ОТКЛИК


КАК НАМ ВЕРНУТЬСЯ В ХРАМОВОЕ ПРОСТРАНСТВО?

Прочитала в 433-м номере «Веры» интервью с Григорием Спичаком. Оно задело меня, главным образом, своей «позитивной» частью, ответом на вопрос, что делать. «Вернуться к естеству... и воспринимать город как храмовое пространство» невозможно и немыслимо в той навязанной нам системе координат (сетке улиц), в которой мы живем.

В старом Усть-Сысольске (по плану времени императрицы Екатерины II) параллельные реке улицы именовались, начиная от реки, так: Набережная (Кирова), Спасская (Советская), Троицкая (Ленина), Георгиевская (Интернациональная), Юго-Западная (Первомайская). И с севера на юг так: Северо-Загородная (Горького), Покровская (Орджоникидзе), Сухановская (Бабушкина), Трехсвятительская (т.е.святителей Герасима, Питирима и Ионы, теперь Коммунистическая), Предтечная (Куратова), Никольская (Пушкина), Южно-Загородная (Каликовой).

Старые названия, милые слуху, глазу и сердцу христианина, были заменены на все жуткие современные 70 с лишним лет назад, и в наши дни они продолжают отравлять городскую атмосферу. Самое простое решение: выставить на Стефановской площади два щита – со старыми и современными названиями, – и пусть горожане подписываются под тем щитом, который одобряют. Или пусть в начале каждой улицы будут вывешены две таблички, и живущие на этой улице выберут одно из двух названий. Впрочем, боюсь, что результат будет – в пользу привычных названий. Еще одно. Для того, чтобы горожане видели места разрушенных храмов, их должно обозначить крестом. Я много лет преподаю и вижу, что дети практически ничего не знают об истории России XX века: оболганы, оклеветаны Царственные мученики, и неизвестны, укрыты молчанием остальные новомученики и исповедники Российские. Где в Сыктывкаре улицы, названные их именами?


Стефановский собор

Когда я иду через Стефановскую площадь или Кировский парк, я вижу там не памятник «вождю мирового пролетариата» и собачью площадку, а храмы, парящие над землей – Стефановский, Троицкий, Покровский, Никольский – такими, как на старых фотографиях. Красота и свет русской жизни, жизни Царской России, сияют над нашей землей, но я не уверена в том, что этот свет и сияние спустятся на землю.

Возможно, сейчас уже позднее, чем мы думаем. Много лет я вижу в храмах пожилых женщин, а за партами – детей, и у меня такое чувство, что из бабушек и внуков и состоит наше общество. Почему никто из сменившихся за последние 10-15 лет градоначальников и депутатов городского Совета не предложил хотя бы перенести памятник Ленину с места снесенного Стефановского собора? В юбилейный Стефановский год я сама видела в программе торжеств строку: «возложение цветов Патриархом к памятнику Ленину». Вместо этого Патриарх поехал в Казанскую церковь, но – цветы были все равно «возложены» тогдашними властями... не в последний раз.

Какими могут быть мотивы для сохранения этого и других символов беззакония? Незнание и равнодушие? Преобладание других жизненных интересов? Когда читаешь в дневнике Государя написанные в ночь вынужденного отречения слова: «Кругом измена, трусость и обман» – хочется плакать. У меня дома много икон и фотографий Государя, но мне бы хотелось видеть дорогие образы и выходя из дома. Возле Федоровского собора в Царском селе установлен памятник Государю – и как же благодатно, утешительно в Царском, у храма, у этого памятника. Там не знаешь, где находишься – на земле или на небе. Пока трудно представить, что на Стефановской площади – святителю Стефану памятник стоит.

Хотя в моей родной Белоруссии уже есть такие примеры. Так, в Полоцке преподобная Ефросиния и Франциск Скорина стоят на городских площадях, а не Маркс с Лениным. А в Коми, лагерном краю, памятник Ленину – все равно что палачу Кашкетину какому-нибудь. И дай Бог, чтобы очистилась эта земля!

Н.Петренко, православный педагог

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга