ЖИВОЕ СЛОВО


НУЖНО ЛИ ИДТИ В НАРОД?

Апостолы за короткое время посеяли семена веры на огромных территориях, а ведь обращать им приходилось язычников. Нужно ли священнику сегодня идти в народ?

Отец Валентин Кобылин (поселок Красноборск Архангельской области):

– Да, сложновато получается у нас с этим. Буквально сегодня пришел новый архангельский епархиальный вестник. В нем отец Артемий, настоятель храма в с.Зачачье Холмогорского района, рассказывает: он в алтаре, матушка на клиросе, а в храме пусто. У нас не просто языческий мир, а безбожный, атеистический. Язычники все-таки верили, что в небе не пусто, а сейчас можно услышать даже из уст православного: «Верить можно только в самого себя».

У себя на приходе я миссионерствовать с чего начал? Посадил в машину трех учителей, повез на Иоанновские чтения в Архангельск. Решил, что с этой стороны подход нужно искать к народу. Во второй раз поехали восемь преподавателей, в третий – восемнадцать. Потом Иоанновские чтения какое-то время не проводились, и мы в Москву стали ездить. И на Рождественские чтения, и на конференции центра «Жизнь». Задача была не в том, чтобы наши учителя услышали что-то о вере православной, а в том, чтобы они увидели православных людей за пределами своей хаты, которая с краю. Поняли, что православие – это не просто философия, религия, а жизнь. Здесь и труд, и отдых, и радость, и скорбь.

Но восемнадцать человек стало пиком наших усилий. Из них три-четыре человека теперь со мной, и это хорошо. Есть у нас и воскресная школа – для детей и взрослых, езжу, с людьми встречаюсь. Но чем дальше, тем больше прихожу к выводу – этого не просто мало.

Если упор делать на просвещении, мы никуда не придем. Учение, учение, учение, а что в результате – книжничество? Пока человек своей греховности не осознает, не придет в слезах – все пустое. Важно не то, что он придет, а как придет. Главное сегодня не проповедовать, не разъяснять, а пытаться людей приводить к покаянию.

Ведь чаще всего, когда приходят за помощью, не задумываются, кто и как будет помогать, лишь бы помогло. Чем это отличается от первобытной магии? Ничем. Это – православие? Давайте не будем оскорблять нашу веру этим оптимизмом.

Сейчас нужно идти не с проповедью, а с тем, чтобы люди, видя наши добрые дела, по словам Спасителя, прославляли Отца Небесного. Очень много сказано о вере и говорится непрестанно, и кто хочет, и даже кто не очень хочет, уже не по одному разу многое слышал. Но не многоглаголанием мы сможем помочь Церкви. С делами веры и любви нужно быть среди народа. Надо просто жить по воле Божией, любить Господа, не ждать, что он нам за это подаст.

А в отношениях с людьми показывать – делай, как я. Творить дела милосердия, противиться беззаконным деяниям властей имущих, которые попирают народ. Делами показывать, что мы, иереи, – отцы, что мы, православные, – соль земли, а не секта, которая под благовидным предлогом тянет на себя одеяло.

Отец Василий Вольский (г.Мурманск):

– Приходской священник не тот, к кому приходят, а тот, кто сам приходит. В дореволюционных учебниках по пастырскому богословию написано, что первая обязанность священника учить людей, вторая – тайнодействовать, третья – жить свято, четвертая – молиться о людях. И апостол Павел пишет в пастырских посланиях к Тимофею и Титу, что учительство – первая обязанность.

Мы в Мурманске учим не только с амвона, но и пытаемся посещать библиотеки, колонии, воинские части. И в школы пытаемся пробиться, но только они нас плохо принимают. У нас и областное управление, и особенно городской отдел образования настроены плохо к Церкви. Однажды меня пригласили в лицей сказать приветственное слово. И когда меня там увидели руководители областного и городского образования, то спросили директора лицея: «Что здесь делает учитель культа?» Это было года два назад. С тех пор ничего не изменилось.

Пытались мы ввести часы православной культуры в одной школе, но преподавателю было такое число часов отведено, что он не мог от них прокормиться и вынужден был отказаться от этого делания. А в поселке Абрам-мыс закрыли православный кружок в детском доме. Решили, что сироты и без православия обойдутся.

Чтобы довести сведения до учителей о Рождественских чтениях, я послал человека в областное управление. И там сказали: «Мы в курсе, нам министр образования Филиппов прислал приглашение». Но эта информация вниз так и не пошла. Учителей о ней не известили.

Но делаем, что можем. В областной научной библиотеке провели презентацию книги о.Митрофана (Баданина) «Блаженный Феодорит Кольский – просветитель лопарей». Пришли писатели, журналисты, народ съехался со всей области. Саамы приехали из Ловозера – это их национальный центр. Сейчас, правда, у саамов не все благополучно. Им пытаются под видом возрождения национальной культуры привить язычество. С другой стороны, сектанты действуют, с третьей – финские саамы – лютеране, и контакты с ними могут увести в эту сторону. Есть, правда, у них храм – Богоявленская церковь, но народу пока не много ходит. Все очень сложно пока, и книга отца Митрофана оказалась очень кстати.

Что еще можно сказать о нашей православной миссии? Жить надо свято. У священника на кресте с обратной стороны написано: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Если это помнить, а главное – исполнять, пойдут к нам люди.

Отец Иоанн Федько (Троицко-Печорск Республики Коми):

– А как же, надо обязательно идти к людям. Господь в Евангелии сказал: «Идити научите все народы». Эти слова в первую очередь обращены к нам – пастырям. Мы у себя в районе посещаем дома престарелых, беседуем, таинства совершаем. Приглашают нас и учителя в школы на уроки. Особенно со 2-й школой теплые отношения наладились. В старших классах две недели подряд проводились беседы на духовно-нравственные темы, а четвертые-пятые классы приводили в храм учителя. Каждый день по два класса к нам приходили. Были случаи, когда ученики, послушав урок Закона Божьего, потом приходили, крестились. Они еще дети, но иногда с тех пор заходят и родителей приводят.

И ездим, конечно, на участки – в села и поселки нашего района. В каждой проповеди, на каждой встрече говорю главное: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» – с этими словами обращался Иоанн Креститель к людям. С этими словами и Господь к нам обратился. Побеседуешь с человеком на отпевании или крестинах, что-то в нем затеплится. Потом, если горе какое случится, знает – есть храм. Ведь чаще всего через горе приходят. И лучше, чтобы человек прежде тебя где-то видел – в школе, на участке или еще где, когда ты успел в него что-то заронить, преодолеть отчуждение от Церкви.

Глава администрации у нас хороший, я его помазал елеем, когда он пришел меня с десятилетием служения поздравить. Оказалось, что у него дедушка был в священном сане. Эта память влияет.

Но все, конечно, только начинается. Самое удобное место в Троицко-Печорске, где можно со многими людьми побеседовать, – это Дом культуры. Но я туда не могу пойти, себя пересилить. Там прежде храм стоял, кладбище было. Потом все это разрушили, теперь – пляшут. Мы хотели заново на этом месте церковь отстроить, но нам прежний глава районной администрации отказал. А я не могу идти туда, где на костях пляшут.

Трудно нам с ослепленными, обманутыми людьми сближаться, но я здесь не первый год, меня все знают, нет ни одного человека, который в храме бы не побывал. Все видели, слышали, да не все остались. Много званых, как говорил Господь, да мало избранных.

Сейчас, конечно, получше, чем было десять лет назад. Костяк прихода у нас человек 60. Это на 8 тысяч. Вроде мало, но по нынешним временам и за это слава Богу. Для сельского прихода это много. Из той общины, с которой я начинал дело, осталась горстка. Умирают мои бабушки. Когда пришел, средний возраст наших прихожан был за 60 лет, а сейчас – 40-45. Растем.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга