ПЕРЕПИСКА


ЛЕГКО ЛИ ИГО ХРИСТОВО?

Читатель отвечает на публикацию в газете

В № 399 газеты под рубрикой «Переписка» мы поместили письмо кандидата технических наук Сергея Абрамова «Надеюсь, кто-то ответит мне...» Тогда ему отвечал Валерий Мельников из Новосибирска. Но вот пришло еще одно письмо от рабы Божией Людмилы:

«...Какое хорошее, искреннее письмо Вы напечатали! Но чувствуется у его автора, С.Абрамова, некоторая запальчивость. Хочется и мне ему кое-что сказать, тем более, что ранее и у меня те же самые вопросы возникали.

Он пишет: «Некоторые указывают, что в миру можно спастись только так: встал утром – прочти пятисотницу (если на работу надо к 8 часам, то подниматься нужно для этого в половине пятого) и утреннее правило, затем, творя непрестанную молитву, добросовестно выполняй порученное начальством и т.д. Да где же тут «благое и легкое иго Христово»? Не легче ли было исполнять Моисеев закон?»

Вот что я хочу ответить. Бог все наши возможности знает лучше нас. Так, если у человека есть время прочитать Библию и особенно Евангелие, и он этого не сделал по причине, например, долгого сидения перед «ящиком», то, конечно, за это с него спросится. А если занят человек, то и молитвы, на ходу прочитанные, примет Бог. Ни с кого Он не требует дел сверх его сил. Но вот, идя, скажем, на работу, стоя на остановке, ведь не перебирать в голове склоки и прочее, а лучше молиться, пусть короткими молитвами, хотя бы даже одно имя Христа или Богородицы произносить. Кого мы зовем, Тот и будет рядом.

«Не лучше ли нам исполнять закон Моисея?» Ветхий Завет ап.Павел назвал «детоводителем ко Христу». Действительно, малосознательные дети, живущие эмоциями, а не разумом, так и поступают: око за око, зуб за зуб. Но вот когда взрослые ведут себя как неразумные дети – их изолируют от общества. Да, Спаситель предложил повзрослевшему человечеству жить по Новому закону, то есть действовать сверх закона человеческого естества, совершать сверхъестественные поступки. Но вот что важно! Мы сами не можем прыгнуть выше своей головы. Сверхъестественные дела может только Бог творить! Поэтому надо дать Ему возможность действовать в нас. Чем? Перестать Ему сопротивляться.

Это как в веществе: ток не возникнет в нем, если сопротивление вещества велико. Поэтому Господь сказал ап. Павлу: «Сила Моя совершается в вашей (нашей) немощи». Этим как раз и объясняется, почему «иго Христово» – благое и легкое. Удивительно-то вот что! Если в уме посчитать, сколько надо «потратить времени» на совершение обязательных правил, молитв, то, действительно, это покажется тяжелым. А если ничего не считать, а просто обернуться сердцем к Господу и стараться всегда памятовать о Нем, и стараться ПО ВОЗМОЖНОСТИ молиться – то сами собой, откуда ни возьмись, появятся и возможности, и время даже у загруженного работой человека. Сколь длинным станет у него молитвенное правило – это его личное дело. Но по опыту других я знаю, что и весьма занятые люди подолгу молятся.

Есть два креста – легкий и тяжелый. Легкий – тот, который дает нам Спаситель. Он помогает его нести, поэтому легкий. А тяжелый – это когда мы свою волю ставим поперек воли Божией, и получается крест неудобоносимым. Он, действительно, может раздавить человека своей тяжестью.

Еще С.Абрамов пишет о загадке сотворения мира, мол, написанное в Библии следует толковать иносказательно, чтобы это не противоречило научным данным. Видно, что он очень переживает по этому поводу и замечает: «Зачем мне надо столько думать над вопросом, над которым большинство православных думать не хочет? Но ведь сказано: «Блаженны алчущие и жаждущие правды...» Здесь автор, мне кажется, ошибочно считает, что четвертое Блаженство говорит о поисках всякого знания. Блаженными Спаситель называет алчущих не любого знания, а только правды Божьей, которая содержится в Библии и работах святых отцов. И эта правда – такая глубина, что и всей человеческой жизни не хватит, чтобы познать ее. А если что и скрыл от нас Господь – то, значит, это нам знать преждевременно.

Автор письма – человек ученый, кандидат наук. А самое главное в науке – разложить все по полочкам, отделить главное от второстепенного, чтобы в голове не было каши, а был порядок. Вот и будем мы учеными, разберемся, что для нас главное. Спасение. Спасает нас Спаситель. А что он говорил? То, что написано в Евангелии и Посланиях. Делаем мы это? Нет. Значит, спасаемся плохо, никак... Вот о чем переживать надо.

Вообще, Бог нам на земле жизнь определил очень простую и понятную: в первую очередь, надо научиться Его слушаться и подчиняться Ему. Это можно сравнить с тем, как, например, отец копается в телевизоре, а его маленький сынок лезет туда же, и отец, конечно же, отгонит его от сложной и опасной техники: не лезь туда, куда тебе не положено, твое дело слушаться родителей, учиться и своими детскими делами заниматься. Мы рвемся постичь высокие материи, а свое дело, которое Богом будет с нас спрошено, это мы и знать не хотим. Вот и получаем Чернобыль и прочее...

И еще, последнее. Автор спрашивает: почему в храмах нет молодежи? И отвечает: потому что не тем языком с ней говорят... Я вижу это иначе. Молодых потому мало в храмах, что жизненные соки в них бурлят, страсти пламенеют, а православие призывает к воздержанию, про которое автор обиженно говорит: «Все нельзя!» Не все нельзя, а всякие излишества есть дело очень опасное. Поэтому в церковь и ходят в основном пожилые люди, которых, как сказала одна наша верующая, «уже жареный петух клюнул». Вот и Чечню не случайно Бог попустил: из-за нее сколько молодых людей и их родителей обратились к Нему и встали на путь спасения.

Простите, если чем обидела. С уважением и любовью о Господе, раба Божья Людмила».

Подготовил М.Выгин

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга