить в 86-м году. Думали, не получится, а вишь, выстроили, все своим трудом.

– Ну, не сами же вы кирпич клали, каменщики трудились?

– И каменщики, и мы сами клали. Кирпичи-то везде ходили собирать. Хорошие-то у нас только снаружи, а внутри все битые. Ехали мимо тут чигане на лошадях. Остановились около церкви, а мы уже выше окошек строили. Взяли по кирпичику, поднялись по трапам и положили сами в стену. Тоже, говорят, наша лепта будет. Строили-то все эти пьяники – сколько ведь их сменилось за строительство. А достраивали батюшкины и матушкины братовья, специально с Украины приезжали, и слава Богу.

А я ходила денюжки собирала на церкву. Все лесные конторы обошла, везде, везде ходила. Теперь-то бы не смогла, так уж плохо на ногах стою. Меня еще молодой, 23 мне было в 59-м году, парализовало после аборта. Выросла-то я без родителей, да еще парализовало. Три месяца и три недели лежала в больнице (старушка плачет). А потом Господу Богу преклонилася, Он меня и исцелил. С тех пор Господь и тянет за Собой, и у меня нет никого, кроме Бога.

– Что, и своих детей нет? – жалею бабушку.

– Есть у меня один сын, да пьющий. Сын-то у меня в своем дому живет, скот держит. Пьет и работает. И у меня квартира есть, большая, хорошая, три комнаты. Она у меня прикомпозирована, только я в ней не живу, тяжело ходить. Здесь, в церкви, живу.

– Так как же вы каждый год на Великую ходите? – спрашиваю бабушку, зная, что она постоянно участвует в Великорецком крестном ходе.

– Каждый год, еще ни разу не оступилася, – соглашается старушка. – Ноне вот шла с Юрьи. Как же не трудно, очень трудно. Если б были зубы, так все бы губы искусала. Но все равно шла, на палку опиралась.

– Там, на крестном ходе, я видел одного деда с больными ногами. Он сразу с двумя палками шел. Может быть, так легче?

– Да у меня рука палочку не держит (показывает мне разбитую параличом скрюченную кисть левой руки), другая сумку-то держит. Вот иду с авоськой и рюкзаком за плечами и все молюсь: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня, грешную! Помоги мне дойти! Так хочу дойти, так хочу!» И Господь помогает. Семь раз с Кирова прошла, четыре с Юрьи. Слава тебе, Господи! В первый раз одна за все Мураши ходила. Мне батюшко Стефан говорит: «Ты все грехи из Мурашей на Великую одна понесла». А на третий раз мы уже трое пошли, на четвертый раз – пятеро. Потом семь человек ходило.

– Как же вы не отстаете с больными ногами-то? Все-таки 94 километра!

– Вот и батюшко каждый раз волнуется, сомневается: «Как дойдет моя бабушка?» А я, слава Богу, его молитвами дохожу. У Господа, у Пресвятой Богородицы, у Николая Чудотворца помощи прошу. А спим мы там на голом полу в спортзале, сельсовете да на голой земле.

– Наверное, туристический коврик с собой берете, чтобы не холодно было спать? – спрашиваю бабушку, зная, что в последнее время все ходят с такими ковриками.

– Не-е, не беру, тяжело, ни единого раза не брала.

– Как же, надо брать, а то ведь простудиться можно! – беспокоюсь за старушку.

– Ни разу не болела. Как-то Господь меня все хранит. Ни единого разику даже ноги не смузолила.

– Да вы что? – удивляюсь я еще больше. – А в чем же вы ходите?

– В ботинках кожаных. В кедах нельзя ходить. Батюшка Анатолий в кедах шел, все ноги смузолил, шел в конце босиком. По один раз я с Домной с Летки ходила. Приехала она сюды в церкву. Я ее одела, дала ботинки, фуфайку, платье. Ей так понравилося! А ноне с ней в Дивеево встретилися на святом месте у Серафима Саровского. Три ночи там спали на канавке. Там как служивают службу, все идут ходом по канавке, и я тоже ходила.

– Ну и как, помог вам преподобный?

– Да что ты! Помог, как не помог. Господь тянет, слава Богу! Вот если доживу до нонешнего лета, пойду опять на Великую. Только бы Господь дал дожить.

В храме баба Галя вместе с другими старушками то и дело подходила ко мне, чего-нибудь желала хорошего. Один раз прихромала ко мне и, улыбаясь, пропела: «Дай Бог вам здоровья!» После литургии перед моим отъездом поздравила со святым причастием, протянула три карамельки. «Ешь, они скусны-ы-ы-е! Ангела вам на пути!»

И вам, баба Галя, дай Бог здоровья. А конфетки ваши, действительно, оказались такие вкусные!

Е.Суворов

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга